Духовная жизнь

О крестах


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Крест

Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38), то есть, если кто идет за Мной и не несет креста своего, тот не достоин Меня...— так говорит сегодня Господь Иисус Христос во Святом Евангелии. Крест нам кажется чем-то тяжелым, неприятным, но на самом деле крест есть символ победы над грехом и смертью и означает очень хорошие качества или добродетели. Это есть любовь, смирение, терпение, послушание.

Многие ропщут на свой крест, на Бога и на людей; говорят, что их крест очень тяжел, не по силам. Но это неправильно. Все несут крест посильный, выше сил ни у кого нет креста.

Об этом есть рассказ, как один христианин заболел и были у него скорби. Он стал роптать и говорить:

— Господи, почему Ты дал мне такой тяжелый крест, я не могу терпеть, не могу нести его!

Он уснул и видит тонкий сон-видение.

Он находится в длинном коридоре, освещенном лампадами, и видит множество крестов разной величины, формы и из разных материалов: золотые, серебряные, каменные, мраморные, гранитные, деревянные. Ангел говорит ему:

— Выбери из этих крестов себе крест, какой ты можешь нести.

Он подумал, что вот возьму крест золотой из благородного металла; подошел к нему и не смог поднять его. Тогда он подошел к серебряному кресту и тоже не смог поднять его, и дальше он стал подходить ко всем крестам, но все они были очень тяжелые, не по силам ему. Тогда он просит Ангела помочь ему выбрать крест по силам. Ангел говорит ему:

— Ну, посмотри сам еще.

Он стал смотреть и увидел деревянный крест довольно большой; он подошел к нему и взвалил себе на плечи и... вроде ничего, можно нести его. Тогда он сказал Ангелу:

— Вот этот крест я могу нести, он не очень легкий, но и не очень тяжелый.

Ангел говорит ему:

— А ну, посмотри! Какой это крест?

Он посмотрел и узнал, что это и есть его крест; тот самый крест, который он нес. Тогда он сказал:

— Так это и есть мой крест! Прости меня, Боже! Больше никогда не буду роптать на свой крест и прогневлять Бога.

Итак, крест всем дается по силам, и каждый должен нести свой крест, то есть скорби, болезни и всякие испытания безропотно, с терпением. А если кто ропщет, тот бросает свой крест и не идет за Христом, Который говорит: «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть...», «Научитеся от Мене, яко кроток и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим».

Крест есть наружный и внутренний.

Наружный — мы видим изображение его в церкви и видим, как священник осеняет нас крестом. Мы носим крестик и молимся:

— Огради нас, Господи, силою Честнаго и Животворящего Креста и сохрани нас от всякого зла.

Внутренний — это скорби, болезни и всякие бедствия, а также гнев, раздражение и прочее, с чем мы должны бороться.

Крест есть сила. Если на нас находит грев, раздражение, перекрестись и скажи:

— Господи, помоги мне!

И сразу станет легче. Но, к сожалению, мы часто забываем обращаться за помощью к Господу и через это много делаем зла и себе и другим. Мы не должны делать никому зла, но только добро; каждого мы должны утешить, успокоить. Человек есть разумное существо, и ему не свойственны зло и нечистота; ему не свойственно пьянство до бесчувствия, не свойственно валяться в грязи и ругаться матерными словами. Такой христианин только по званию, а по делам хуже язычника.

Но мы не должны отчаиваться, если иногда вместо благочестия совершаем нечестие, то есть зло. Нам Господь дал Таинства Покаяния и Причащения. В Таинстве Покаяния мы очищаем свою совесть, а в Таинстве Причащения мы соединяемся с Господом мира и любви. Про человека, очищенного этими святыми Таинствами, можно сказать: какой добрый, какой симпатичный человек! Христиане должны стремиться к миру, любви, благочестию. Есть еще не христиане, но люди доброй воли, которые тоже стремятся к миру, любви и благочестию.

К людям доброй воли относится и царь Константин Великий, который жил в IV веке и был язычник, но любил правду, мир и благочестие. В это время жил один нечестивый царь Максентий, который обижал многих соседей. Царя Константина Великого просили защитить их от этого злого, нечестивого царя Максентия. Константину Великому было видение на небе — Крест Господень, и сказано: Сим победиши! Он сделал на знаменах кресты и пошел войной на царя Максентия и победил его. Впоследствии Константин Великий стал христианином.

Равноапостольная царица Елена путешествовала в Иерусалим, где с помощью Божией разыскала Крест Господень, на котором был распят Иисус Христос.

Крест Господень есть большая сила против врагов видимых и невидимых. Нужно с благоговением почитать Крест Господень, со страхом и благоговением правильно делать на себе крестное знамение и с терпением нести свой внутренний крест.

Тяжелый крест несут монашествующие, про них преподобный Серафим Саровский сказал:

— Монах — это человек, который терпит поношение, напраслины, клевету.

Вот что должен терпеть монах! И мы тоже должны все терпеть, каяться и соединяться с Господом мира и любви, чтобы всегда быть с Ним! Аминь.

 
Схиигумен Савва
из книги: «Опыт построения истинного миросозерцания»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст