Духовная жизнь

О нашей вере


О нашей вере

Вопросы и ответы

Православные христиане России сегодня живут в ситуации, когда большинство людей, их окружающих, являются номинально православными или почти равнодушными к вере. А у тех христиан, которые стремятся жить в соответствии со своей верой, возникает много вопросов о том, как можно применять требования христианской веры в нашей повседневной личной и церковной жизни. Если раньше дети воспитывались в православных традициях, вера передавалась из поколения в поколение, то теперь, после десятилетий безбожия и гонений на Церковь, многие начинают свой путь к Богу, не имея навыков духовной жизни. Новоначальным бывает трудно отделить настоящую веру от околоцерковного вздора, языческих суеверий и предрассудков, а также магического восприятия молитвы и богослужения Православной Церкви. Отсюда большое количество недоумений, вопросов, а иногда и обид от непонимания Христова учения или ложного его истолкования.

Пытаюсь ходить в храм, но ничего там не могу понять. Как быть?

Я крещен в детстве, но никогда не замечал храмов, не думал серьезно о Боге. Теперь я вполне взрослый человек. Стал носить крестик. Пытаюсь ходить в храм. Но я ничего там не понимаю и не знаю, что надо делать. В церкви я как иностранец в чужой и совершенно непонятной стране. Как быть?
У вас есть основания чувствовать себя иностранцем в церкви. И дело здесь вот в чем. У всех нас есть земная родина, которую мы любим. Здесь живут наши близкие. Здесь могилы наших дедов и прадедов. Но у православных христиан есть еще одна Родина, где наш Небесный Отец - Бог, где души наших дедов и прадедов, где нас помнят, любят и ждут.
После долгих странствий мы с радостью возвращаемся в родной дом, где мы любимы. Вдали от дома мы ждем письма или телефонного звонка от близких, каждое такое общение с родными душами укрепляет и придает жизненные силы. Многие это испытали на себе.
Небесная Родина - Царство Славы Божией - тот вечный мир Любви, детьми и гражданами которого мы стали в Таинстве Крещения. Надо понять то, чем живут там. Как? Мы же читаем письма из дома и из них узнаем, что происходит в родных местах. Так давайте откроем письмо из Вечного Дома! Это Святое Евангелие - «письмо» Бога, обращенное к каждой человеческой душе.
Вы скажете: «Я пытался читать, но ничего не понял!» Давайте вспомним свое детство. Мы пришли в школу, чтобы научиться всему тому, что необходимо знать человеку, вступающему во взрослую жизнь. Поначалу нам очень многое было непонятно, но постепенно мы научились читать, писать, считать и многому другому. Так и в духовной жизни.
Я посоветовал бы вам начать читать в первую очередь Евангелие от Луки в традиционном русском переводе, не торопясь, вдумчиво, для начала разика три. Не как художественное произведение, а как письмо настоящего Друга. И надо самому пытаться молиться, начинать строить отношения с Господом, тогда и Его семья (Церковь), и Его дом (храм) станут вам близкими.
А чтение Евангелия помогает человеку понять не только Бога, но и самого себя.

«Нести свой крест» - значит ли это, что для получения спасения нужно обязательно страдать?

Мы постоянно слышим о том, что необходимо для спасения нести свой крест. Но ведь крест - это орудие страдания и смерти. Что же, Православная Церковь призывает как можно больше страдать, чтобы спастись?
Иисус Христос - Бог, ставший Человеком, - спасает человеческий род Своей жертвенной смертью на Кресте и Своим Живоносным Воскресением. Эти мысли прекрасно отражены в столь любимом верующими православном песнопении: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».
Крест Христов - это подвиг и служение Христово делу нашего спасения. Началось это несение спасительного для нас Креста с события Боговоплощения, когда Сын Божий стал Сыном Человеческим во чреве Девы Марии. Вся Его жизнь на земле - непрерывное служение и постоянный подвиг самоотверженной любви. Завершение этого подвига в земной жизни Господа - несение на Своих плечах орудия Своего страдания и мучительная, но и спасительная Крестная смерть на Голгофе (см. подробнее в разделе «Бог и человек»).
Вскоре после исповедания апостолом Петром Иисуса Мессией - Христом и Сыном Божиим (см. Мф. 16, 16) - Господь призвал всех Своих последователей определиться в выборе жизненного пути: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).
Что означают эти слова? Куда идет Сам Господь? Он идет открыть для людей Свое Небесное Царство. Кто хочет его наследовать и вечно в нем жить, тот и направляет свой жизненный путь к своему Господу в это славное Небесное Царство. А что означает «идти за Господом»? Идти за Иисусом Христом в своей земной жизни - значит с любовью и усердием исполнять Его заповеди, прикладывать все силы, чтобы жить по Евангелию и достойно выполнять свое жизненное призвание. А что значат слова «отвергнись себя»? Мы всегда ставим себя в центр мира. Но возьмем такой пример: известно, что любая женщина хочет хорошо выглядеть, быть привлекательной и находиться в центре внимания. И вот она становится матерью, и теперь в центре ее внимания уже не она сама, а ее ребенок. Став матерью, женщина становится качественно другой. К подобному же перелому души призывает человека Христос. Если раньше в центр жизни ты ставил самого себя, то теперь это место занимает Господь и другие люди. Такой перелом в жизни кардинально меняет человека. Он становится светлее, духовно богаче и не боится претерпеть ради близких ни страдания, ни лишения. Не на себя смотреть надо, не на свои желания, а на Бога и ближнего. Только тогда мы увидим всё в настоящем свете, а увидев, сможем сделать то, что нужно. Чтобы явились мы глазами Христовыми, руками Христовыми, ушами Христовыми, чтобы мы как члены Церкви пришли туда, где ждут Христа, где Он нужен, и сделали то, что пожелал бы сделать Сам Христос.
Взять свой крест - значит добровольно принять подвиг служения Богу и близким, не боясь лишений и трудностей. Нести крест - значит совершать свое служение. Ведь Христос, говоря о несении креста, имел в виду не то, что нам, в прямом смысле, вынесут приговор на суде и возложат на плечи тяжеленный крест. И наше служение - не только трудности, скорби и болезни, это есть у всех. Наш крест - это служение Богу, несение тягот жизни и трудов ради ближних. Тому, кто хочет так жить и с терпением нести свой крест, Христос говорит: Следуй за Мною и живи по Моей воле, а не по своей, эгоистической; иди туда, где царствует Христос, и тем путем подвига любви, которым шел Он. Однако чаще человек готов продать душу дьяволу, преступая через свою совесть, предавая своих друзей, идя по головам ради того, чтобы достигнуть желаемого материального благополучия и карьеры. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16, 26) - спрашивает Господь. Душа бесценна, потому что она бессмертна.
Кто хочет жить только для себя самого и сберечь себя и свою душу от трудностей христианского подвига жизни, явно или тайно отрекаясь от Христа и своего христианского служения, тот потеряет себя для Вечной Жизни и потеряет всю радость жизни. Кто же всю свою жизнь отдает служению Богу, тот обретет полноту радости Царства Небесного.
Каждый православный христианин во время совершения Таинства Крещения надевает нательный крестик и носит его на груди. Этот образ Креста Христова является для каждого христианина символом личного служения Богу - несения своего личного креста и следования в своем жизненном пути за Христом и вместе с Ним. По вере православного христианина этот нательный крестик и крестное знамение, совершаемое рукой, являются безмолвной молитвой к Распятому и Воскресшему Господу и призыванием Его Божественной силы и помощи.
Следование в жизни за Господом нашим Иисусом Христом и несение своего личного креста - христианского служения в земном мире - делают человеческую жизнь полноценной и содержательной и открывают путь к бессмертию в Небесном Царстве Христовой радости и любви.

На чем основано почитание мощей святых?

Объясните, пожалуйста, на чем основано почитание мощей святых? Неужели нельзя молиться перед иконой святого? Разве благочестиво раздавать по частям останки по храмам? Ведь по сути-то, если уж похоронили, так пусть покоятся себе с миром?
Христос, воплотившись от Девы Марии и являясь Богочеловеком, принял и тело, и душу человеческую. Его Божество было соединено и с телом, и с душой. И поэтому, когда Спаситель умер, Его тело было нетленно и воскресло.
Почему христиане почитают мощи святых? Попробуем разобраться. Святые соединялись с Богом в молитве, чтении Евангелия, добрых делах и, конечно, в Таинстве Причащения. В этом Таинстве человеком принимается не дуновение благодати, а вполне материальное по внешнему составу Тело Христово - часть Агнца, принесенного в жертву на престоле в алтаре храма. По сути, с этим Хлебом человек принимает в себя Самого Воскресшего Христа, Который воспринял в Себя этот хлеб, как некогда воспринял в Себя человечество (человеческую природу) во чреве Девы Марии. И если кто-то из Его учеников на земле особенно дорог Христу и близок, то этот человек, или его душа после смерти, имеет великое дерзновение молитвы за людей. Как икона имеет духовную связь с тем, кто на ней изображен, - и это явно раскрывается во время молитвы - так и тело человека, освященное жизнью Христа во время земной жизни, получит свое великое освящение при Втором Пришествии Христовом.
В Ветхом Завете рассказана такая история. Однажды во время похорон евреи вынуждены были спасаться от внезапно напавших на них врагов. В спешке они бросили мертвое тело в ближайшую пещеру (пещер в той местности много, в них часто хоронили умерших). Оказалось, что в той пещере был похоронен великий праведник - пророк Елисей. И мертвое тело, соприкоснувшись с костями пророка Елисея, воскресло. Человек ожил! Такова сила святости Божией, которая может проявляться в людях. Так то - еще Ветхий Завет! А ветхозаветные люди еще не имели таких благодатных даров, которые были даны Богом Церкви после Воскресения Христа.
Опыт Православной Христовой Церкви показывает, что останки (т. е. мощи) святых несут благодатную помощь верующему человеку по его молитве. В книге Деяний апостольских рассказывается, что больных исцеляли тень апостола Петра и опоясание с одежды апостола Павла. Подобную же силу имеют и святые мощи.
Следующий вопрос: благочестиво или неблагочестиво разделять святые мощи на части и раздавать в различные храмы? Давайте подумаем. Если некоторый святой, находясь у Божиего Престола, молится за живущих на земле людей, он участвует молитвой в их жизни. Между членами Христовой Церкви на земле и святыми строится некая духовная связь. Она не безразлична для святых. Укреплению этой связи в молитве помогают иконы - образы святых - и святые мощи, через которые души святых осуществляют свое благодатное воздействие на человеческие души.
Святые люди находятся в Небесном Царстве, предстоят Богу, ходатайствуя о людях, живущих на земле. Можно молиться Богу, Божией Матери без всяких икон, и молитва дойдет до небес. Но с иконами молиться гораздо легче, так как они являются «окошками в Небесное Царство», открывающимися во время молитвы. Еще легче и радостнее молиться перед святыми мощами угодников Божиих. Во-первых, они освящены соединением этих людей с Богом при их жизни. Во-вторых, существует некая таинственная связь между мертвым телом и душой человека - ведь это тело воскреснет и снова соединится с душой. Если в разных странах, разных городах, разных храмах будут вставлены в иконы мощевики с частицами мощей, то верующим людям легче будет общаться с миром Вечности, более глубокой будет становиться духовная связь с теми святыми, к которым обращена их молитва. Если эти святые станут ближе и роднее христианам, молящимся перед их иконами или святыми мощами, то можно думать, что и святым от этого тоже будет радостнее. Другой вопрос: как мы относимся к святыне? Святыня требует бережного и благоговейного отношения к себе во всех ситуациях. И этот вопрос относится уже к сфере собственно духовной жизни.
Приведу аналогию, которую, правда, не стоит целиком и полностью относить к обсуждаемому вопросу. Многие явления в жизни можно рассматривать, по сути, анатомически, мысленно «препарируя» их. Каждый человек может назвать многое, что он для себя считает красивым. Красивая картина, красивое лицо, красивый пейзаж... Но давайте начнем разбирать это по частям. Допустим, мы видим красивую картину, любуемся ею. Теперь начнем «придираться»: дерево - написано какими-то мазками; человеческая фигура - не прорисована во всех подробностях; цвета - какие-то не такие; небо - с какими-то странными облаками... Вот очарование и исчезло. Что же произошло? Картина хуже не стала, другие люди по-прежнему любуются ею. А вы лишили себя приятных моментов общения с прекрасным. Вернуть прежний взгляд себе не так-то просто.
По отношению к святыням, конечно, все несколько по-другому, ведь это вопросы гораздо более серьезные, нежели наши эстетические чувства. Но здесь очень многое зависит от усилий, прикладываемых нами с тем, чтобы понять, узнать и обрести веру.

Можно ли молиться о душе умершего воинствующего безбожника?

Мой дед был воинствующим безбожником и участвовал в разрушении храмов. Мне хочется что-то сделать, чтобы его душе было легче. Как мне молиться за него?
Если есть семья, то есть и члены этой семьи. В близкий круг общения семьи обычно входят и те, кто формально не является ее членами, - это друзья.
Когда устраивается какой-либо семейный праздник и общесемейная трапеза - обед или ужин, то за столом собираются как члены семьи, так и друзья семьи. У них есть много общего, многие проблемы они решают совместно, вместе стараются помочь каждому близкому для них человеку, если он попал в беду или нуждается в помощи. Это - семейный круг общения.
Есть и иные уровни общения. Так, Православная Церковь, родившаяся в день Сошествия Святого Духа - Пятидесятницы, тоже является семьей, только не в узком земном смысле. Церковь - это духовно-телесный организм, семья Христова, Тело Христово; Глава этого организма - Христос, а христиане - члены Тела Христова, Церкви.
Как члены одного духовно-телесного организма, Церкви, христиане имеют живую духовную связь со своим Главой - Христом. Эта связь осуществляется в молитве, чтении Божиего Слова - Священного Писания Нового Завета, исполнении воли Божией в своей жизни и, конечно же, в Причащении Святых Христовых Таин. Через такое общение с Иисусом Христом верующий человек находится в духовном общении и со всеми другими членами этого единого духовно-телесного организма, Православной Церкви, причем как с живыми, так и умершими. Поэтому ежедневно и дома, и в храмах совершается молитва о всех православных христианах, в том числе и почивших.
В центре этого духовного общения находится семейная Трапеза, только эта Трапеза Евхаристическая - Чаша с Телом и Кровию Христовыми. Кто причащается на Божественной Литургии по своей вере Тела и Крови Христовых, тот соединяется со Спасителем. Можно сказать, что Христос облекается в плоть и кровь этого христианина (воплощается в него), чтобы совершать дело его спасения. Надо понимать: кто сознательно и по своей воле отказался от этой общей Жизни со Христом - Чаши спасения, тот сделал свой выбор. Поэтому при совершении Божественной Литургии молитвы за того, кто воевал с Богом, разрушал Его святыни - храмы - и при этом не принес своего искреннего покаяния, не могут совершаться. Это же относится и ко всем формам церковного поминовения, в том числе и отпевания. Невозможно против воли самого человека насильно его вести к Богу. Но это не означает, что человека нужно вычеркнуть из семейной памяти. О таких людях (не пришедших к Христовой вере, отрекшихся словом или делом от нее, а также мусульманах, иудеях и других нехристианах) следует совершать частную молитву дома и на кладбище. А также старайтесь творить добрые дела в память об этом умершем. Это имеет смысл делать, поскольку приносит нашим усопшим пользу в том мире, в котором они находятся.

Как покаяние может действовать на человеческую душу?

Как покаяние может положительно действовать на человеческую душу? Через то, что удается понять свою неправду и пожалеть о ней, или через то, что человек может рассказать другому, более опытному человеку, о своих грехах?
Мы уже говорили о том, что Церковь Христова является живым организмом. Спаситель уподобляет ее виноградной лозе (см. Ин. 15, 5).
В плодовом дереве жизнь каждой отдельной веточки может благополучно идти только в том случае, когда из ствола в нее поступают живительные соки. Если веточка надламывается, их ток либо сильно уменьшается, либо вовсе прекращается. Тогда надломленная ветвь засыхает и умирает, хотя внешне она все еще представляется частью живого дерева.
Самая тяжелая болезнь человека - это утрата живой связи его органов с мозгом и сердцем. Если из мозга больше не поступают нервные импульсы, то члены тела парализуются. А если прекращается поступление крови от сердца, то начинается гибель этого органа.
Если же христианин, член Святой Христовой Православной Церкви, перестает исполнять волю Главы Церкви Господа нашего Иисуса Христа, то он перестает получать дары Святого Духа - Источника жизни и любви. Его духовная жизнь мертвеет и засыхает. В душе воцаряется пустота и чувство холодного одиночества, ведущее к унынию и отчаянию. Грех крадет нас у Бога и делает духовно больными - грешными.
Человек срочно нуждается в лечении! Но где и как он может лечиться? Если мы говорим о духовной жизни, то Врач здесь - Иисус Христос, а Лечебница - Его Святая Православная Церковь.
Как же сама Церковь говорит об этом? В молитве над только что исповедовавшимся человеком священник читает: «Господи Боже спасения рабов Твоих, Милостивый, Щедрый, Долготерпеливый, сожалеющий о наших грехах, не хотящий смерти грешника, но его обращения и жизни; Сам и ныне умилостивись над Твоим рабом (называется имя кающегося), даровав ему Таинство Покаяния, прощение и отпущение грехов. Прости всякий грех его, вольный и невольный, прими и соедини его со Святой Твоей Церковью во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым принадлежит Тебе могущество и великолепие, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь» (русский перевод).
Из слов этой древней церковной молитвы следует, что для преодоления духовной смерти, обретения жизни, ведущей в вечность, в Церкви установлено Таинство Покаяния. Его задачами являются не только прощение грешника, но и реальное избавление от грехов. Суть Таинства Покаяния - в воссоединении духовной жизненной связи человека с Православной Церковью через Христа и во Христе.
Само слово «покаяние», как оно употреблено в греческом тексте Евангелия - «метанойя», означает перемену всего умонастроения, то есть всех мыслей и чувств, внутреннюю перемену в душе и жизни человека.

Что мы понимаем под покаянием?

Во-первых, уверовавший во Христа человек перед Таинством Святого Крещения совершает покаяние и перемену своей жизни, но это не есть Таинство Покаяния.
Во-вторых, глубокое и полное покаяние совершают люди, которые были крещены в детстве, но потом забыли о своем усыновлении Богу и много лет жили вне Церкви Христовой, без духовной связи с Богом. И в этом случае их исповедь уже является участием в Таинстве Покаяния, как возвращение в жизнь Христовой семьи - Святой Православной Церкви. Такое полное покаяние бывает раз в жизни: при вхождении в Церковь через Крещение или при возвращении в нее через покаяние (т. е. разворот в жизни на 1800).
В-третьих, даже в том случае, когда православный христианин ведет борьбу с грехами и старается жить по-христиански, его душа постоянно поражается духовной болезнью. Злые и нечистые мысли, недобрые и грязные слова, плохие поступки все время ведут атаку на наше сердце и отделяют нас от Бога; связь с Ним ослабевает, а то и вовсе прекращается. Но верующий христианин знает лекарство от этой болезни: через Таинство Покаяния он лечит свою душу от греха и восстанавливает живую связь с Богом и Церковью, в которой духовно оживает и возрастает, преодолевая все жизненные трудности и искушения.

Можно ли на исповеди покаяться мысленно, если я стесняюсь назвать грех?

Что делать, если на исповеди я не могу сказать грех из-за стеснения? Могу ли я во время исповеди мысленно покаяться?
Можно ли в мыслях каяться перед Богом? Можно и нужно! Каждый день нужно испытывать свою совесть перед Богом и каяться в грешных мыслях, чувствах, взглядах и делах. Да, наверное, Таинство Покаяния не может принести полноценные плоды, если человек не кается перед Богом постоянно и ежедневно. Но Таинство Покаяния - это все же нечто другое.
Церковь Христова есть живой духовно-телесный организм. Святой апостол Павел так говорит об этом: Вы - тело Христово, а порознь - члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями... (1 Кор. 12, 27-28).
Покаяние в Таинстве принимает Сам Христос. Он делает это через священника, который является, если можно так сказать, Его органом. Через священника Он принимает ваше покаяние, через него же отпускает вам грехи. Руками священника Он преподает вам Свои Тело и Кровь. Если в уши Христовы, которыми во время совершения Таинства Покаяния является священник, не говорит кающийся, то он не говорит и Христу, а не только священнику.
А насчет стеснения - так это гордость не позволяет человеку открывать священнику свою подноготную. Но если человек не обнажится, ему даже операцию по удалению аппендикса сделать нельзя!
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6).
Надо захотеть лечить свою душу, а лечить ее нужно в духовной лечебнице, которой является Церковь. Врач в ней - Христос! И следует слушаться врача, если хотите выздороветь.

Не раз исповедовался в совершенных ранее тяжелых грехах. Почему мне не становится легче?

У меня в жизни были большие грехи. Теперь, когда я стал верующим человеком, очень скорблю о них. Приносил покаяние на исповеди, но боль в сердце об этих грехах не проходит. Может быть, нужно называть их на каждой исповеди? Что мне делать, чтобы жгучая боль о совершенных в жизни грехах прошла?
При любой болезни боль - это крик организма о помощи. Если болят зубы - это значит, что их здоровью угрожает серьезная опасность, и надо срочно идти к зубному врачу. Если мы поранили ногу, и она так сильно болит, что на нее невозможно наступать, то это упорное требование нашего тела о лечении больного органа. Если только заглушать боль разными лекарствами, то проблемы не решить. Требуется вмешательство специалистов - врачей, которые будут использовать разные средства для лечения наших недугов. Иногда лечение бывает очень болезненным, но без этого невозможно победить болезнь - источник нашего страдания.
Грех - это болезнь души. Он наносит ей раны, нередко очень большие и глубокие. При лечении травм, нанесенных нашему телу, иногда требуется длительное лечение. Нечто подобное происходит и с душой. Чем серьезнее грех, тем больше духовных сил требуется для лечения травмированной души.
Святые отцы говорили, что если Бог сотворил нас без нас (то есть без нашего личного участия), то Он не спасет нас без нас. Таким образом, для лечения наших грехов, для нашего спасения требуются и наши усилия, и Божия благодать. Ее мы получаем в церковных Таинствах, в данном случае - Таинствах Покаяния, Елеосвящения (Соборования) и Причащения. Кроме того, благодать мы обретаем через молитву, чтение Священного Писания, в первую очередь - книг Нового Завета и Псалтири, а также, не нужно об этом забывать, - через совершение добрых дел, сделанных во имя Божие.
Святой пророк Иоанн Креститель говорил народу: Сотворите же достойные плоды покаяния (Лк. 3, 8). Покаяние - это решительная перемена в душе человека, разворот в жизни на 1800. Нужно не только вскрыть свои грехи, но и возненавидеть их, нисколько при этом себя не оправдывая. Причем каяться нужно во всех своих грехах, а не избирательно. При этом нельзя забывать, что самый страшный грех наш состоит в том, что мы по-настоящему так и не ответили на Божию Любовь своей любовью, хотя Он ради нас стал Человеком, умер на Кресте и Воскрес.
Больной должен хотеть выздоровления, а потому - внимательно слушать своих врачей и добросовестно проходить курс лечения. Аналогично и в Церкви - духовной лечебнице. И необходимо вникать в Евангельское слово, пропитываться им, старательно исполнять волю Христову и наставляться в вере и спасении у тех пастырей, которым мы доверяем умом и сердцем. Если мы будем относиться к лечению своей души как к подвигу покаяния и исправления своей жизни, то обязательно наступит время, когда мы ощутим облегчение души от греховного груза.

Почему нужно каяться в грешных мыслях?

Почему православные считают, что нужно каяться в грешных мыслях? Кому они вредят? Иное дело - плохие поступки, с этим можно согласиться...
С тем, что можно согрешить своими поступками, согласно не только христианство, но и многие другие традиционные религии. Почему же Православная Церковь направляет силы человека на борьбу с грешными мыслями?
Христианство - не людьми придуманное учение. Это Откровение Бога. Бог все видит и знает. Чтобы открыть нам истину, Он Сам стал Человеком, родившись от Девы Марии. Через это Господь открыл и показал нам, каков Бог, что Он хочет от человека.
Христос говорит о том, что делает людей грешными и оскверняет их: Исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека (Мф. 15, 18-20).
Действительно, все грехи, в том числе и смертные, рождаются в душе или, как еще говорят, в сердце, центральном органе души. Говоря о сердце в духовном смысле, мы не имеем в виду телесный орган - тот «насос», который заставляет двигаться кровь по организму.
Человек - это соединение смертного тела с бессмертной душой. А грех - это болезнь, это те травмы, которые человек наносит себе и в первую очередь своей душе. Злые мысли и чувства, овладевающие нашей душой, наносят ей раны, делают ее больной грехом. Поэтому они представляют реальную угрозу для нашей души и всей нашей земной жизни.
Грех, совершившийся в душе, вредит и ей, и человеку в целом. Когда же грех выходит наружу через слова или поступки, он уже вредит и другим людям, нанося им раны душевные, а в некоторых случаях - и телесные. Такие грехи, конечно, будут гораздо тяжелее. Поэтому и нужно наводить порядок в первую очередь в своей собственной душе и постоянно поддерживать там чистоту. Для этой цели христианин следит за тем, что происходит у него в сердце: надо откидывать и отсекать от себя злые и нечистые мысли и чувства, даже если делать это очень не хочется. Когда нам невмоготу бороться с греховными мыслями, нужно молить Бога о помощи в борьбе с греховной грязью в нашем сердце. Соблюдение безопасности в духовном мире нашей души - это главное профилактическое средство, если уж опять перейти на медицинский язык. И это можно сравнить с ситуацией, когда мы идем по улице города с оживленным движением: если не хотим потерять здоровье и жизнь, надо внимательно осматриваться по сторонам при переходе через дорогу, стараясь оценить степень опасности.
Грех опасен! Если с ним не бороться покаянием, молитвой и другими духовными лекарствами, он может перейти в смертельную для нашей души болезнь, как, к примеру, доброкачественная опухоль, которая нередко перерождается в злокачественную, если ее не удалить.
Вот почему надо приучить себя анализировать не только свои действия, но и мысли.

Действительна ли исповедь, на которой мне не дали сказать свои грехи?

Как относиться к тому, что на исповеди священник не даёт говорить, а сразу спрашивает имя и накрывает покрывалом? Считается ли это исповедью и можно ли потом причащаться?
Если вы уже себя называете христианином, то вам необходимо иметь понятие о церковных Таинствах, в которых вы участвуете. Поэтому уточним некоторые моменты.
Для начала скажем, что покрывалом накрывают покойника при отпевании в храме.
Священник же, читая разрешительную молитву на исповеди, накрывает голову кающегося епитрахилью. Епитрахиль - важнейшая принадлежность облачения священника: широкая лента, огибающая шею, два конца которой соединяются вместе и спускаются донизу. Она символизирует благодатный дар священства, данный для спасения заблудших овец Христова стада, и является образом потерянной и обретенной овцы, которую Иисус Христос несет на Своих плечах. При совершении Таинства Покаяния вашу исповедь принимает Сам Иисус Христос, а задача священника - выслушать исповедь и быть свидетелем вашего покаяния перед Богом. Священник является служителем Таинств, которые совершает Сам Спаситель.
Бывают ситуации, когда священник не имеет возможности выслушать кающегося, но это исключительный случай, а не норма церковной жизни.
Если вы пришли на исповедь с чувством искреннего покаяния и ясно осознаете, в чем каетесь, Господь принимает вашу исповедь. Другой вопрос, если священник, имея возможность хотя бы кратко выслушать вашу исповедь, этого не делает. В этом случае следует поискать другого священника, к которому имеет смысл подходить со своей исповедью.
Даже если вы исповедовались перед недобросовестным священником, но искренне и осмысленно, Покаяние совершилось и причащаться нужно. Ну а уж с пастырской совестью священника будет разбираться Сам Христос.

Поможет ли исповедь помочь моим проблемам?

Здравствуйте. Мне 23 года. Родилась в простой семье, у нас никто никогда не пил. Родители, правда, иногда ругались. Но в целом все было хорошо.
В 21 год я вышла замуж, но неудачно. Мы разошлись, потому что я узнала после свадьбы, что мой муж - алкоголик. До этого все было хорошо, а потом его будто подменили: начались ссоры, драки. Мы прожили в браке год, я не выдержала и сбежала, потому что поняла: эту беду побороть не смогу. Да и все знакомые, друзья, родные говорили, что нужно уходить, пока не поздно, пока не родились дети, пока я сама не опустилась на дно вслед за мужем.
После развода прошло полтора года. Сейчас у меня в жизни есть мужчина, я люблю его, но у него та же проблема - он пьет. И вот мой вопрос состоит в следующем: зачем Бог посылает мне это испытание снова? Может, потому что от предыдущего испытания я убежала, как последний трус? Я сердцем понимаю, что делаю что-то неправильно, но что? Я не убийца, не вор, стараюсь жить по совести. Получаю второе образование, работаю медсестрой, стараюсь не быть обузой для родителей. Возможно, это знак, что я выбрала не тот путь, и поэтому меня окружают такие люди.
Я стала бояться алкоголя, пьяных. Пытаюсь разобраться сама, но у меня не получается. Я не читала Библию, но крещеная, хожу в церковь, верю в Бога всем сердцем; верю, что Он все видит, все знает. А недавно одна женщина, узнав о моих проблемах, сказала, что мне нужно исповедаться. Что для этого нужно?
Поможет ли мне это разобраться в себе? Помогите, потому что в душе паника нарастает с каждым днем...
Вы начинаете с того, что хотите, вроде бы, исповедоваться. Почему же я ставлю ваши слова в условном наклонении? Потому что совершенно непонятно, что же вы хотите получить от исповеди.
Исповедь - это Таинство Покаяния. В этом Таинстве православный христианин духовно возвращается к Богу, исправляя свой жизненный путь в соответствии с волей Божией. Иначе сказать, верующий человек в этом Таинстве совершает лечение своей души от всех грехов, которыми она заразилась и больна. Результатом, или плодом, совершения Таинства Покаяния является то, что нормой духовно-нравственной жизни человека становится соблюдение христианской нравственности и таинственное, непостижимое для рационального ума духовное общение с Иисусом Христом в Таинстве Святого Причащения. Но такое общение возможно только для православного христианина - члена Христовой Церкви, а не случайно зашедшего в храм человека.
Через Таинство Покаяния номинальный христианин (крещеный, но не причащающийся) возвращается к своей матери, Православной Церкви, и начинает новый этап своей личной жизни как член Святой Православной Церкви и чадо Божие. Но невозможно войти в Церковь, семью Христову, сохранив при этом как норму духовно-нравственную жизнь неверующего человека. Это уже будет не «обиходный» грех, а предательство Христа. Приведу сравнение: человек женился, обещал верность и совместную семейную жизнь, но прежний холостяцкий образ жизни не оставил. Разве сложится в этом случае семейная жизнь?
К чему я это говорю? Вы пишете: «Я не убийца, не вор, стараюсь жить по совести». Хорошо ли это? В определенной степени - да, однако совершенно недостаточно, чтобы быть христианином. Почему? Потому что мы больны грехом, и в первую очередь это касается нашей совести. Поэтому она не может быть абсолютным критерием истины в духовно-нравственном отношении. То есть мы не можем с позиции христианина утверждать, что человек есть мера всех вещей и что человеческие критерии всегда справедливы и святы, так как мир во зле лежит и изуродован грехом. Поэтому человек, доверяющий Богу, считает абсолютными духовно-нравственными критериями именно Его заповеди, данные в Евангелии, хотя и не всегда «дотягивает» до них. Поэтому мерой греха в нашей жизни (т. е. что хорошо и что плохо) христианин считает волю Божию, открытую нам в Священном Писании.
В вашем письме абсолютно отсутствует христианская оценка собственной жизни, поэтому, стоя на такой позиции, в принципе невозможно найти правильный выход из сложившейся ситуации. Что же делать? Мне думается, есть всего два ответа. Первый: жить, как все; поступать, как все; быть несчастной, как абсолютное большинство; не жить, а существовать и рассчитывать, что итогом многотрудной жизни будет лопух на могиле. Второй: вернуться к Богу, стать искренней христианкой, для которой мерой в жизни является воля Божия, открытая Христом в Евангелии. Следовательно, прежде чем подойти к Иисусу Христу и сказать: «Я хочу быть Твоей дочерью!» - нужно постараться понять Евангелие и начать ежедневное общение с Богом. А делать это следует в ежедневной искренней и осмысленной молитве, ежедневном вдумчивом чтении Евангелия, стремлении учиться исполнять волю Божию. И в церковной молитве - пока, может быть, и не очень долгой. Это первый шаг. Без него, не оступившись, сделать второй шаг невозможно.
Постарайтесь, вникая в Евангелие, переоценить саму себя, свои действия и поступки. Не ставьте свое мнение выше слов Христа. Во всех трудных ситуациях начинать надо именно с себя, со своего собственного сердца. На эту тему в Евангелии есть притча о сучке в глазу (см. Мф. 7, 3-5). Прочитайте ее внимательно. Для того чтобы увидеть, как помочь другим, или решить трудную проблему, надо, прежде всего, навести порядок в своей душе, только тогда мы станем духовно зрячими.
Вернусь к исповеди. А как вы намерены совершать перед Богом покаяние в своих грехах, если не собираетесь раскаиваться в смертном грехе прелюбодеяния? Ведь покаяние невозможно, если в одних грехах человек раскаивается, а в других - нет, да еще и намерен их продолжать. Не торопитесь с исповедью, она должна быть серьезной и искренней, поэтому надо для нее созреть.
Если хотите, идите к Богу, но помните, что нельзя останавливаться на полпути - дорогу осилит идущий.
Дай вам Бог стремление изменить свою жизнь и сделать ее радостнее и светлее, то есть начать жизнь с Богом!

 
Автор: протоиерей Борис Балашов
Из книги: «О нашей вере. Вопросы и ответы»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст