Духовная жизнь

Избранные поучения Святителя Тихона Задонского

Святитель Тихон Задонский
Святитель Тихон Задонский

Воротись, куда ты идешь?

То, что завесой завешано или чем-то покрыто, того мы не видим. Так не видим солнца, облаками закрытого, не видим лица, покрытого платком или одеждой, не видим вещей, лежащих за завесой, и проч. Так и у всякого нераскаянного грешника, у всякого блудника, у всякого хищника, лжеца и обманщика - словом, у всякого бессовестного человека висит как бы некая завеса перед глазами, как бы некое покрывало лежит на его душевных очах, которое не дает ему видеть, каких благ он лишает себя и в какую горькую погибель он катится. И он может скатиться в ров погибели, если не встрепенется и не остановится.

Что тьма телесным глазам, то грех человеческой душе. Тьма ослепляет глаза так, что человек, хотя и глаза имеет, но ничего не видит. Идущий во тьме во всем подобен слепому: пути, по которому идет, - не видит и опасностей перед собой не замечает, вещей не различает, например: золота от серебра, меди от железа, белого от черного... с пути сбивается, блуждает, не зная сам, куда идет и попадает в яму.

Подобным образом и грех - это тьма духовная, которая помрачает душевные очи и ослепляет настолько, что грешник ходит, как слепой: не знает, куда путь ведет его, не видит перед собой рва вечной погибели, не отличает порока от добродетели, зла от добра, истины от лжи, истинного благополучия от великого злополучия, он оправдывает себя, будучи исполнен всякой неправды, обеляет себя, будучи сам замаран... Сын знает своего отца, раб - господина, а грешник не хочет знать Бога, своего Господа и Отца, Который его хранит, питает и одевает... Вот какой бедственной слепотой грех поражает сердце человека, а от этой слепоты происходит отсутствие страха Божия, а от этого - всякое беззаконие. Эту завесу и покрывало сатана, враг человеческий, налагает на беспечно живущих людей. Он делает то, что люди не видят грозящей им погибели.

Но, когда слепой идет прямо ко рву или другому опасному месту, добрый человек, желая предостеречь его, кричит ему вослед: "Воротись! Не туда пошел ты!" Или же, взяв за руку, отводит его от опасного места.

Христианин! Брат твой и ближний твой, такое же, как ты, создание Божие, по образу Божию и по подобию сотворенное, идет в ров погибели, как слепой, когда беззаконничает. Идет он, как слепой, и конечно, упадет и не выйдет оттуда... Крикни ему вслед, крикни ему: "Брат мой! Не туда идешь! Там яма, в которую ты упадешь и никогда не выйдешь..." Удержи, удержи его, пока он не упал туда! Он ведь - брат тебе, ближний твой, родной тебе, он такой же, как и ты, - человек, наделенный разумной душой, а идет в ров погибели. Он и сам не знает, куда идет, враг помрачил его глаза своей прелестью. Ты сожалеешь о слепце, которому грозит только временная беда, тем более должен ты пожалеть о слепце, который стремится в ров вечной погибели!

Но как человек предостерегает человека, так и святые книги предостерегают и удерживают неисправного грешника, как бы говоря: "Куда ты идешь? Там грозит тебе беда!" А какая беда может больше вечной погибели и вечной смерти? Бедный грешник, ты идешь к погибели. Блудник, прелюбодей, любитель нечистоты, злобный, жаждущий отмщения своему брату, оскверняющий кровью свои руки, вор, хищник, грабитель, клеветник, ругатель, сквернослов, пьяница и всякий бесчинник, хитрец, льстец и обманщик! Куда вы идете? - в погибель!

Пастырь нерадивый, судья неправедный, куда вы идете? - в погибель! Купец лживый, продающий плохую вещь за добрую, гнилую за здоровую, дешевую за дорогую? Куда ты идешь? - в погибель! Сребролюбец, удерживающий плату наемнику, чародей и призывающий твою помощь, куда вы идете? - в погибель! Всякий нераскаянный грешник идет к погибели! Ибо у кого какая жизнь, тот таким путем и идет. Идет или к вечному блаженству, или к вечной погибели. Живет ли он благочестиво о Господе Иисусе Христе, он идет в вечную жизнь. Беззаконно ли кто живет и идет путем беззакония - готовит себе вечную погибель. Ах, идет в погибель тот, за которого Христос умер, идет и упадет в погибель, если не воротится!

Бедный грешник, удержись, пока еще находишься на пути, воротись, пока еще не упал! Вот Христос Господь, Который за тебя пострадал и умер, и зовет тебя, зовет к покаянию. Он говорит: "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Матф. 9:13). Воротись же, стань на путь покаяния, на путь, ведущий в вечную жизнь. Воротись, человек, не туда идешь, "уклонись от зла" (Пс. 33:15). Когда намереваешься согрешить: сделать зло ближнему, осквернить тело блудом, когда хочешь украсть, обмануть ближнего, опорочить, оклеветать, обругать - Бог гремит в совести твоей: "Человек, воротись! "Уклонись от зла и сотвори благо!" Бог отвращает тебя от этого и взывает к твоей совести. То же Он говорит и в слове Своем святом. Чистая совесть и слово Божие согласны между собой. Что говорит совесть, то говорит и слово Божие. За что совесть обличает, за то обличает и слово Божие. Например: обличает тебя совесть за воровство, - обличает за то и слово Божие. Похвалит тебя совесть за милость, оказанную ближнему, - похвалит и слово Божие: "Блаженны милостивые..." Поэтому, когда совесть отвращает нас от чего-нибудь, то это есть глас Божий, удерживающий нас от зла.

Христианин, послушаем гласа Божия и отвратимся от зла, по увещанию Святого Духа: "Если бы вы ныне послушали гласа Его: не ожесточаите сердца вашего" (Пс. 94:7-8). "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас," (Матф. 11:28). "Не обманывайтесь: ... грешники Царствия Божия не наследуют" (1 Кор. 6:9-10). "Всем грешникам - участь в озере, горящем огнем и серой, - это смерть вторая" (Ап. 21:8).

Малое деревцо

Мы видим, что малое деревцо легко склоняется в любую сторону, и как наклонилось, так и растет. То же случается и с юношей: чему научится, к тому и привыкнет, а к чему привыкнет, то впоследствии и будет делать. Научится ли добру в своей юности, - добро будет делать во время последующей жизни. Научится ли злу - будет злым в течение всей своей жизни. Из того же отрока может выйти или ангел, или дьявол. Какое воспитание и пример он получит, таков и будет, ибо от воспитания, как от семени, зависит вся последующая жизнь. Поэтому-то слово Божие увещевает родителей "Воспитывать детей своих в наставлении и учении Господнем" (Еф. 6:4). И в Притчах Соломоновых написано: "Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его" (Пр. Сол. 13:25).

Многие родители дают детям своим солидное светское образование, тратят немалые деньги на обучение их разным наукам и языкам, другие стараются обучить их коммерческому делу или другим специальностям; но едва ли кто учит детей своих жить по-христиански. А без этого всякая наука - ни к чему, и всякая мудрость - повод к самомнению. Ибо, какая польза христианину знать иностранные языки, но жить безбожно? Что толку быть искусным в торговом деле, но не иметь страха Божия? Такие мудрецы бывают гораздо хуже необразованных простаков. Если юное сердце склонно ко злу, то к нему и стремится, когда не удерживается страхом Божиим и уздой наказания, в особенности же те, кто ум свой погружают в науки и искусства, а злой воли не исправляют. Такие преуспевают во зле, как то показывают многочисленные примеры.

Поэтому, христианин, в первую очередь, позаботься научить детей своих жить по-христиански, ибо без этого все науки пойдут не на пользу. Бог с тебя не взыщет, учил ли ты детей своих светскому обращению и иностранным языкам; но взыщет, учил ли ты их жить по-христиански, наставлял ли их в благочестии. Горе юным детям, у которых злые отцы! Чему они у них могут научиться, кроме зла? Ибо, как злой может научить добру? Хотя и бывает, что злой отец наказывает своих детей за своеволие, но своим плохим примером соблазняет их, ибо юных людей больше учат дела, чем слова и наказания. Отсюда происходит, что у злых отцов дети злые, а внуки еще более злыми становятся. И таким образом бедный человек, научившись злу и привыкнув насыщаться нечестием, как хлебом, падает от зла во зло и от беззакония к беззаконию и стремится к погибели, подобно камню брошенному с горы.

И хотя бывает, что некоторые из таковых, видя свою беду и погибель, ужасаются, но, увлекаемые плохой привычкой, как веревкой, обращаются к нечестию. Зло же это происходит от плохого воспитания и примера. Горе таким детям, и особенно отцам, которые не только не научают детей добру, но соблазнительным примером подают повод ко всякому злу. Такие отцы убивают не тела, но их души, за которые умер Христос, и лишают их не временной, но вечной жизни. Узнают они об этом своем ужасном несчастии там, где все будет явлено и где всякому будут представлены перед глазами его дела. Ради этого, отцы, в которых есть искра благочестия, должны стараться научить своих детей жить по-христиански и вливать в их юные сердца "Чистое словесное молоко, дабы от него возрасти им во спасение" (1 Петр. 2:2). Учить наукам и искусствам полезно, но учить жить по-христиански - нужнее всего, ибо без этого главного все остальное - ничто.

Внимайте этому, родители, чтобы не сделаться убийцами тех детей, которых вы родили на свет. Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил жить по-христиански. Живут на свете и язычники, находящиеся во тьме и идолопоклонстве более чем самые скоты, но добродетельно живут только христиане. Поэтому мы являемся должниками отцов, нас родивших и крестивших, но в отношении отцов, научивших нас жить благочестиво, мы являемся еще большими должниками, ибо они родили нас для вечной жизни.

Блажен кто "сотворит и научит" хорошо (Мф. 5:19). Блажен родитель, который родил детей не только для временной, но и для вечной жизни! И, напротив, окаянен родитель, который своим детям закрыл дверь к вечной жизни - то ли по своей небрежности, то ли своим соблазнительным поведением. Лучше было бы ему не родиться, чем родиться и стать причиной вечной гибели - своей и своих детей.

Невидимая борьба христианина

Когда одно государство враждует против другого, то возникает война. Нечто подобное случается и в духовной жизни, потому что все христиане имеют невидимых врагов, которые постоянно воюют против них. На обычной войне люди восстают против людей, а в духовной жизни сатана и его демоны восстают против христиан. Люди, восстающие на людей - видны, враги же наши - сатана и его ангелы - невидимы. Тяжки нам видимые враги, но хуже их враги невидимые - демоны. На видимой войне, чем враг злее и хитрее, тем опаснее. Но нет злейшего и хитрейшего врага, чем сатана и его демоны, поэтому-то и борьба с ними очень трудная. Война между людьми обычно кончается перемирием, но сатана и его злые ангелы никогда не спят, всегда бодрствуют, стараясь нас погубить - и так до самой нашей смерти.

Люди выходят на войну с оружием в руках и им друг друга поражают: так и на войне христианской есть - оружие духовное. Демоны борются с нами оружием наших собственных страстей, и столько у них оружия, сколько в плоти нашей страстей. Христианское оружие есть слово Божие и молитва. Этим оружием христиане защищают себя от демонов, делая недействительными их стрелы. Христианин без молитвы и слова Божия все равно, что воин без оружия. Поэтому, будучи воином Христовым, он должен вооружаться мечом слова Божия и оружием молитвы. Сказано: "Непрестанно молитесь" (1 Сол. 5:17). Воины должны бодрствовать и быть осторожными в окружении врагов, так и христиане в своей борьбе должны поступать осмотрительно и бодрствовать, ибо враги их всегда вокруг: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердой верой" (1 Пет. 5:8-9).

Воины дружно объединяются для борьбы с врагом: так и христианам должно единодушно подвизаться против своего врага - дьявола. На войне воины друг другу помогают, так и христианам надо помогать друг другу то советом, то утешением, то молитвой. Неприятель, когда ослабеет, то призывает на помощь себе других союзников: так и враг наш дьявол, когда сам не может одолеть христианина, то привлекает себе в помощь злых людей и через них ведет войну с христианином. Поэтому всякий человек, который своего ближнего прельщает, преследует, озлобляет или толкает на грех, вместе с дьяволом против него вооружается. На войне имеются начальники и полководцы, которые воинов учат и поощряют против врага, так и в христианской войне есть пастыри и учители, которые словом Божиим вооружают христиан против их невидимых врагов и наставляют их, как против него стоять и подвизаться. Как и на обычной войне, дьявол тоже старается прежде всего погубить начальников, т.е. пастырей Церкви, чтобы легче пленить прочих христиан. Без доброго и разумного пастыря люди, как заблудшие овцы. Потому враг рода человеческого восстанавливает против доброго пастыря злых людей, чтобы люди клеветали на него, а наставления его не принимали. Из-за этого пастыри и учители претерпевают много поношений, злословия, гонений и даже изгнания, о чем свидетельствуют все прошедшие века. Поэтому остерегайся, христианин, осуждать кого-либо, а в особенности - пастыря, чтобы, злословя его, тебе не оказаться заодно с дьяволом.

Замечай, христианин, злобу, вражду и лютость своего невидимого врага и берегись его. Он старается у тебя отнять вечное и нетленное сокровище, твое спасение. Ты же береги это сокровище больше самой своей временной жизни. Христианин, как всякий воин, чем больше лет сражается, тем становится искуснее, чем больше подвергается искушениям, тем больше научается христианской жизни. Поэтому и говорит Апостол: "С великой радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение, терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка" (Иак. 1:2-4).

После войны победители с торжеством и радостью возвращаются в отечество и принимают заслуженные почести: так и христиане, благополучно окончившие свою борьбу в этой временной жизни, идут радостно в отечество небесное и получают венец правды от Царя Небесного, Иисуса Христа. "Подвигом добрым я подвизался, - пишет апостол Павел, - течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судья, в день оный; - и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его" (2 Тим. 4:7-8).

Ободряя нас в этой борьбе с невидимыми врагами, Апостол пишет: "Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолевши, устоять. Итак, станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекитесь в броню праведности. И обувши ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие" (Еф. 6:10-17).

Итак, видишь ли, христианин, что твоя жизнь в этом мире есть ничто иное, как непрестанная борьба, - не против людей, а против дьявола и демонов. Враги эти невидимы и весьма злобны и коварны. Нам нельзя дремать, но надо бодрствовать и поступать осмотрительно. Вечное спасение здесь или приобретается, или теряется, и в этом подвиге и победе нам не обойтись без Христовой помощи. Поэтому нам надо постоянно молиться и взывать ко Христу-Подвигоположнику, чтобы помог и укрепил нас. Его помощь нам необходима непрестанно, ибо враги наши ни на минуту не успокаиваются. Надо молиться и о наших пастырях и духовных наставниках, на которых демоны больше всего устремляются, да поможет им Господь.

Слово Божие и молитва - оружие христианское. Поэтому тот, кто оставляет слово Божие и молитву, тот поступает, как воин, который, будучи на войне, сложил свое оружие и отдался в плен.

Итак, христианин вступивший на подвиг, не унывай, не отчаивайся, ведя войну с лютыми врагами твоего спасения, но стой непоколебимо. Христос нас ободряет: "Мужайтесь, Я победил мир" (Ин. 16:33). "Если Бог за нас, то кто против нас?!" (Рим. 8:31). "С Богом мы окажем силу; Он низложит врагов наших" (Пс. 107:14). Упавший, не лежи, но восстань, как воин Христов. Ведь на обычной войне, будучи ранимые и падая, встают и продолжают сражаться. Так и ты поступай, встань, ободрись и, призвав Господа сил, Иисуса Христа в помощь, подвизайся против супостата. Христос - Царь наш, заступник наш, помощник наш, Христос крепок и силен в брани. Он сам зовет нас на борьбу и на подвиг против нашего врага. "Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Ап. 2:10).

Весна - образ воскресения мертвых

Весна есть образ воскресения мертвых. Что происходит в природе во время весны, то будет и в воскресение мертвых согласно Священному Писанию. Во время весны вся поднебесная тварь обновляется. Так и мы "по обетованию Божию, ожидаем нового неба и новой земли" (2 Пет. 3:13). И "...сказал Сидящий на Престоле: Се творю все новое" (Ап. 21:5).

Во время весны вся тварь, как видим, оживляется: так и в воскресении мертвых все человеческое естество оживится. Как весной всякая трава и зелье исходит из недр земли, так и в последний день умершие люди изыдут из гробов и всякий явится в своем образе. "Ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Ин. 5:28-29). Зимой деревья и травы, как будто засохшие, весной оживают; так и умершие теперь, истлев, кажутся погибшими, но святая вера нас учит, что в последний день они обновятся и восстанут живыми. Зимой и живые и засохшие деревья кажутся одинаковыми, но весной обнаруживается их различие. Так и в нынешнем веке праведные и нечестивые в смерти имеют одинаковый вид; но во время воскресения мертвых окажется между ними великое различие. Как живые деревья и травы весной покрываются листьями и цветами, так тела благочестивых и праведных преобразятся в новый светлый и прекрасный вид. "Наше жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное наше тело преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его" (Фил. 3:20-21). "Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" (Мф. 13:43). Засохшие деревья весной, как и зимой, имеют тот же неприятный и потемневший вид, так и безбожные люди как ныне, так еще больше тогда будут иметь неприятный и отталкивающий вид.

Христианин! В весне ты имеешь образ и знамение предстоящего воскресения мертвых. Она предуказывает на различие, которое будет тогда между праведными и грешными, ибо тогда все получим по делам своим. Поэтому живи теперь так, как хочешь потом воскреснуть. Ты "чаешь воскресения мертвых и жизни будущего века" - живи же достойно их. Хочешь иметь тогда участие с праведными и святыми? - Живи ныне благочестиво, свято и праведно. Что теперь таится внутри тебя, то тогда обнаружится вовне. Имеется ли благочестие? - тогда оно покажется. Имеется ли нечестие и лицемерие? - тогда оно всем явно станет. Тогда "дети Божии и дети дьявола узнаются. Тогда отделятся овцы от козлов" (1 Ин. 3:10; Мф. 25:32-33).

Возлюбленные, если хотим достигнуть воскресения праведных, нам необходимо ныне духовно воскреснуть со Христом воскресшим, "дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Рим. 6:4). Поэтому сказано: "Восстань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос" (Еф. 5:14).

Иди за мной!

Посмотри, грешный человек, на образ нашего Спасителя и Искупителя и послушай, как Он зовет тебя, несмотря на то, что ты забыл Его: "Человек, создание Мое, Я - Бог твой, Я - Царь твой! Я сошел с Неба, чтобы тебя возвести туда: иди за Мной! Я на земле пожил, чтобы сделать тебя небесным жителем. Я не имел, где главы подклонить, дабы привести тебя в дом Отца Моего Небесного. Я трудился, чтобы ввести тебя в вечный покой, Я обнищал, чтобы тебя обогатить. Я плакал, скорбел и тужил, чтобы тебе подать утешение, истинную радость и веселье. Я был поруган, похулен, обесчещен, чтобы тебя, Мое обесчещенное создание, почтить и прославить. Я был связан, дабы освободить тебя от уз греховных. Я, Судия живых и мертвых, был судим и осужден, чтобы избавить тебя вечного осуждения. Я был причислен к беззаконным, чтобы тебя оправдать. Я вкусил смерть, смерть же крестную, дабы тебя, Мое создание оживить! Я восстал из мертвых, дабы и ты восстал душой и телом. Я вознесся на небо, чтобы и ты вознесся. Я сел одесную Бога Отца, чтобы и ты прославился. Я пришел к тебе, чтобы привлечь тебя, Мое отпавшее создание. Иди же за Мной!

Видишь ли, человек, Мою любовь, к тебе проявленную? Видишь ли Мой Промысл о тебе? Я ничего от тебя не требую, как только то, чтобы ты был благодарен и шел за Мной, и таким образом получил бы спасение со славой. Иди за Мной, Который желает твоего спасения и предлагает его тебе. Возлюби Мою нищету - и будешь истинно богат. Возлюби Мое смирение - и будешь истинно славен и велик. Возлюби Мою кротость и терпение - и будешь истинно покоен и мирен. Отрекись себя - и будешь истинно обладать собой. Оставь утехи плоти - и получишь нетление. Оставь земную честь и славу - и будешь иметь Небесную. Иди за Мной! Я приведу тебя в Мое Вечное Царство, к Моему Небесному Отцу, ибо "Никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14:6).

Итак, грешная душа, слушай и будь внимательна к голосу любящего тебя Искупителя Иисуса и иди за Ним...

Злобные мстители и убийцы, блудники, прелюбодеи и любители нечистоты, воры, хищники, грабители и лихоимцы, клеветники и ругатели, все злоречивые, лживые, обманщики и лицемеры, и все прочие грешники, в нераскаянии живущие! - Услышьте глас Господень: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!"

Не бойся, Я с тобой!

Случается, что мать, утешая плачущее дитя, говорит ему: "Не бойся, я с тобой" Вот так же и наш Творец, милосердный и человеколюбивый Бог, Отец щедрот и всякой утехи, говорит верующей душе, находящейся в искушениях и напастях: "Не бойся, Я с тобой!"

"Я твой Создатель, Спаситель и Искупитель, Я твой Помощник и Заступник. Я - Тот, Который всё содержит в Своей руке и Которому всё повинуется, - Я с тобой!

Так Господь был со Своим верным сыном Ноем и сохранил его от всемирного потопа. Был Он с Лотом и сохранил его от содомской казни. Был со Своими рабами Авраамом, Исааком и Иаковом, оберегая их странствования в земле обетованной. Был Он с праведным Иосифом, сохраняя его в искушениях и страданиях, а потом прославив его.

Был Господь с израильским народом во времена его рабства в Египте. Он крепкой рукой вывел его из земли угнетения, разделил ему Красное море и провел среди вод, спасая от фараона-мучителя. Был с ними в пустыне и питал чудесной манной, поражал врагов перед лицом его и ввел в гору святыни Своея. Был с тем же народом и в земле обетованной и спасал его.

Был со Своим помазанником Давидом и спасал в различных искушениях и гонениях, и сохранил раба Своего от врагов его. Был с Ионой во глубине морской и сохранил во чреве китовом и избавил. Был с тремя отроками в печи вавилонской и угасил силу огня, и научил их петь благодарственную песнь. Был с Даниилом во рву, заградил уста львов и избавил его оттуда.

Был с Апостолами, был с мучениками и сохранял их среди ужасных мучений. Был с пустынниками, жившими в пещерах, вертепах и пропастях земных, и сохранял их от козней вражьих. Был и есть и будет до скончания века во Своими верными рабами, по Своему неложному обещанию: "Се Я с вами до скончания века. Аминь" (Мф. 28:20). О сладчайший Твой глас: "С нами бо неложно обещался еси быть до скончания века, Христе..."

Вот почему Его верные рабы, ощущая Его присутствие и живое утешение, воспевают с радостью: Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбях обретших ны зело... Господь - просвещение мое и Спаситель мой; кого убоюся? Господь - защититель жизни моей; кого устрашуся?"

Смотри, христианин, сам-то ты будь только Божий, а Бог Своего не оставит. Веруй в Него от всего сердца как в Бога, угождай Ему верой и правдой; всю надежду на Него возлагай и призывай Его всем сердцем.

И где бы ты ни был, в каком бы искушении и скорби ни находился, Он всегда с тобой, смотрит на твой подвиг и невидимой рукой тебя укрепляет и помогает тебе. Хотя бы ополчились против тебя все злые люди вместе с бесовскими полки, - они ничего не добьются! "Господь сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою Господь" (Исх. 120:5-8).

"Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня. Поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой" (Пс. 37:22-23). "Господи сил, с нами буди, иного бо, разве Тебе, помощника в скорбях не имамы! Господи сил, помилуй нас!"

Как молиться

Молитва состоит не только в том, чтобы в известный час стать перед иконами и читать написанные молитвы, но в том, чтобы на всяком месте и во всякое время умом и духом взывать к Богу (Ин. 4:21-24). Можешь, ходя, сидя, лёжа, едучи путем, вкушая пищу, совершая какое-либо дело, при людях или в уединении, возносить к Богу ум и сердце и просить у Него милости и помощи. Ибо Он - везде и на всяком месте. Двери у Него отверсты, и доступ к Нему всегда свободен, - не так как к какому-нибудь человеку, который то отлучился, то занят, то не в настроении. Господь же по Своему человеколюбию всегда готов нас слушать и нам помогать.

Чтобы приступить к Царю Небесному не надобно никого о докладе просить: иди прямо и проси с надеждой.

Многие, оскорбившие своего ближнего и, не примирившись с ним, к Богу с молитвой обращаются: молитва таковых напрасна и суетна. Если не прощаешь прегрешений ближнего против тебя, то молитва твоя только на словах и устами, потому что ты лицемерно молишься; а это вместо пользы обращается тебе в грех. Тогда бесполезны твои воздыхания и даже слезы.

Ты воздеваешь твои руки к Богу, а не оскверняешь ли ты их грабительством, хищением и прочей неправдой. Призываешь святое и страшное имя Божие, а не порочишь ли свои уста злословием, клеветой, лестью, ложью и прочими пороками? Ищешь милости у Бога, а сам милуешь ли подобного тебе человека? Говоришь Богу: "Услышь, услышь" а сам не затыкаешь ли ушей от просящего у тебя ближнего? Итак, молитва без милости, всё равно, что голос без силы.

Милость сама собой молится более, чем человек. И Бог наш более доброхотно смотрит на сердце незлобивое, сострадательное, милостивое, чем на частое повторение: "Господи! Господи!" Ибо как Бог милостив и праведен, так и творящего милость Он милует, и как Он праведен, так праведно Он отнимает Свою милость от того, кто не хочет миловать. Увидишь эту истину в притче о должнике и его друге (Мф. 18:23-35).

Молитвы, каноны и церковные стихи, читаемые поспешно, без рассуждения и внимания, есть не что иное, как один шум. Они скорее Господа раздражают, чем умилостивляют. Люди же, так читающие, хотя думают, что они часто молятся, однако ж никогда не молятся. Лучше с благоговением и смирением сказать от сердца перед Богом два или три слова, чем прочитать много молитв и канонов без рассуждения и с поспешностью. Бог смотрит на внутреннее расположение, а не на внешнее исполнение правила. Анна, мать Самуила, ничего не говорила устами, но только одним сердцем воздыхала и вопила ко Господу, однако ж её молитва была услышана, и она получила желаемый плод своей молитвы (т.е. сына; 1 кн. Цар. 1:13, 20). Итак, Бог внимает нашему сердцу, а не устам.

Учись, христианин, молиться Богу духом и истинной и так почитай Его и призывай. Старайся со всяким усердием, чтобы молитва исходила от сердца и чтобы ум со вниманием был привязан к словам молитвы.

Божья благодать учит нас о чем молиться и возбуждает в нас истинную и сердечную молитву, а человек своими силами такой молитвы не имеет. Молитва от сердца, возбужденная Божией благодатью, восходит к небу, как кадильный дым, и тогда человек кратко, но усердно молится и взывает: "О, Господи, помилуй! О, Господи, ущедри и спаси!" Такие слова - слова сердечные и произносятся от избытка сердца. Такая молитва, хотя краткая, но проходит небеса и входит в уши Господа Вседержителя. Приучая себя к молитве, проси Самого Господа, чтобы Духом Святым научил тебя молиться, как апостолы просили Его об этом: "Господи! Научи нас молиться" (Лк. 11:1).

 
святитель Тихон Задонский
из книги:  «Избранные поучения»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст