Чудеса и помощь

Чудесное обновление иконы Покрова Богоматери в Иоанновском монастыре


Санкт-Петербургский Иоанновский монастырь, что на реке Карповке
Санкт-Петербургский Иоанновский монастырь, что на реке Карповке

Во всем мире известна обитель, основанная Батюшкой Иоанном Кронштадтским и ставшая местом его упокоения - Санкт-Петербургский Иоанновский монастырь, что на реке Карповке. Он возвращен Церкви в 1989 году. Отовсюду идут и идут паломники поклониться великому российскому подвижнику, попросить его помощи, поблагодарить за дарованную милость. Поразительные чудеса и исцеления творит праведный пастырь, угодник Божий Иоанн уже в наши дни! Они описаны в изданной монастырем брошюре. Мы же поведаем об ином дивном знамении в стенах обители в первые годы ее возрождения.

Перед освящением главного монастырского храма в честь Двенадцати Апостолов (июль 1991 г.) монахини обратились к приходам с просьбой пожертвовать иконы. Когда настоятельница и казначея приехали в Никольскую церковь на Большеохтинском кладбище, их провели в помещение, где хранились старые, требующие реставрации образы, и предложили выбрать любые. Матушка Серафима подошла к большой иконе с полукруглым завершением и подняла ее. Изображение было совсем темным. На холсте, натянутом на деревянный подрамник, с трудом удалось различить фигуру Божией Матери, держащей Свой Покров. Икону привезли в монастырь и поместили в алтаре храма Двенадцати Апостолов - по своей форме она точно соответствовала одной из ниш.

Вскоре после Пасхи 1992 года алтарница заметила, что лик Пречистой Девы просветлел, а затем образ стал обновляться сверху вниз, от лика к стопочкам Богоматери. Священнослужители видели, как каждый день на небольшом участке иконы краски приобретали яркость, насыщенность, а мелкие трещины сами собой зарастали. К Пятидесятнице почти все изображение обновилось из грязно-серого в небесно-голубое. Сама Матерь Божия засияла неземной красотой.

Об этом чуде настоятельница монастыря игумения Серафима сообщила патриарху, который благословил перенести икону в храм для всенародного поклонения и еженедельно петь пред ней акафист Покрову (что и совершается каждую пятницу после вечернего богослужения).

Икона Покрова Богоматери в Иоанновском монастыре
Икона Покрова Богоматери в Иоанновском монастыре

Дивный образ очень почитается сестрами обители и прихожанами. Пресвятая Богородица изображена стоящей на облаке и простирающей над землей Свой Покров - такой увидел Ее блаженный Андрей во Влахернской церкви Константинополя в Х веке. Вокруг нимба надпись: "Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором", а внизу иконы - строка из акафиста: "Радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице". Очи Заступницы наполнены слезами (по словам св. Андрея, он видел Божию Матерь всю в слезах). Архиепископ Серафим (Соболев) в Слове на праздник Покрова так говорит об этом: "Как же Божией Матери не скорбеть и не плакать о нас? Ведь Она больше нас любит, чем наша родная мать, ведь Она всегда с нами во время наших болезней, всяких бедствий и скорбей, когда мы обращаемся к Ней, умоляя о помощи".

Образ поистине живой: в нем все время происходят некие изменения, особым, тихим светом сияет он в Богородичные праздники. Сестры рассказывают, как постепенно проступали на иконе руки Пречистой, Ее омофор, конец которого затем золотисто озарился, как обозначалась тень от омофора. К дню Покрова 1992 года, когда образ торжественно изнесли из алтаря в левый придел (который предполагается освятить в честь Покрова), была еще темной нижняя часть иконы, а спустя год уже отчетливо проявились, обрели зеленый цвет концы туфелек Богородицы.

Позже открылось еще одно удивительное обстоятельство. На обратной стороне холста обнаружили надпись: "Писал сию икону священник Иоанн Смирнов. 1901 г. Лесна". Как известно, Свято-Богородицкий Леснинский женский монастырь, расположенный на территории Польши, с самого основания находился под духовным окормлением и попечением святого праведного Иоанна Кронштадтского. В одном из писем он трогательно отзывался об этой обители: "Она - моя питомица была и есть, я всегда помогал ей". Иконы для монастырских храмов писал тамошний священник о. Иоанн Смирнов. Во время Первой мировой войны монастырь был эвакуирован (впоследствии переведен в Сербию, в настоящее время находится во Франции), и в 1916 году часть его сестер переехала в петербургский Иоанновский монастырь. Батюшка Иоанн Кронштадтский прозревал эти события и за много лет до них позаботился о монахинях-"лесняночках". Сохранился рассказ насельницы Леснинского монастыря Параскевы:

"При сооружении Иоанновского монастыря делали пристройку жилого корпуса. Приехавший как-то о. Иоанн посетил постройку и сказал: "Прибавьте, прибавьте для леснинских монашенок". Никто ничего не понял, но воля о. Иоанна была выполнена, и пристройка была увеличена. И что же? Через несколько лет после кончины отца Иоанна, во время Германской войны, после эвакуации Западного края, где находился Леснинский монастырь, часть сестер его в числе сорока человек нашли себе приют в пристройке Иоанновского монастыря.

Тогда только вспомнили пророческие слова о. Иоанна и поняли, к чему он это сказал".

Когда именно образ Покрова из Лесны появился в Петербурге и где пролежал до того, как его нашли в запасниках кладбищенской церкви, - остается тайной. Может быть, он был взят с собой "леснянками" в Иоанновский монастырь или находился на подворье Леснинского монастыря в Петербурге, открытом в 1902 году на Черной речке? Но, по дивному Промыслу Божию, икона, связанная с памятью Батюшки Иоанна, пришла в монастырь его имени, где и совершилось ее чудесное обновление.

Благодатный образ из Лесны побуждает вспомнить о том, каким был Леснинский монастырь, и обратить внимание на те его особенности, которые могут послужить примером для современной церковно-монастырской жизни.

Свято-Богородицкая женская община, первая в Холмско-Варшавской епархии, была основана с благословения архиепископа Леонтия в 1885 году в местечке Лесна Седлецкой губернии. Здесь, на самой западной окраине России, на протяжении многих веков шла борьба Православия с воинствующим католицизмом. В результате мощной латинской пропаганды часть местного русского населения перешла в униатство, часть была насильственно окатоличена, другие же на десятки лет оказались вообще оторванными от церковного общения: перестали крестить детей, умирали без церковного напутствия. Эти забывшие веру предков люди особенно нуждались в свете Истины, тепле и любви, которыми на Руси особенно отличались именно женские общины.

Первоначальницей Леснинской обители стала графиня Евгения Борисовна Ефимовская (впоследствии - игумения Екатерина). Она закончила Московский университет, в миру занималась литературной деятельностью, была близко знакома с семьей Аксаковых. Последовательница и ученица известного педагога С. А. Рачинского, она усвоила его взгляды на образование: русская школа должна открывать детям прежде всего церковную красоту. Решив посвятить свою жизнь служению Богу и ближним, Е. Б. Ефимовская сочла, что такое обучение детей может быть наиболее действенным в монастырских стенах. Получив благословение на этот подвиг у преподобного Амвросия Оптинского, 20 октября 1885 года она прибыла в Лесну с пятью сестрами и двумя девочками-сиротами.

Начальное обустройство обители сопровождалось многими скорбями. Окрестные жители, настроенные враждебно к Православию, встретили монахинь с недоверием и неприязнью. Сестры лишались нередко самого необходимого, но не унывали; заготавливали дрова, носили воду, топили печи, справляли всю черную работу. И когда кончались средства к существованию - твердое упование на Бога не покидало сестер. Община укреплялась молитвами, трудами и слезами. В 1889 году она насчитывала уже несколько десятков монахинь и была преобразована в общежительный монастырь.

Исключительное внимание, покровительство и щедрую помощь Леснинский монастырь встречал со стороны Государя Императора Николая Александровича и Императрицы Александры Феодоровны, дважды посетивших Лесну. Как уже говорилось, с основания обители ее благотворителем был о. Иоанн Кронштадтский. В 1899 году он приехал туда, благословил тружениц и сказал, что обитель будет подобна пчелиному улью, из которого вылетят рои. Это пророчество сбылось, когда после переезда в Хопово (Югославия) леснинские монахини основали многочисленные сербские монастыри. 10 декабря 1902 года Батюшка Иоанн освятил Троицкую церковь при подворье Леснинского монастыря, открытом в Петербурге на Черной речке.

Благодаря неустанным заботам и усилиям замечательной подвижницы - игумении Екатерины (28 октября 1925 г.) Леснинская обитель стала примером миссионерского монастыря. Она вела большую благотворительную деятельность, имела больницу, богадельню для престарелых, иконописную мастерскую. Монастырь ревностно выполнял свою задачу - просвещать местное население, и важнейшую роль здесь сыграла монастырская школа-приют для девочек (сироток и детей бедных родителей). "Воспитание будущих жен и матерей в православном духе есть наилучшее и наивернейшее средство возвращения в лоно Церкви заблудших, отторгнутых или упорствующих овец", - писал о деятельности Леснинского монастыря священник И. Фудель.

В школе-приюте одновременно обучалось до 400 детей, программа была рассчитана на четыре года. При выпуске воспитанницы прекрасно знали грамоту, Закон Божий, богослужение, а также домашнее хозяйство и рукоделие. Подобное заведение было создано и для мальчиков. Преподавали сами монахини, причем по числу высокообразованных сестер Леснинский монастырь был сопоставим только с Шамординской обителью. Несколько молодых девушек приехали сюда, закончив Высшие женские Бестужевские курсы в Петербурге. Мы знаем, что многие "бестужевки", отказываясь от личного счастья, уходили в революционную борьбу и служили богоборческим идеям. Но были и такие, кто уневестились Христу и потрудились на Божией ниве.

Школа-приют имела свой храм, где дети пели в хоре, помогали при богослужении. Не для него ли была написана чудесно обновившаяся ныне икона с надписью "Радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице"?

Православное воспитание детей при монастыре под руководством матушки Екатерины принесло благодатные плоды. Враждебность окружающего униатского и безбожного населения была постепенно преодолена истинной верой и любовью, которые изливались Леснинской общиной на всех без исключения. Леснинский монастырь стал духовным центром края, той крепостью, около которой группировались "главные силы в борьбе с инославною пропагандой и антинациональными стремлениями". В полурусской окраине он стал носителем русской идеи и русского языка. Дважды в году, на Троицу и 14/27 сентября (праздник чудотворной Леснинской иконы) в монастырь стекалось до 30 тысяч богомольцев и прибывали десятки иереев для принятия исповеди и служения. Каждого приезжавшего в Лесну сестры встречали необычайно приветливо, окружали теплом и вниманием, и у паломника появлялась уверенность, что здесь, в этой обители, его поймут, разделят все скорби, разрешат недоумения. Сестры сохраняли атмосферу христианского мира и после того, как переехали в обитель на Карповке. Ныне этот дух любви и твердое стояние в Православии, завещанные святым Кронштадтским пастырем, возрождаются в Иоанновском монастыре Санкт-Петербурга молитвенным предстательством Батюшки Иоанна и под благодатным Покровом Богоматери, запечатленным на Ее чудесно обновившемся образе.

 
Автор: Алексей Любомудров
Из книги: «Знамения Божии от святых икон»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст