Духовная жизнь

Духовные зернышки


Митрополит Владимир (Тихоницкий)Митрополит Владимир (Тихоницкий)

Мысли и советы Митрополита Владимира (Тихоницкого)

Митрополит Владимир (Тихоницкий)(1873 — 1959), митрополит Западноевропейского Экзархата русских православных приходов, экзарх Константинопольского престола.
В миру Тихоницкий Вячеслав Михайлович, родился 22 марта 1873 в селе Быстрица Орловского уезда Вятской губернии. Просходил из священнического рода, был сыном священномученика протоиерея Михаила Тихоницкого и братом архиепископа Вениамина (Тихоницкого). Участник Поместного собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от Гродненской епархии.
В 1922 г. был отстранен от кафедры за неприятие автокефалии Польской Православной Церкви и вывезен чиновниками Польского правительства в Дерманский монастырь на Волыни. В конце 1923 года был возведен Патриархом Московским и всея Руси Тихоном в сан архиепископа. Впоследствии, в октябре 1924 г., был выслан из Польши за границу, в Чехию. Некоторое время пребывал в Праге, а в январе 1925 года был назначен митрополитом Евлогием (Георгиевским), управлявшим Западно-Европейским митрополичьим округом, викарным епископом в г. Ницца, на юго-востоке Франции. В 1946-1947 гг. был ректором Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже.
«С ангельской тихостью прожил он всю свою жизнь. «Он казался уже ангелом», - писала встречавшаяся с ним в августе 1959 года игуменья Мария, православная англичанка из Иерусалима. «Хрупким, светящимся, прозрачным... человеком, носившим и излучавшим свет, который исключал возможность лжи» вспоминается митрополит видевшему его незадолго до смерти архимандриту Льву Жилле...
О «вечной красоте личности» владыки говорил о. Василий Зеньковский. «Наш Владыка как бы сиял тем внутренним светом, который исходил от его постоянного погружения в молитву... ему был дан особый дар ласковой любви, - сказал у гроба митрополита во время отпевания в храме Св. Александра Невского на улице Дарю о. Василий Зеньковский, - бывает ведь любовь подлинная, но безласковая, а наш владыка всегда былласков». Действительно, ласковость (он сам очень любил и постоянно употреблял слово «ласка») для митрополита Владимира была не просто элементом присущего ему стиля общения, но составляла conditio sine qua поп его веры, того чувства Божьего присутствия в мире, которым он жил. «Звери тоже чувствуют Христову любовь, ласкаются к старцам Божиим... Эта ласка, эта Любовь - это Сам Христос», - говорил владыка...
Однако при этом митрополиту Владимиру была начисто чужда наивная стилизация или напускная слащавость. Он не пытался отгородиться от сегодняшнего дня и от реальной жизни и полностью отдавал себе отчёт в том, в какую эпоху он живёт». Отрывки из статьи Георгия Чистякова.

Эти зёрнышки падают прямо в сердце и могут скоро прорасти, если мы примем их со смирением. И если уже раньше - кому-либо в душу были, брошены благие семена, то такие люди могут назвать книгу также и духовной росой. Многое от слов Владыки может в душе зародиться, а многое забытое, заглушенное, посохшее вновь ожить.

***

Евангелие такая великая книга, что хотя мы столько лет ее изучаем, все не знаем. Когда приступаешь к чтению Евангелия, помолись сначала так: «Господи Иисусе, сподоби мя услышати святое Евангелие Твое и уразумети его».
Без молитвы ничего не делай; утром, как только проснешься, вставай, поклонись Господу Богу и говори: Господи! благодарю Тебя, что вижу еще свет Твой! Помолись, и потом уже приступай к обычному делу. Надо нам научиться смирению, которое проповедуют нам великие наши смиренники, святой Батюшка о. Иоанн Кронштадтский, преп. Серафим Саровский. А ты смиряй себя той мыслью, что мы, люди, только имеем грехи, искушения, беззакония, а все что у нас есть хорошего, это все не наше, а Божье. Никогда не надо впадать в уныние. Помнишь какой удивительный пример подает нам праведный Иов, который имел сыновей, дочерей, богатство, и все потерял. А он, ничуть этим не смущаясь, вместо того, чтобы роптать на Бога, говорил: «Бог дал, Бог и взял, буди Имя Господне благословенно отныне и до века!»
Ангел Хранитель будет с тобой, если молиться будешь. У каждого из нас есть ангел хранитель, который борется с грехами и страстями нашими. Обращайся к нему почаще. В житии св. Андрея Юродивого повествуется, что он ходил по домам и в некоторых палкой бил по углам, а у иных углы дома целовал. Его спросили, отчего он так делает, а он сказал: я бью по углам в тех домах, где живут богоугодно, потому что в этих домах бесы уже не находят себе места и все ждут по углам, не проявится ли у кого какая слабость, тогда мигом набросятся; вот их-то я и бью. А в домах, где живут нечестивые люди, бесы хозяйничают, а Ангелы по углам стоят... вот их-то я и целую, а не грешников. Ангел Хранитель всегда постарается внушить добрую мысль, избавить от грехов.
Не смущайся тем, что когда в церкви поминают, священник скоро читает, даже не зная, кого поминает. Господь смотрит на желание людей, которые подают записки: даже если священник не знает, кого поминает, то Бог знает. Это не наше дело критиковать, как читает священник, скоро ли или плохо.
Подавай милостыньку не только материальными средствами, которых у тебя нет, но лаской, участием, добрым словом, посещением. Даже «чаша студеной воды» будет считаться. Не надо бояться вечером молиться, ты ведь не одна: с тобой Матерь Божия, Ангелы Небесные молятся.
Как на Светлой Неделе христосовались с живыми, так теперь должны обменяться радостной вестью и с отошедшими в другой мир и верить, что они с нами и живы во Христе. Бог есть Бог не мертвых, а живых. Близкие наши, отошедшие братья, сестры и матери видят наши радости, зрят же и скорби наши. Христос Воскресе! Помните: любовь плотская до гроба длится, а любовь духовная та длится и за гробом, в мире вечном. Апостолы молятся за нас и теперь.
Как после зимы, когда появляется солнце, выходит зеленая травка, потом цветочки и все любуются этим ковром зеленым, который есть плод солнечных лучей, так и после сошествия Духа Святого и после принятия Его, угодники Божии начали процветать по земле. Они были такие же люди, как и мы, грешные, со слабостями; но благодатию Духа Святого они себе стяжали такую славу и совершенство.
Если обретаете в душе иногда утешение, духовную радость, то это исключительно от благодати Духа Святого, которая как роса небесная нисходит на верующую душу при усердной молитве. Помолилась с благоговением и усердием Заступнице Небесной, находясь в скорби, и получила от Нее благодатное утешение. Не смущайся и никогда не падай духом от постигающих искушений, ибо сие обычное явление: когда кто получает особую духовную радость, враг наш всегда старается вскоре же причинить нам какую-либо скорбь, чтоб омрачить или ослабить наше восторженное, светлое настроение. Подвижники и наставники наши духовные хорошо это знают, ждут сих козней и спокойно отражают своими молитвами. Так и ты, дитя, прежде всего, припадай к Заступнице рода Христианского всей твоей душой, взирая на образ Ее как Живую, тебя видящую и слышащую... Если «друзья Божьи» - угодники слышат и исполняют наши просьбы, тем паче Господь и Его Пречистая Матерь.
В церкви дается сила творить добро, совершать добрые дела. А добрые дела, которые совершаются не во славу Божию, а для своей славы теряют свое значение. Когда сделаешь что-нибудь хорошее, надо потом забыть об этом.
Что сказал премудрый царь Соломон, испытавший все блага земные? Он пришел к убеждению, что все это суета и томление духа; душа остается пустой. А что сказал Иисус Христос? - Читай святое Евангелие и найдешь ответ, для чего нам жизнь дана.
Путь узкий, тесный, путь борьбы со грехом, соблазном, путь креста (огорчения, скорби, и т. д.) ведет к душевному миру, спасению, радости, счастью... Памятовать надобно о страждущей братии нашей в России: там умирают с голода, террора, расстрелов, эпидемий, страдают в тюрьмах, ссылках, в лесах, шахтах; претерпевают за св. веру, за Церковь, за Правду Божию гонения, лишения, мучения и т. д.. А мы здесь веселимся, гуляем по театрам, балам, вечерам, сплошь всю ночь до утра, танцуем, пируем, развлекаемся, и т. д. На что это похоже? Какие же мы христиане? Какие мы русские патриоты, если так ведем себя в то время, как братия наша, как родина наша страдает, умирает на кресте, когда кровь и слезы льются по всей стране обильной рекой!!! Разными землетрясениями, наводнениями, вулканами с огненной лавой, пожарами с человеческими жертвами и т. д. Господь нас вразумляет, предостерегает, как древле пророк Иона и патриарх Ной перед потопом, а мы продолжаем бесчинствовать, не обращая внимания на Божье вразумление! Ну и дождемся должного возмездия! Надобно всем бы нам памятовать: Се, Жених грядет в полуночи... и бодрствовать, молиться больше, вникать в знаменья Божьи. Это вообще ко всем нам относится. Сколько умилительных молитв и песнопений слышим мы в храме Божием, призывающих нас к вразумлению, к покаянию, но как-то мы глухи к сему призыву, а ко всему мирскому, земному - очень отзывчивы. И так бодрствуйте, бдите, враг не дремлет (1931 г.).
Чаще ходи в церковь; хоть сама не молишься, а священник за тебя молится: мир всем, благодать Господа на вас. Врата Небесного Рая теперь открыты для всех последователей Христовых; надо лишь постараться быть достойными вхождения туда, а для сего наблюдать за собой, за своей совестью, сердцем и душой и очищаться покаянием, исповедью и св. Причастием Таин Христовых.
Нам надобно всегда быть готовыми к нападению супостата духовного и не поддаваться, отгонять всеми силами, бодрствовать, взывать к Богу, Божией Матери, Ангелу Хранителю и Святым Угодникам, одержавшим уже победу над врагом и нам в борьбе помогающим, когда мы просим их. Кроме молитвы, большую пользу для души и утешение можно получить от чтения Божеств. Писания. Из Св. Писания можно получить врачевство, соответственное каждому несчастью, постигающему нас, отринут всякую скорбь житейскую и не сокрушаться, не унывать ни от каких обстоятельств.
Относительно исповеди и св. Причастия, чем чаще, тем полезнее для души исполнять сей долг наш духовный по нынешним временам, как говорят старцы Афонские, но, разумеется, всегда надо подходить ко св. Чаше с полным сознанием своего недостоинства и греховности, с сердечным сокрушением и с мытаревым смирением и молитвою: Боже, милостив буди мне грешной!
Суета не вредит, лишь бы сердце не сочувствовало: о. Иоанн Кронштадтский носил шелковые рясы, которые ему дарили, и не обращал внимания.
Помышляйте больше о посте духовном, который выше и ценнее телесного. Царствие Божие нудится и употребляющие усилие внидут в него. Чтобы войти в Царствие Небесное, надо сдерживать греховные порывы свои, утишать разбушевавшиеся страсти, словом - употреблять над собой усилие. Но это усилие не должно ограничиваться одним воздержанием от страстей, пищи, но простираться на все внутренние и внешние действия наши. «Делай все вопреки хотения плоти...» и так во всем (Дух. советы старца Парфения). Вот, чадца мои, примите к сведению и эти добрые советы духоносного старца.
Так вот и впредь когда взгрустнется, притекай душой и сердцем к Источнику утешения и Радости - Христу Спасителю и Заступнице Небесной, как дитя бросается в объятия мамочки или няни любимой, и легче будет на душе.
В житии преп. Антония Великого говорится об одном брате вопросившем: «как ему угодить Богу?» Антоний ответил: «куда бы ты ни пошел, имей всегда Бога пред глазами своими, что бы ты ни делал, имей на это свидетельство из Священного Писания». Кто желает всем сердцем обратиться к Богу, того Сам Бог научит, как молиться Ему.
Быть страдальцем за правду - высшая честь и слава, какая только может быть на земле. Тех, кому приходится терпеть за правду, за веру, Господь потом за сие примет как любимых чад Божиих в Царствие Небесное.
Чтобы дольше сохранить в душе благодать св. Причастия, невидимое общение с Самим Спасителем нашим, вот и следует почаще читать псалмы, молиться...
Рад, что сподобилась с утешением причаститься, хотя и сознаешь себя недостойной; и впредь подходи к сей великой святыни всегда с полным сознанием своего недостоинства и с должным приготовлением. Иные, часто причащаясь, привыкают и дерзают приступать ко св. Чаше без молитвенного приготовления, забывая, что св. Причастие бывает и во спасение, и бывает и в суд и осуждение.
Никогда не надо предаваться сну не простивши всем предварительно, т. к. не знаешь - не последняя ли сия ночь твоя? Не должна ли будешь внезапно явиться пред Судиею? А кто другим не прощает, сам не будет прощен.
Болезни посылаются нам в напоминание, что жизнь здесь не вечная, не надо слишком привязываться к ней. Чтобы иметь любовь к другим, нужно сперва научиться любить Бога. Верь просто, как дитя; как свечечка, которая горит перед иконой, так и вера твоя да будет ясная, мирная.
Один угодник все укоры принимал, никогда не оправдываясь, принимал как вразумление, наказание, если не за одно, то за другое что-нибудь. А у нас и плачут, и лишние оправдания!
Бог дает свободу людям выбирать свой путь - ко спасению или наоборот, а Ему, как Всеведущему, известен уже и конец борьбы.
О причастии. В наставлении Каллиста и Игнатия говорится: Ничто столько не содействует и не способствует нам к очищению души, к просвещению ума и к освящению тела и обоих их божественнейшему изменению, еще и к отражению страстей и бесов, как частое, с чистым сердцем и расположением, сколько то возможно человеку, причащение св. пречистых, бессмертных и животворящих Таин.
Там-то еще лучше будет, в Царстве Небесном! Но нужно еще немного поскорбеть, потерпеть болезни, огорчения, лишения. Как золото огнем очищается, так и душа через скорби. Раньше, прежде чем умереть, нужно поскорбеть немного! Были, конечно случаи, как например, св. Таисия, которая, по молитвам духовного отца, сразу угодила Богу покаянием.
Чашу спасения прииму: без причастия невозможно спастись. Оно так страшно врагам нашего спасения, что они и назвать его не смеют.
Когда Господь посылает скорбь, крест, то это знак Его любви и благоволения. Все, идущие по тесному пути вслед за Христом, носили крест. Нужно готовиться в этой временной жизни к жизни вечной - несением креста, тогда всегда будем вместе.
Надо потрудиться самому, а не только все возлагать на Бога, без всякого личного участия. Вот блудный сын пришел в себя, встал и пошел к Отцу сам (не только сказал, но и сделал, исполнил), тогда и Отец пошел сейчас же навстречу, на помощь: так и нам надобно делать, самим потрудиться, решиться, приступить, тогда и благодать Божия поможет.
Вера - это дар Божий, как и любовь; надо просить, молиться о сих духовных благах, как мы просим: хлеб наш насущный даждь нам... Молиться усерднее, чаще, и не зреть, что мы молимся, но Бог не услышал, не исполнил: значит, или не достоин, или мало молился. Не только читать Евангелие и этим как бы успокаиваться - заменять молитву, нет, надо непременно молиться, хотя бы и не хотелось, принуждать себя надо к молитве; пусть сердце холодное, каменное, молись и смягчится.
Ничего мы не можем сделать сами своими силами, только благодатию Божиею, Его Божественною помощью, заступлением Небесной Заступницы, молитвами Ангела Хранителя и Друзей Божиих... К ним и надобно взывать, чаще прибегать, усерднее призывать в минуты искушения и непрестанно Имя Божие в уме и сердце повторять.
Не надо ставить условий в молитве. Господь лучше нас знает, что нам полезнее, как и где. Выявляя свое желание, прошение, моление Господу Богу, всегда добавляй, что да будет Его святая воля во всем, как молился и Сам Сын Божий в Саду Гефсиманском, показуя и нам всем пример.
О скорбях. В мире, земной суете - одни скорби, а в монашестве - другие, еще большие. От них не укрыться, не избежать, да и избегать не надо, а лишь с помощью Божией, силою Креста Христова - преодолевать, безропотно переносить, мужественно, твердо, с верой и молитвой закалять себя, а не малодушествовать, не унывать, не поддаваться врагу, искушающему нас. Нигде не избежать скорбей, ни в обители, ни на святой Земле даже. Эти скорби и козни вражьи попускаются Господом для нашей душевной пользы. Когда сия готовность все терпеть по любви к Господу Христу Спасителю нашему и ради спасения душевного созреет, укрепится в сердце, тогда путь иноческий будет легким, приятным, радостным, царским путем в Царство Небесное. Сколько светлых, радостных, небесных утешений, переживаний дает иночество, совершенно неведомых мирянам!
Труды, работа - самое лучшее лекарство от праздности, уныния, скуки, лености и других недугов наших. Сердце чистое достигается чрез непрестанную молитву. Но это состояние нудится, а мы не хотим себя принуждать.
Для чистой молитвы следует отрешиться от мирских попечений и суеты, но удаление от мира отнюдь не избавление от искушений, которые всегда и повсюду будут. Надо бороться с злыми духами, от всех сторон на нас нападающих под разными видами - посредством умной Иисусовой молитвы. Старец говорил, что лучше пять молитв умом, нежели тысяча языком только.
Жизнь настоящая - будущая, и к ней готовиться надо со светлым настроением (преп. Серафим), а это достигается молитвой.
Для того чтобы начать деятельную жизнь в служении Богу, надо сперва долго трудиться над исправлением своим, подготовлять себя, очищать сердце, бороться с греховными привычками, учиться послушанию и терпению.
Пример жены-грешницы и слова Христа о ней показывают нам, что для приближения и примирения с Богом нужны слезы покаяния, сердечное сокрушение и - больше всего - любовь. Надо больше любить. Ведь как стараемся угодить человеку, которого любим! Тем более должны стараться угодить Богу и бояться огорчить Его. «Сыне, даждь Ми сердце». Отдай свое сердце Христу. Помни сей пример. Старайся всегда ходить перед Богом.
Вознесение Христа Спасителя указует нам и на наше жительство в Небесных обителях, о чем подобает всем нам памятовать присно... Горе имеем сердца! Наше Отечество - на небе, как говорит Ап. Павел, там настоящая, вечная жизнь, а не на земле, где лишь временное наше прозябание, приготовление к жизни вечной, небесной... Надо почаще взирать на небеса, тогда бы легче было переносить нам земной крест, скорби, болезни, лишения, тогда бы и Христос был ближе к нам и утешил бы нас как Апостолов: «Аз есмь с вами и никтоже на вы».
Есть много разных путей, ведущих в Царствие Божие. Крест у каждого свой и надо с покорностью нести тот крест, который посылается. Все мы дети Одного Отца Небесного, поэтому мы не должны враждебно друг ко другу относиться, осуждать и возмущаться недостатками ближних...
«Помни последняя твоя - во век не согрешишь» (Сирах). Что бы ты ни делал, что бы ни говорил, все рассматривай с точки зрения вечности. Так проверяя себя и памятуя о смерти, избежишь погибели. Именем Христовым отгоняй всякие скорби.
Для исправления не берись за все сразу: сперва удерживайся от одного греха, который приметила в себе, потом от другого, и так постепенно. И каждый день испрашивай себе на это благословение Божие: Господи, помоги!
Мы все обремененные земной плотью подвержены немощам и грехам, против которых надо бороться. Святые совершили сей подвиг многими трудами, принуждением. А когда Господь видит желание, Он и помогает и в Свое время все устраивает, что потребно.
Как неисповедимы пути Божии, как надо благодарить Его! Все Бог! Он никогда не оставит, если только мы с верою будем призывать Его. Не надо много мудрить: ум все равно не может всего постичь, а очень мало. Надо сердцем верить просто. Это понял и мудрый Соломон когда говорил: «Сыне, даждь Ми сердце твое».
Что надо читать каждый день в 12 часов? «Богородице Дево» - 3 раза. А вечером, при закате «Свете Тихий». Надо всегда, при выходе из дома, перекреститься, попросить благословения Божия.
Спаситель знает, конечно, Сам все мысли, желания, стремления сердца нашего, но ждет нашего обращения к Нему как доказательства нашей преданности. Для чего искушения посылаются? Чтобы крепли силы. Господь никогда не посылает испытания превышающего силы. Ежедневно вспоминай о часе смертном, говори себе: сегодня еще одним днем меньше стало жизни моей, еще одним днем ближе ко гробу.
Мы часто забываем, что кто ищет земных утешений, лишается небесных и что похвала людская лишает нас небесной награды. Один святой неученый выучил лишь первый стих Псалтири: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» и сказал: с меня довольно и этого, и ушел в пустыню. А когда вернулся, то все Писание знал наизусть.
Святую Серафиму-деву, когда спросили: принесешь ли жертву богам? Она ответила: «Я ежедневно, днем и ночью, приношу жертву своему Богу - поклонение и молитвы и храню себя в чистоте и непорочном девстве, как храм Духа Божия». А св. Иулия-дева сказала: «Моя свобода - Христос, Он меня освободил». Вот как ценен в очах Христовых дар чистого девственного жития!
Надо хранить свое сердце, вселить в него Христа, чтобы сердце было твердо как камень. Жить попросту, избегая празднословия и осуждения. Злоба расстраивает, а любовь поддерживает, исцеляет. У кого в душе нет мира, тот нигде его не найдет: мир у того, у кого он в душе.
Бог нам показывает через Своих птичек, которых Он питает, что нам не нужно прилепляться ни к чему земному. Сколько чудес, сколько милостей Бог проявляет к нам! А мы-то их забываем, не замечаем.
Божественная служба церковная - это как дождь, роса на земле, помогает возрастать добрым семенам, ведь в церкви мы напитываемся благодатью Божественной. Наша радость - это Божья Матерь!
Сознание греха - половина покаяния. Прежде чем познать Бога, нужно познать себя. С этим и молитва усугубляется и страх Божий.
Какая благодать! Был один профессор естественных наук, который говорил, что не верится, что Бога нет, ведь каждый цветочек, каждый листочек говорит о величии Божием, о присутствии Его и воздает Ему хвалу. О, Божественная Любовь, о Божественный наш Творец! Хотя мы и пылинки, но Он слышит наши молитвы. И зовет нас всякими путями к Себе.
Когда мы причащаемся - всегда Пасха! Пасха, это светлое, радостное настроение, которое дает Христос; когда Он в сердце, тогда там и радость и легко переносить все скорби.
Когда я был мальчиком, то замечал, что цветочки и растения издают особое благоухание именно вечером - не утром, не днем. Царь Давид, как поэт, это заметил и записал в Псалме «жертва вечерняя». И нам это говорит об особом значении вечерней молитвы, которую должны усиливать.
Да сподобит Господь радости, счастья, блаженства в невечернем дне Царствия Своего! Ради сего неизреченного блаженства стоит претерпеть и скорби всякие, неизбежные в сей жизни земной, ибо посылаются они для пользы нашей душевной.
Всегда надо помнить, что за все плохое бывает наказание здесь или на том свете. Бог прощает те согрешения, к которым уж потом стараешься не возвращаться, а то какая польза в покаянии? Мирен дух достигается молитвой Иисусовой и представлением в уме и сердце Его жизни и страданий.
Смущаться особенно не надо, а стараться лишь преодолевать с помощью Божиею помыслы о недостатке смирения, о малодушии, самолюбии, саможалении и т. д., памятуя, что и. Христос пришел не праведников спасать, а грешных, не здравии имеют нужду во Враче, а болящие. Хорошо всегда и во всем смиренно подчиняться воле Божией, дабы иметь в душе мир.
Ефрем Сирин: «Остров, лежащий среди моря, может ли остановить волны, чтоб они не ударяли в него? По крайней мере, остров противится волнам. Так и мы не можем остановить помыслов, но можем противиться им».
Старца Серафима спросил один светский собеседник: чем истребить гордость? Он ответил: «молчанием». Бог сказал Исаие: «На кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих». Молчанием большие грехи побеждаются.
Господь хощет всем спастися и в разум истины придти, и «благодать Божия спасительна для всех человеков» (Тит.2, 11) - но не спасает никого против воли. Она всесильна, но не насильственна. Царствие Божие и при содействии благодати «нудится» (Мф.11, 12) и только употребляющее усилие и терпение достигают его. Нам дарованы все средства «яже к животу и благочестию» и теперь только от нас самих зависит воспользоваться ими для достижения Царствия Небесного.
Подходит и Крещение Господне: будешь в храме Божием и заготовишь себе Крещенской водицы побольше, дабы по утрам, а в особенности в минуты трудные и скорбные, испить этой св. водицы на пользу душевную и в утешение.
Старайся помнить и внушать себе, что скорби нам на пользу посылаются, что иные во Христе живущие, наоборот, скорбят тогда, когда нет скорбей, считая, что их забыл Господь, ибо егоже любит Господь - наказует: многими скорбями подобает внити в живот. Благодари Господа за скорби и постарайся безропотно переносить их. Твори в своем сердце молитву Иисусову и обретешь мир душевный и не будешь одинокой, а со Христом!
Не надо ждать одобрения от других, а наоборот огорчения, любить же Бога и служить Ему своей верой, уготовляя свое спасение душевное. Правильный путь христианина и есть - спасаться и исправно свои обязанности исполнять в той должности (положении), в которой находишься, и видеть свои недостатки; сознавать их есть признак преуспеяния в духовной жизни.
Молитва - это наш меч духовный. В напоминание о ней - носим четки в руках, также как на груди крест. Возьмешь четки в руку, тронешь - сразу вспомнишь, о чем они напоминают, и мысленно сосредоточишься.
Пока любовь к родным сильнее любви ко Христу, душа еще не готова ко служению Ему. Прежде чем решиться идти по пути Христову - отрешение от всего - нужно проверить себя, достаточно ли сил имеешь, чтобы вступить в борьбу с внутренним врагом, искушениями, страстями, грехами, злом. В этом состоит жизнь духовная.
Блажен, кто имеет мужество и силу преодолевать возникающие в душе нашей греховные помыслы, порочные движения сердца, этих младенцев греха - разбивать, сокрушать о камень веры, усердной молитвы, прежде чем они овладеют душою.
Когда мы приносим на исповеди покаяние в наших согрешениях, мы не должны дожидаться вопросов духовного отца своего, но, осознав грехи, должны и высказать их сами, осуждая, обвиняя себя, с искренним чувством, что мы уже недостойны быть чадами Отца Небесного. Нет грехов маловажных - они все важны, надо только их осознать, увидеть, углубиться в себя, в свою совесть, отыскать грехи и принести искреннее покаяние Небесному Отцу с сердцем сокрушенным.
Причащение - несомненно великая духовная поддержка наша во всякое время, а в трудных обстоятельствах особенно значительна и утешительна.
Где лампадка горит, там присутствие Божие. Ежедневно нужно читать молитву св. Ефрема Сирина: «Дух любви даруй ми», его-то не хватает у нас. А ведь первая заповедь о любви к Богу, а вторая, подобная, о любви к людям, а мы об этом забываем.
Грустить и скорбеть теперь не полагается, ибо эти дни все еще праздничные, светлые, радостные, до самой Пятидесятницы включительно Св. Церковь приглашает нас радоваться, воспевать, благодарить, славословить Господа... Пойте Богу нашему, пойте!
Церковь как ковчег, - только те, кто в этом Ковчеге могут спастись, другие все погибнут в море житейском. Церковь на земле, но Глава ее на небе уже, и кто в ней пребывает, уже начинает восхождение. Тот, кто в церкви стоит, Богу предстоит.
Господь тогда внимает и приемлет покаяние, когда приходишь от искреннего сердца, с твердым решением не возвращаться к прежнему. Если же этого нет, то, когда духовник разрешает - Бог не разрешает.
Оттого нет горения, что молитва не усердна. В молитве прибегай ко Христу, обращайся умом и сердцем к Нему, укрепляйся в вере и любви к Нему. Поучайся примерами Святых, взирай на них как на звездочек небесных, окружающих духовное Солнце - Христа. И помни, что и они взирают на тебя, видят твое сердце, твои слабости, ждут твоего обращения, исправления, и ходатайствуют за тебя пред Господом о помиловании...
Молитва как радио между Богом и нами. Почему угодники уходят в монастырь, в пустыню? Это не эгоизм, а великое дело для спасения общего. Они уходят - а за ними идут для духовной помощи все труждающиеся и обремененные грехами и недугами. Велики значение и сила молитвы за других - она привлекает милость Божию - Господь имеет особое попечение о тех, за кого молишься, и в то же время от сея молитвы польза и для своей души, ибо, помогая идти вверх по ступенькам другому, поднимаешься и сам. Молитвой и любовью надо отвечать обидчику, ибо этим обезоруживаешь врага своего и делаешь другом.
Кто заботится о награде земной - лишается награды небесной. Поэтому будем учиться тайно совершать добрые дела, не искать благодарности, а наоборот ожидать и безропотно переносить укоризны.
Молитва за почивших в вере, и особенно «Безкровная Жертва», великое и совершенное утешение и радость для них. Господь, как Бог живых и мертвых, всех милует, утешает и спасает.
На огорчения, насмешки - отвечай молчанием, внутренней молитвой, или улыбкой. Богу приятна молитва смелой души, окруженной стрелами злобы, ненависти, мерзости и насмешки. Все эти стрелы, тупые спереди и острые сзади, отскакивая от тебя, ранят самих стреляющих... Молись и за них - супостатов твоих как за благодетелей, ибо для души нашей полезны обиды, огорчения.
Надо больше любить Отца Небесного, к Нему обращать свое сердце, ум и мысли, памятуя, что здесь, на земле, все кончается смертью. Старайся хранить чистоту душевную, исправляться, приближаться к Богу: для сего не заниматься неполезным, чаще причащаться и хранить светлую радость Причастия. Помыслы греховные надо вырывать с корнем, подавлять, пока не выросли. Блудный сын - не только в смысле плотского греха, но всякого уклонения от пути истины, от заповедей Божиих.
Молясь, высказывай свое желание, но всегда с добавлением: «Если Тебе, Господи, так угодно!» Нужно больше думать о смерти неизвестной нам, тогда, м. б., положим начало к исправлению. «В чем застану, в том и сужу».
Не огорчаться надо, а так себя настроить, чтобы быть готовым и к непредвиденным случаям. С радостью быть готовым и к искушению. Даже Святые испытывали по временам как бы оставленность, удаление от Бога: об этом подвижники писали, предупреждали. Надо отгонять помыслы тоски молитвой, псалмопением. Не оставляй молитвы и Господь не оставит тебя, поможет тебе на пути твоем.
Надо как-то смирить свою волю гордую: не все делать, как я хочу, а заставить себя так, как я не хочу. Нападки и насмешки нам полезно переносить, за них благодарить надо, а не смущаться!
Да, чадо, работы много во Имя Христово, но, разумеется, надо прежде себя приготовить к такой работе; преодолеть все свои немощи, слабости, огорчения, раздражения, самолюбие и всякие трудности, отдаться всецело в волю Божию и послушание Христово и запастись должными знаниями, крепкой верой и любовью к Богу и ближнему. Не сомневайся, Бог лучше нас знает, где нам полезнее. Ап. Павел говорит: «В каком звании кто призван, в том и оставайся и служи Богу». Шипы-терния на главе Спасителя были драгоценнее всяких роз и дорогих цветов. Так и огорчения и скорби бывают полезнее радостей и удовольствий земных. Итак, не унывай, не смущайся, на Бога уповай и все радостно и благодушно переноси с благодарностью Промыслителю за все посылаемое. И Бог любви и мира будет с тобой!
Общение молитвенное сближает и духовно сродняет больше, чем обычные разговоры житейские.
«Поругание, биение, огорчение, скорби - это дары Божии, посылаются для нашего блага; святые скорбями совершаются, посему за все благодари и чаще призывай Имя Божие». «Не мысли ни о ком зла, иначе сам сделаешься злым». Промыслу Божию о нас нет предела, Он невидимо ведет нас. Ничто не случается без воли Божией, всему определен день и час, не только рождения, и отшествия, но и каждый час нашей жизни. Возложи упование на Бога, и Он будет промышлять о тебе; а пекись о себе сама, Он будет помогать тебе, ко вседействующий Промысл Его отступит от тебя.
Решать и загадывать не надо ничего, а только с верой молись: скажи мне, Господи, путь воньже пойду. Если Господь печется о птичках, о животных, о растениях, тем более Он заботится о нашей душе.
Христос сказал: «Я не пришел, чтобы Мне служили, но чтобы послужить. И кто хочет быть большим, да будет всем слуга». Христос трудился, Апостол Павел трудился и все Апостолы, все святые трудились. Кто не трудится?
Бог знает, когда нам родиться, когда умирать, а если кто отвергает Промысл Его, тот хулит Духа Святого.
Раньше святые узнавали волю Божию через откровения. Теперь мы сего недостойны, но воля Божия открывается нам через обстоятельства, они - Промысл Божий, которому надо предаваться.
Когда мы просим у Бога духовных благ - терпения, чистоты, любви, Он конечно дает нам. А уныние - искушение от врага, который хочет испортить наше настроение, помешать спасению. А для перенесения обид помни, что в каждом человеке есть искра Божия, добрые стороны. Подвижники принимали, не оправдываясь, даже такие обвинения, которые карались судом, как преступления.
Христос Бог проявил такую любовь к человечеству, что пришел на землю, чтобы нас возвести на небо, воплотился, родился в вертепе, - какое смирение! Памятуя это, будем учиться Его смирению.
Никогда умом не поймешь тайны Божии непостижимые. Надо принимать веру как дети: они верят просто, не рассуждают, и Господь сказал: таковых есть Царствие Небесное. Вот как Игнатий Богоносец, которого младенцем взял на колени Христос, он всю жизнь носил в себе Христа. Молись: Господи, дай мне детскую веру, детскую чистоту, детскую простоту...
Почему иные в церковь не ходят? Потому что не чувствуют присутствия Христа в храме... Кто привержен к мирскому, тот стоит на краю пропасти.
Любовь не имеет предела. Любовь духовная - это любить не только добрых, но и злых. А любовь достигается молитвой. Молитва - золотой ключ ко спасению.
Читаешь псалмы? Нужно так читать, будто они к тебе относятся, не спеша, благоговейно, они умиление дают. Евангелие читай со вниманием: в нем найдешь объяснение и ответы на все, а не в своих рассуждениях. Не доверяй уму, сердцу верь.
Об исповеди: Все, что говорится на исповеди говорится Небесному Судье и Врачу душ и телес, и это тайна, о которой ни исповедники, ни духовники никому говорить не должны. Исповедь - покаяние есть Таинство! Думать, что духовника можно огорчить тем, что говоришь на исповеди - это доказывает непонимание Таинства. Исповедь - таинство великое, а не беседа. Не Ивану, Петру и пр. говоришь, а Небесному Судье, а духовник - служитель Божий, который предстоит-присутствует, говорит по внушению свыше и отпускает грехи, как в Евангелии сказано: «Аще что разрешите на земли, будет разрешено и на небеси» (Мф.18,18). Исповедь - очищение от грехов через раскаяние и покаяние: как бы ни были ужасны грехи, надо не стыдясь говорить их, каяться в них сейчас, пока не поздно, чтобы избегнуть осуждения и стыда, публичного обличения на Страшном Суде Христовом. Как может духовник огорчаться на то, что исповедано пред Богом или менять свое отношение? А обеты, которые даются о сохранении тайны исповеди? Если на душе неспокойно, это потому, что не достаточно покаялись, искренно, со слезами пред Богом. Надо Бога благодарить за прощение грехов. Когда духовник читает разрешительную молитву, значит Господь допускает это. Господь ждет от нас не многословия, а покаяния сердечного, духа сокрушенного.
Искушения всегда будут, не смущайся; если им позволять останавливать нас, никогда не будем подвигаться вперед. От души желаю бодрствовать, не унывать, не падать духом, не озираться назад, вперед стремиться, без сожалений, памятуя жену Лотову, надо стараться хоть маленькими шажками, но все вперед идти, а не пятиться назад. Господь, видя желание, конечно, поможет. Отступление в мыслях от намеченного пути уже греховно, но простительно, нарушение же обета страшный грех. Как на дороге лежащий камень препятствует прохождению вперед, так и в духовном преуспевании - искушение. Чтобы пройти вперед надо разбить, уничтожить этот камень, так и надо разбить, раздробить, уничтожить искушение, чтобы идти вперед не останавливаясь, не оглядываясь назад. Своими силами не можешь, воззови ко Господу, как Апостол Петр: «Спаси мя, погибаю» и Господь протянет тебе руку. Помни, что с помощью Божией все возможно. Помни, что когда у нас есть искушение и враг смущает нас, то Господь стоит рядом с нами, готов помочь нам и ждет, чтобы к Нему обратились, но если мы не обращаемся к Нему, а слушаем увещания врага, Он отходит от нас. Помни, что Господь всегда с нами!
Смирения надо больше, смирение это не унижение себя, а это первая добродетель на пути спасения, необходимая дверь в Царство Небесное.
Надо бояться прежде всего огорчать Милосердого Бога, памятовать о беспредельном милосердии Божием, о Его терпении к нашим немощам, о Его милости к нам. Какие могут быть у нас расчеты, когда Отец наш Небесный так щедр и милостив, все отпускает, терпит, прощает нам!
Служение больным есть служение Богу. Надо исполнять его безропотно, радостно. Это служение - выше поста и молитв, по словам подвижников.
В эти светлые дни не сетовать надо, не плакать о грехах, а сожалеть лишь, если своими немощами мы чем-нибудь омрачили святость торжества. В эти дни радости мы особенно близки к Богу: с Воскресением Христовым - иного жития вечного начало! Очистим чувствия сперва, и - просветимся торжеством! Друг друга обнимем и - простим вся Воскресением! Мы не только радуемся Воскресению Христа Спасителя после Его крестных страданий и смерти, но и тому, что Его Воскресение является залогом нашего будущего воскресения. С Воскресением Христовым мы празднуем иного жития вечного начало. Душа чувствует эту вечность, ибо она светозарная, она знает, что и она воскреснет, поэтому так она радуется, так весело ей слышать эти слова: Христос Воскресе! Воскреснем и мы, верующие в Него! Христос воскрес, подтверждая этим, что Он действительно Сын Божий, что Его учение не обман, а истина. Христос Воскрес, и нас соделал причастниками Его Воскресения.

 
Автор: митрополит Владимир (Тихоницкий)
Из книги: «Духовные зернышки»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст