Духовная жизнь

О терпении


Архиепископ Кирилл Гундяев
Архиепископ Кирилл (Гундяев)

Во имя отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня мы будем размышлять о следующей добродетели, стяжание которой чрезвычайно важно для нашего духовного совершенствования. Мы будем говорить о терпении.

Для того чтобы стяжать дар терпения в душе, верующий христианин должен понимать смысл, духовную суть этой добродетели, потому что в интерпретации толкования терпения очень много привносится со стороны лишнего и мешающего уразумению подлинной сути этой добродетели. Часто привносится то, что чуждо христианскому пониманию терпения.

Что же собой представляет терпение?

Это способность человека сохранять внутренний мир. Терпение есть способность сохранять дух покоя. И было бы большой ошибкой считать, что терпение это есть качество нашей воли, или состояние нашей воли. Конечно, в созидании терпения участвует и воля, но само терпение не является лишь результатом волевых усилий человека. В отличие от выносливости, выдержки и сдержанности, которые подлинно являются проявлением только лишь волевых усилий человеческой личности. Итак, терпение есть способность сохранять внутренний мир. Терпение как броня ограждает человека от перипетий окружающей его жизни.

Что же лежит в основе терпения? В основе лежит, мои дорогие братья и сестры, все то же: лежит подлинная религиозность человека. Она лежит в основе всех добродетелей: и смирения, и смиренномудрия, и любви, и веры, и надежды, и, наконец, терпения. Мы с вами говорили, что подлинной религиозностью является жизнь в соответствии с Божиим Законом, Божиим планом, а жизнь вопреки Божьего плана, Божьего Закона, Божьего Промысла, есть жизнь нерелигиозная, вне зависимости от того, исповедует человек религию или является неверующим. Мы говорили о том, что у верующего человека Бог — ценность жизни, а у неверующего, опять вне зависимости от того, исповедует он на словах веру или нет, в центре сам человек. Ну, а что это означает: иметь Бога в центре своей жизни. Ведь это красивое и вдохновляющее право, но как оно практически осуществляется, практически применяется в жизни человека? Очень просто мои дорогие: иметь в центре Бога означает признавать Бога своим Творцом и Промыслителем, то, что вся жизнь и все ее проявление являются результатом проявления Божьей о нас воли. И в ответ на это признание, в ответ на эту веру человек обязан строить свою жизнь по Божьему Закону, который является ему в голосе его совести и в писаном Законе Божественного Откровения. То есть, если сказать очень просто — жизнь по Божьему плану, по Божьему Закону означает жизнь по Божьим заповедям. Ибо в этих простых и очень понятных заповедях сформулирована вся суть Божьего закона и Божьего плана о мире и о каждом человеческой личности.

Принятие религиозной жизни, то есть той самой жизни, о которой мы только что сказали, и будет являться самым сильным фактором, способствующим воспитанию терпения в человеке. Ведь для всех это означает принимать Божью волю, вне зависимости от того, в каких жизненных обстоятельствах эта воля себя проявляет. Это означает безгранично довериться Богу, верить Ему во всем, даже тогда, когда Он проводит нас через страдания, верить тогда, когда Он проводит нас через искушения, верить тогда, когда даже с точки зрения здравого человеческого смысла верить невозможно, подобно Аврааму, несущему своего ребенка на заклание, верить подобно Моисею, которому Бог повелел вывести народ Свой из Египта, верить подобно Пречистой Деве, услышавшей из уст Ангела весть о Благовещении, верить в то, что Бог есть Творец истории и каждой человеческой личности, каждой человеческой судьбы. И подлинное приятие веры в Промысл Божий и вызовет в наших сердцах естественное чувство взаимности, которое и будет тем самым терпением, которое поможет человеку в самых трудных жизненных обстоятельствах, доверившись Божией воли, сохранить внутренний мир и спокойствие.

А как же тогда быть со злом, которое окружает нас? Как мы должны относиться к явному проявлению зла, будь то в личной нашей жизни или общественной? Должны ли мы благодушно и спокойно воспринимать это зло, и каким образом не противиться ему? Те, кто плохо знает суть Евангельского Благовестия, утверждают именно это. Что христианская мораль, воспитывая в людях терпение, делает их неспособными реально сопротивляться злу. Это, мои дорогие братья и сестры, искаженное толкование христианской морали. Терпеть не означает принимать, терпение в нашем соприкосновении со злом означает лишь только то, что душа наша закрыта броней от этого зла. И зло, как смертоносная и заразная бацилла, не способно проникнуть в недра нашей духовной жизни и произрастить новое зло в глубине нашего сердца. На зло мы не отвечаем злом. Неправда не вызывает в христианине гнева, или ярости, или ропота, или желания мести. Даже самое сильное зло не способно поколебать внутренний духовный мир христианина и этот внутренний духовный мир становится самым страшным оружием против любого зла, ибо в нем Свет Христов, попаляющий зло, тьму и неправду. Подлинно христианским в терпении является сила нашей веры, но не зла. И только эта сила и никакая другая внешняя, каким бы благородным гневом она ни была окрашена, не способна подлинно сопротивляться злу.

И еще что-то важное следует сказать в связи с темой о терпении.

Терпение — это не только добродетель, это не только условие, способствующее полной духовной жизни христианина, но это также и великое воспитательное средство. Вы помните, конечно, слова Евангелия от Луки: «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21, 19). Удивительные слова. Что это означает? Терпением созидайте свой духовный мир. Да, действительно, как броня ограждает человека терпение от стрел лукавого. Терпение создает особый внутренний духовный микромир человека, автономный, независимый от влияния окружающего его мира, способный реально сопротивляться проникновению зла. И в этом микромире человека созидается подлинно по заповедям Христовым его дух.

Итак, терпение — это непременное условие возрастания христианина в духовной жизни. Потому мы и обращаемся в дни Великого Поста ко Господу с молитвенным призывом: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему». Аминь.

 
Архиепископ Кирилл (Гундяев)
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст