Духовная жизнь

Дивные молитвенники


Кто же такой старец?

Старец - это человек освящённый, настолько полно живущий по воле Господа, что и людям помогающий войти в эту волю, приобщиться радости.
В Старце Дионисии Каламбокасе, например, поражает его погруженность в бытие. Он всегда на последней глубине, он ни в чём не скользит по поверхности. Ему постоянно есть до вас дело и никакая мелочь в вашей жизни не кажется маловажной ни ему ни Богу. Быть со Старцем, это попасть в поэзию, в сказку, оказаться в атмосфере чуда и ощутить всю жизнь как непрекращающуюся чудесность. Богу есть дело до всего в нашей жизни. По слову Симеона Нового Богослова, «не таится от Него ни капля слёзная, ни этой капли часть некая». Старец и нас вводит в эту атмосферу нужности. Мы вдруг начинаем понимать, что для Бога мы — значимы. Что мы для Него — не чудовища, не сборище грешников, но планета дорогих его сердцу детей. Ведь только ощутив собственную нужность можно начать жить и творить добро.

В чем различие «старчества» и «младостарчества»?

Младостарец — это человек, не имеющий духовных дарований и благодати, но изображающий из себя святого. Такой человек приводит людей не ко Христу, а к себе. Его деятельность строится на авторитете и силе, он не уважает свободу доверившихся ему людей. В противоположность ему настоящий Старец старается, чтобы каждый человек вырос таким, каким его задумал Господь.
Помню, когда я наблюдал, как принимает людей Старец Дионисий, то поражала его мягкость. В его лице Сам Господь сходил к страдающему человеку и кротко помогал распутывать сложные жизненные ситуации. Некая мама пришла с жалобой на своего взрослого сына и Старец, выслушав, спросил её: «а чего бы вы сами хотели? Чего ваше материнское сердце желает?». С каждым Старец Дионисий говорит как с равным, не смотря на свою всемирную известность. Приехав к нему в монастырь, я целую неделю ожидал его возвращения в обитель (он отсутствовал по делам духовного окормления людей). Первыми его словами ко мне были: «прошу у вас прощения, что заставил вас волноваться, что я не приеду». Постоянное участливое вежливое отношение — вот почерк настоящего Старца. При этом вы явно ощущаете, что нужны до последнего предела. Чего стоит хотя бы тот эпизод, когда я передал ему несколько сотен имён из Донецка на поминовение. Осознавая, что даже физически 500 человек помянуть трудно, я просил Старца хотя бы помолиться о них в целом. На что Дионисий ответил: «Передайте каждому писавшему поминальную записку поимённо, что я буду всегда молиться о них, и их имена до скончания века будут поминаться в монастыре». Даже просто услышать такое — это чудо.

Сейчас множество людей, чтобы разрешить проблемы, получить ответы на свои вопросы начинают искать прозорливых старцев, и готовы ехать к ним «на край света». Но ведь почти у каждого есть духовник, которому Господь открывает многое, и он вполне может дать совет и помолиться о человеке. Зачем же тогда нужны старцы?

Чтобы понять, как говорит освящённый человек, старец, нужно обратить внимание на то, как говорит Христос в Евангелии. Там, где люди, следуя логике своекорыстия и личной выгоды, следуя логике греха, видят только такие пути разрешения трудности, которые умножают зло, Христос выводит слушающих на новый уровень понимания проблемы, небесный. Так говорят и Старцы. Они, подобно великим поэтам, помогают людской перемене ума, когда слушатель начинает желать и искать высоты.
Так, одна молодая девушка рассказывала, что у неё был долгий конфликт с матерью. Та проклинала семейную пару и терпеть не могла свою дочь, будучи не в состоянии, простить, что та вышла замуж против её воли. Старец Дионисий Каламбокас, узнав об этом многолетнем конфликте, сказал только: «поцелуйте руку вашей мамы». Девушка была в недоумении, как это сделать, ведь мама не пускала её в свой дом. И вдруг, неожиданно, девушке позвонили и сказали, что у мамы сердечный приступ. Она тотчас отправилась в больницу, где и произошло примирение, мама смягчилась и приняла дочь в своё сердце.
Свет распространяет вокруг себя свет, и любовь возжигает любовь. Чудесны старцы, но чудесны и их прилежные ученики. Однажды я сидел в храмовом дворе с добрейшим и светлым священником, который является учеником Старца Дионисия. Неожиданно, посреди разговора, по моему мобильному телефону пришло электронное сообщение. Один прихожанин, ехавший в это время в Крым, написал: «я так скучаю по вам и по батюшке, что просто еду и плачу». Я показал сообщение священнику. Тот тотчас перекрестил телефон и поцеловал экран, где располагался текст сообщения. И сказал: «передайте этому прихожанину мою любовь». Больше ничего не нужно было говорить, и так, в тишине, на земле совершилась ещё одна красота.
В Писании есть слова: «Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом (Еккл. 7, 10). Рядом со Старцем ты вдруг начинаешь понимать, что на всякий день Господь равно изливает Свою любовь, а поэтому жить на земле хорошо и светло, и никто не может помешать этому.
Старец — это подвижник, который являет, что небо живо и мир есть высокая, совершающаяся на земле сказка. Если о Боге может рассказать любой христианин, то явить Бога — только живущий Христом. Но Старец не просто являет Христа, он делает своих учеников такими, что и через них начинает сиять благодать Господня. Такой ученик постепенно становится маленьким солнышком для других. Он разливает вокруг себя лучи благодатной жизни, и рядом с ним необыкновенно тепло. По мысли старца Дионисия все стараются занять место вокруг такого духовного сына.
У Старца Эмилиана Вафилиса есть слова, что монахи не гнушаются миром, но тянут его на своих плечах в царство небесное. И подвижники, Старцы, их главное отличие — это христообразная любовь, которой Христос касается сердца человека. Это и есть касание неба, когда вдруг человек начинает ощущать, что любим.
Если всю жизнь слушать популярные песни по телевизору, то о поэзии создаётся определённое впечатление. Но, если вы вдруг прочтёте классику: Роберта Фроста, Эмили Дикенсон, Гумилёва, Шекспира — то поэзия откроет вам небо. Что-то подобное происходит и во время встречи со Старцем — человек бывает поражен тем, что ему открылось. Ведь очень многие даже в церкви живут теплохладно, не имея личного чувства Бога, не зная на вкус благодати. И тут Бог открывается в Своём величии, в Своей радости. Это зажигает сердце стремлением к Господу. Это вселяет уверенность, что ты всегда нужен Богу, а потому всё ещё можешь стать праведным. И жажда Бога уже родит новый подвиг.

Гавриил Стародуб
Гавриил Стародуб

Вы были лично знакомы со старцем Гавриилом Стародубом. Расскажите о своих впечатлениях от общения с ним, каков он был?

Как-то раз меня выгнали из дома. Я попросил друга священника побыть в его храме. Приехал, спустился в помещение воскресной школы, и, чтобы не терять время на грусть, занялся работой над текстами. А напротив меня высились два портрета двух Старцев: Гавриила Стародуба и Паисия Афонского. И, внезапно, хотя боль не исчезла, меня наполнило чувство, которое было превыше боли и всех обстоятельств. Я увидел, что Господь и Его святые со мной. А потому свет в этом мире не может быть уничтожен, хотя это и не отменяет подвига преодоления трудностей. Свет как луч проник в моё сердце. Это был свет сказки, свет чуда. Где вся моя жизнь до последней минуты не напрасна и значима, где Господь имеет Свой план относительно всего того, что со мной происходит. А, значит, жизнь дана нам не для уныния, но для служения и радости. Уже через минуту мне позвонил грустный друг, и я знал, какими словами его утешить. Он приехал ко мне в этот храм, и я гулял с ним и радовал его. А тем же вечером мне разрешили вернуться домой...
Посмотрите, на святого Феофана Затворника. Одной мамочке, которая волнуется, что много времени проводит с ребёнком вместо того, чтоб молиться, святой говорит: «Господь любит, когда Его дети говорят с Ним, но не менее Он любит и когда один из его детей присматривает за другим». Этот совет, одновременно, соприроден душе, задавшей вопрос, и возводит на высоту понимания, избавляя от ненужного волнения и тревоги.
Такие ответы давал на вопросы и старец Гавриил — он помогал в любой ситуации смотреть на происходящее с неба и мыслить правильно. Ведь мы больше всего страдаем от ложных мыслей, и настоящий наставник помогает распутать весь этот сложный клубок человеческих фобий, страхов, противоречий, страстей наконец. Он расчищает завалы нашей души, чтобы Дух Святой мог обитать в нас. Конечно, это медленный процесс. Однажды Старец Дионисий спросил некую девушку: хочет ли она стать обителью Господа? «А это трудно?» спросила та. «Да», отвечал Старец «но очень сладко». В этом похожи все Старцы и даже все подвижники и подвижницы — они дарят нам Христа, а с Ним сладко и хорошо жить на свете.

Дионисий Каламбокас
Дионисий Каламбокас

Сейчас вашим духовным наставником является старец Дионисий Каламбокас. Как вы узнали о нем, как состоялось знакомство с ним?

Людям часто кажется, что смирение состоит в том, чтобы человек ругал себя и отрицал в себе те дары, которыми Господь его наградил. Так, Шекспир, по их мнению, должен был бы считать себя никудышним поэтом, Василий Муравьёв (Серафим Вырицкий) — неумелым купцом, Билл Гейтс — плохим программистом, Лив Тайлер — не слишком красивой, а оптинские старцы — неумелыми духовниками.
Между тем как смирение состоит в том, чтобы быть благодарным Господу за те дары, которые Он дарит нам. И, осознавая свою неповторимость и уникальность в себе Образа Божьего, при этом знать — что всякий дар приходит от Бога и без Его благодати невозможно умножать красоту.
Старец Дионисий помогает людям раскрыться в глубине и полноте образа Божьего, Христова замысла о них. Чтобы человек осознал себя, свои дары и то, чем и как он может послужить Христу, умножить на земле и в себе красоту.
Увидеть землю в лучах благодати Господней, обратить взор к себе и понять своё место и назначение в великом сюжете, который ткёт Господь, эту задачу облегчает нам Старец.
Чтобы стало ясно, что такое перемена взгляда, приведу один пример из прошедшей на Донбассе войны. Пример чудесный, произошедший в одном из городов Донецкой области. Некая женщина вышла после утренней литургии из храма и стояла рядом с другими прихожанами, которые разговаривали между собой, прежде чем разойтись. Речь у всех шла только о идущей донбасской войне. При этом у каждого прихожанина было своё мнение касательно происходящих событий. Каждый обвинял кого-то из политиков, генералов, богачей или какую-либо страну в происходящем горе.
Эта женщина не разбиралась в политике, но скорбела душой о том, как много приходится выносить людям. Но слова прихожан, обвинявших всех и друг друга в своей беде, глубоко запали в её душу. Она пришла домой, упала перед иконой Христа и стала молиться с воплем: кто же виноват, Господи, что нам так трудно?
И, внезапно, её сердце пронзила ясная мысль, которая не была её собственной, и которая расставила всё на свои места. Мысль была такой: не виновата та или иная страна, не виноват тот или иной политик, бизнесмен, генерал, а виноват каждый из нас. Обманывая, воруя, издеваясь над женами и детьми в своих семьях, огорчая слабых и подобострастно унижаясь перед каждым, кто чуть сильнее, годами не разговаривая с домашними и не любя даже родную семью виноват каждый человек в своём личном грехе, и никто другой не виновен в том, что мы далеко отступили от Бога.
И, столь же ясно открылось в сердце молящейся женщины, что, если люди, как бы грешны они не были, упали бы перед Христом и попросили прощения, - прервалась бы цепь греха и прекратилась война — и в сердце и в мире нашем.
Подобную перемену взгляда рождает встреча со Христом. А Старец — это проводник ко Христу, путеводитель к Нему.
И ещё, думаю, каждый из приходящих к Старцу Дионисию может быть благодарен ему за открытие — Христос верит в нас, верит в нашу возможность стать праведными и светлыми. Христос доверил нам жизнь, чтобы мы стали прекрасными и умножили в бытии красоту, и здесь и после всеобщего воскрешения. Ведь это назначение человека — всё больше приобщаться Троице и светить всем вокруг. Но, в то же время, эта вера Бога в человека для большинства людей — совершенная неожиданность. Даже мы, христиане, не осознаём вполне, что Господь всегда на нашей стороне. Что Он хочет спасти нас и ввести в радость. И это не просто слова — но желание Великого Бога. Всё это старец открывает на уровне сердечного постижения, когда мир открывается тебе именно так. Когда ты осознаёшь великое значение себя и каждого брата и сестры перед Богом. А эта всеобщая красота и рождает смирение души — ведь, когда благодать приходит, то тебе становится радостно видеть всех лучшими, чем ты сам. И это видение людей и бытия нельзя назвать иначе, как счастьем.

Эмилиан Вафидис
Эмилиан Вафидис

Пришлось ли вам знать лично старца Эмилиана Вафидиса - духовного наставника отца Дионисия? Что вы можете рассказать о нем?

Последние годы старец находится в коме, изредка приходя в сознание и говоря что-то важное кому-либо из духовных детей. За много лет до болезни он говорил: «я буду с вами и меня не будет с вами». И только когда пришла болезнь стало ясно, что он имел ввиду.
За свою долгую подвижническую жизнь старец Эмилиан помог многим людям и написал несколько книг о духовной жизни.
Встречи с ним показывают людям, что мир, где мы живём, хороший, светлый и добрый. Этот мир пронизан Господом и лучится небом. Но, для того, чтобы это видеть, нужно иметь в себе Христа. По мере этого приобретения мы будем видеть землю как чудо, как сказку, как литургию. Этим светлым взглядом Старец Эмилиан вдохновляет жить и радоваться тех, кто к нему приходил. Слушатели понимают, что именно светлый взгляд адекватен бытию.
По мере приближения человека к Богу мир в его сердце утрачивает различение на своих и чужих. Люди удивляются: «зачем служителю Божию наши проблемы?». А они для него куда важнее его собственных. И, даже если ангел предстанет сейчас перед ним и предложит на выбор решение собственной сложной проблемы служителя Божьего или проблемы другого человека, он без колебаний выберет проблему чужую. А Господь, видя такой его настрой, умилостивляется и решает проблемы тех, кто доверил свою боль человеку Божьему...
Приведу слова иеромонаха Макария Симонопетрского:
«Старец Эмилиан Вафидис говорит: «наставник не идёт перед учеником, - он идёт позади, поддерживая его. Я помогаю, но инициатива за тобой». Когда я только пришел в монастырь, я спросил старца, как мне лучше молится, в какое время, в каком порядке и прочее. Он сказал: «Как хочешь».
Когда же Макарий сказал, что хотел бы молиться по послушанию, старец ответил: «Пока молись как хочешь, а там посмотрим». И монах в этих словах старца ощутил, сколько свободы и уважения Христос дарует человеку. Старец всегда направляет не как пастух, который кнутом гонит корову, но как садовник, который помогает яблоне вырасти плодоносной.

Зачем современному человеку нужно обращаться к старцам и где их можно найти?

Древний подвижник сказал, что духовного человека мы узнаём по той атмосфере, которая ему сопутствует. Христос называет Святого Духа Утешителем. А потому отличительная черта Господних праведников - рядом с ними на души людей приходит мир, тишина мыслей и уверенность, что Господь никому не допустит плохого.
Этот мир Духа Святого сполна передаётся и через молитву к ним, и слова подвижников, и, даже через их фотографии.
Одно присутствие такой фотографии в комнате несёт тишину и радость всем, кто там обитает.
Игнатий Бренчанинов в рассуждении о чтении пишет, что беседа с учёным приносит много сведений, с поэтом — светлых и высоких мыслей и чувств. А беседа со святыми сообщает святость.
Когда читаешь таких небесноликих подвижников, как старец Фаддей Витовницкий или Паисий Афонский или Порфирий Кавсокаливит, то душа вся раскрывается к небу, и сердце сожалеет обо всём, что противно любви Господней, а ум, услаждённый пережитым, говорит, что с этого дня непременно будешь жить по-другому.
Таково воздействие на душу святого автора, человека, который научился в каждом разглядеть бога после Бога.
Одна из важнейших задач духовника наставника в том, чтобы помочь человеку думать правильно и не мучатся по поводу ложных, смущающих душу мыслей.
Когда люди приходили к святому Алексею Мечеву, он спрашивал их не «как веруешь?» а «где у тебя болит?». И тогда, видя его необыкновенную любовь к ним, люди сами стремились верить правильно...

 
Беседовала с Артемом Перликом Иващенко Виктория
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст