Духовная жизнь

Как живут православные русские в Марселе


фото Светлана Бухарина

Бывшая прихожанка собора во имя святого благоверного князя Александра Невского в Новосибирске врач и журналист (бывший редактор журнала Александро-Невского братства «36,6 в Сибири») Светлана Бухарина сегодня работает и живет в Марселе. Предлагаем вашему вниманию ее рассказ о жизни православных христиан в этом городе.

Поскольку русских во Франции, в том числе в Марселе, довольно много, то встает вопрос - где молиться православным христианам, в какой храм ходить? В Марселе есть четыре православных храма: один - греческий (там обитает греческое землячество), другой - малюсенький православный приход святого Гермогена под покровительством Константинопольского Патриархата, третий - гараж с крестом наверху - храм Истинной Русской Православной Церкви зарубежом (не каноническое обьединение), которая не подчиняется никому и находятся со всеми в постоянной ссоре. И наконец, от РПЦ Московского Патриархата в Марселе есть приход Казанской Божией Матери, основанный в 2004 году. Настоятелем прихода является клирик Корсунской епархии иеромонах Алексий (Дюмон).

Сильно удивило, что в трех первых храмах все упразднено и сокращенно, здесь могут причастить даже случайного прохожего иной веры, если он подойдет к чаше. У меня от такого упразднения сердце от страха сжималось, ведь известно, что причащение без покаяния, таинства исповеди, может стать в осуждение причащающемуся. Вспомнились слова Апостола: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 29-30). Конечно же, в приходе Московского Патриархата к причастию допускаются только подготовленные к этому таинству, прошедшие таинство исповеди.

Кроме того, во всех трех храмах (кроме прихода в честь Казанской Божией Матери) службы проходят по новому стилю и даты православных торжеств там свои. И только в приходе Казанской Божией Матери службы совершаются на церковнославянском языке.

Какая же это красота – служба на славянском языке! Церковь сама по себе несет благолепие, она преображает, возвышает ум. Когда переводишь некоторые молитвы на французский язык (словами абсолютно верными), они звучат совершенно по-другому, и, конечно же, для русского человека служба на славянском языке ближе к сердцу, роднее.

Печально также то, что много русских православных христиан первой и второй волны эмиграции, ищущих духовного утешения, являются прихожанами храмов, не относящихся к Московскому Патриархату. Конечно, было бы замечательно, если бы наши православные соотечественники были бы объединены церковью Казанской Божией Матери. Но этому мешают некоторые обстоятельства. В частности, приход нуждается в серьезной помощи. Иеромонах Алексий рассказал, что ни снимать помещение, ни строить они не могут - ни на что нет денег. «В основном все наши священники и диаконы должны еще где-нибудь работать. Приходы почти ничего не дают. Доход, если выразить в современных русских ценах, составляет примерно 8 500 рублей в месяц. И не только в Марселе, но и в Париже католики идут нам навстречу и просто помогают по мере необходимости. Поэтому свою первую службу в Марселе 5 лет назад мы провели в католическом соборе, затем долгое время находились в неказистом специально перестроенном гараже, потом в специально обустроенной комнате в доме старосты прихода...», - говорит священник.

приход Марсель

Помещение, в котором сейчас проходят богослужения, также предоставлено приходу католиками. Но все-таки и батюшка, и прихожане уверены в том, что положение обязательно выправиться. По словам священника, в перспективе община все-таки планирует строить храм. Есть надежда, что удастся получить участок земли.

Сейчас приход насчитывает порядка 50 прихожан. Приход очень хороший. Люди здесь отзывчивые, открытые. Есть потомки эмигрантов первой волны, которые сохранили веру своих отцов и матерей. Немало эмигрантов второй волны, есть и французы, обращенные в Православие. Хотя последних, конечно, мало. Причины, по которым французы принимают православную вере, разные. Одни идут путем интеллектуального поиска, другие - через браки с православными.

Очень большую работу отец Алексий проводит с легионерами. В ноябре 2006 года указом Министерства обороны Французской Республики он был назначен военным священником Иностранного легиона для солдат, исповедующих Православие. Ранее иеромонах Алексий был предложен на эту должность Ассамблеей православных епископов Франции. Иностранный легион является подразделением вооруженных сил Франции. Порядка 40 процентов легионеров - русские! Говорят, что здесь много солдат и офицеров, воевавших в Афганистане и Чечне. В основном это люди с поломанными судьбами. Лагерь легионеров находится недалеко от Марселя и поэтому батюшка проводит там немало времени.

Еще одно направление работы прихода - организация и проведение паломнических поездок. Франция настолько прочно укоренилась в нашем сознании как католическая страна, что многим из нас даже трудно себе представить, как много там православных святынь. А это на самом деле так. Я была просто поражена!

Здесь очень много храмов, построенных еще до того момента, как католичество откололось от единой Апостольской Церкви. И архитектура этих храмов мало чем отличается от греческих базилик. А в католических соборах (римо-католики отделились от единой церкви в 1054 году) иногда можно встретить православные иконы. Много хранится в католических храмах и святынь, дорогих сердцу каждого христианина (терновый венец, глава Иоанна Предтечи, и другие о которых, даст Бог, я обязательно расскажу в следующих своих публикациях). И именно православные открывают эти святыни миру. Католические священники даже не знают, какие мощи находятся в их храмах. Они говорят, там лежат какие-то кости, но чьи, им неизвестно...

Приход Казанской Божией Матери в Марселе организует интересные и весьма познавательные паломничества. Так, с 1 по 3 мая я вместе с другими прихожанами храма и с несколькими православными христианами из Парижа участвовала в паломнической поездке по местам, связанным с женами-мироносицами (прежде всего с Марией Магдалиной), чей день мы отмечали в этом году 3 мая. Паломничество началось в городе Арле в храме святого Трофима, где хранятся мощи двух жен-мироносец Саломии и Марфы. Также в этом храме мы имели возможность поклониться и такой великой святыне, как глава Антония Великого. После храма Святого Трофима мы отправились в городок Сант-Максимен-ля-Сант-Бом, который находится в 47 километрах от Марселя. Там в горах есть место последнего жития святой Марии Магдалины, пещера, где находятся ее мощи. У подножия крутой горы воздвигнут в честь святой великолепнейший храм. Святая равноапостольная Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, оставалась с Христом даже тогда, когда все ученики из страха покинули Его, и Он, уничиженный и распятый, в страшных муках страдал на Кресте. Она удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа и благовествовать апостолам о Воскресшем Христе.

Благодаря Марии Магдалине появился обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения (Постоянные читатели журнала «36,6 в Сибири» наверняка помнят, что мы подробно писали об этом в одном из его номеров). После Пятидесятницы, когда святые апостолы разошлись из Иерусалима для проповеди Слова Божия, вместе с ними отправилась и Мария Магдалина. Отважная женщина, сердце которой было полно воспоминаний о Воскресшем, оставила родной край, чтобы проповедовать истинную веру в языческом Риме. Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию благовествовать ему о Христе Воскресшем. В те времена было принято, приходя к императору, подносить подарки. Состоятельные люди приносили драгоценности, а бедные-то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиверию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе!" Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиверий не успел договорить, как яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное, чудесно свидетельствуя истину Христова Воскресения. Христиане того времени, узнав о значении и силе впечатления, произведенного подношением святою Марией Магдалиною императору Тиверию, при воспоминании Воскресения Христова стали и сами дарить друг другу красные яйца - символ Воскресения Иисуса Христа, символ жизни Вечной.

Имя Марии Магдалины особенно почиталось в Царском доме Романовых, где несколько императриц носило имя Мария в честь Марии Магдалины. Равноапостольная Мария Магдалина вместе с великим благоверным князем Александром Невским считается покровителями Царственного Дома Романовых.

 
Светлана Бухарина
источник: ansobor.ru
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст