Чудеса и помощь

Больше, чем любовь


у часовни Ксении Петербургской

Первый раз я здесь оказалась в прошлом году, тогда мне было 26 лет. Приехала из Саратова сюда, на Васильевский остров, не для того, чтобы просить о крепкой любви, семейном счастье или детях. Я хотела поклониться женщине, которая еще при жизни обрела такой необыкновенный дар любви — любви к Богу, а через Него — к своему мужу, и которая взяла на себя ради него такой неудобоносимый (для обычного человека) крест — юродство.

На Смоленском кладбище я оказалась перед самым закрытием часовни, чудом успев на вечернюю службу. Это было именно чудо — еще час назад находилась в Александро-Невской лавре, где мне и указали путь сюда — к могиле Ксении Петербургской.

Для тех, кто знает Питер, понятно, что добраться за час от центра города до Васильевского острова почти не реально. Значит, Ксения мне помогла, помолилась за меня. Наверное, знала, насколько мне к ней нужно...

«Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения своей души», — золотой краской выведены слова на белой мраморной плите, помещенной на уличной стене часовни. Помянуть и поклониться — именно для этого я приехала сюда и первый, и второй раз — в этом году.

О петербургской святой Ксении Блаженной, сильно почитаемой в народе, известно немного. Вся ее биография уложилась в нескольких предложениях, выведенных золотой краской на белой мраморной плите часовни: «В сей часовне погребена раба Божия Блаженная Ксения Григорьева жена певчего Андрея Федоровича. Оставшись после мужа в 26 лет, странствовала 45 лет. Звалась во вдовстве именем мужа: Андрей Федорович. Всего жития ея было на земле 71 год. В 1794-1796 году принимала участие в построении Смоленской церкви. Тайно по ночам таская на своих плечах кирпичи для строящейся церкви».

Немного известно и о муже Ксении Григорьевой — Андрее Федоровиче. Он служил придворным певчим в чине полковника, и жила семья небедно. Андрей Федорович умер внезапно, без покаяния. В день его похорон она надела мундир мужа и объявила всем о том, что Ксения умерла, а жив Андрей Федорович. Так она, отказавшись от всего и ведя очень скудную аскетическую жизнь, вымаливала грехи мужа.

Ксения Петербургская обладала даром прозорливости, она предсказала смерть трех российских императоров. В народе прислушивались к Ксенюшке, шли к ней с просьбами помолиться за них, знали, что Господь ее молитву услышит. Так Ксения через любовь к одному человеку пришла к любви ко всем. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь», — говорится в Евангелии от Иоанна. Ксения познала любовь — она познала Бога.

Я же в свои 26 лет, напротив, начала отдаляться от Бога. Меня разъедала боль утраты — шел второй год, как не стало моей мамы. Ни разговоры с родными, ни поддержка друзей не могли избавить от этого гнетущего состояния. Все их слова действовали как обезболивающее, эффект которого проходил, как только оставалась наедине со своими мыслями. Постепенно стала замыкаться в себе, появилось чувство разочарования и непонимания. Я никак не могла смириться с тем, что Бог так рано забрал у меня маму. Вскоре я не только перестала посещать церковные службы, но и довела себя основательно, появились проблемы со здоровьем и сном. Вот в каком состоянии оказалась в часовне у Ксении Блаженной.

Петербургская святая мне помогла. По ее молитвам я смогла обрести душевный покой и желание жить. И не окажись я здесь тогда и не найдя в себе любовь к Богу, наверное, сошла бы с ума — спустя два месяца неожиданно ушел из жизни мой папа, и моя жизнь остановилась снова. Но на этот раз я приняла волю Бога, молилась о спасении родителей, и в эти минуты спасала и свою душу от разрушения.

И во второй раз поехала к Ксенюшке в этом году уже со смирением в сердце. Приехала отблагодарить ее. Теперь понимаю, почему так много верующих едет сюда и готово ради этого выстоять многочасовую очередь только, чтобы приклониться к ее могиле.

Ежедневно сюда приходит больше сотни людей. Чаще здесь можно встретить незамужних девушек, пришедших попросить святую о семейном счастье, или семейные пары, которые мечтают о ребенке.

Вот, Ева вместе с мужем Марком прилетела в Петербург из Парижа. «Мы десять лет мечтаем иметь детей, но ничего не выходит, — на русском с сильным французским акцентом рассказывает Ева.

— Я уже устала, опробовала все медицинские процедуры... Мне уже сорок лет, и Ксения — моя последняя надежда. Если ничего не выйдет, значит, мне не суждено иметь детей, и я успокоюсь». Ева переехала из Крыма в Париж пятнадцать лет назад. О Ксении Петербургской узнала от мамы, которая настояла на том, чтобы женщина съездила к святой и помолилась о помощи.

50-летняя москвичка Светлана рассказала, что ее племянница несколько лет не могла забеременеть, да и врачи давали пессимистичные прогнозы: «Год назад моя племянница побывала у Ксеньюшки. Через месяц она родит мальчика. А я сегодня ни о чем просить не буду святую. Просто оказалась проездом в Петербурге, и появилась возможность прийти и поклониться».

И хотя Ксению Петербургскую канонизировали почти спустя два столетия после ее смерти (в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви), все это время в народе ее почитали как святую и верили в чудодейственную силу земли с ее могилки. Затем положили каменную плиту, чтобы люди не разносили холмик, но верующие ее разбили и разобрали по камушкам. После чего в 1830-м над могилой построили маленькую деревянную часовню, а в 1902 году по инициативе настоятеля протоиерея Алексия Сперанского возвели каменную часовню в русском стиле. С тех пор, по словам служителей часовни, по благословению Церкви вместо земли с могилки каждый приходящий может взять цветы.

Поднос с цветами и лепестками роз стоит по левую сторону от мраморного белого гроба Ксении. Служительницы часовни рассказывают, что много приходит писем от верующих, которые не могут посетить это святое место и просят прислать маслица. Тогда опускают лепесток розы в елей, освященный на могиле Ксеньюшки, и высылают его в письме обратно. Получив этот лепесточек, верующие его опускают в сосуд с маслом...

В часовне Ксении Петербургской постоянно служат молебны и панихиды с открытия и до закрытия, проходит елеопомазание. Это настоящее чудо, что у служителей часовни и у батюшки остаются силы, чтобы еще общаться с паломниками. Кажется, что живая очередь из верующих тут не прекращается никогда.

Я второй раз стою в очереди в часовню, и наблюдаю один и тот же сценарий. Девушки, прислонившись лбом к стене, молятся о чем-то и просят помочь. Парни, выйдя из часов ни, крестятся и проходят мимо. Кто-то пишет записочки для Ксенюшки и опускает их в металлический ящик, бумажные послания потом сожгут. По словам старожил, раньше в советские годы записочки писали и оставляли в щелях здания, потому что вход в часовню был закрыт, да и подолгу тут находиться нельзя было. Сейчас быть тут никто не запрещает.

— Петербуржцы такие счастливые, они могут каждый день приходить к Ксенюшке, — опираясь на трость, сказала бабушка лет восьмидесяти, дожидаясь своей очереди в часовню.

Часто здесь встречаются те, кто выполняет возле часовни свои, только им ведомые, ритуалы. Люди три раза обходят строение, но не заходят внутрь храма. «Это очередь в часовню, а нам туда пока не надо идти, — поучает девушка свою подругу, попытавшуюся занять очередь среди прихожан. — Все не так делается, сначала надо опустить записочку в ящик, потом три раза обойти вокруг часовни, а лишь потом заходить. Я-то знаю».

Удивительно, но этот ритуал, который «необходимо» проделать возле могилки Ксении Блаженной, описан в одной из групп «Православие» в социальной сети «ВКонтакте». Вот и экскурсоводы вместе с группами людей появляются, обходят три раза часовню — и убегают дальше. «Это же что-то языческое, это же не нужно делать, а главное к мощам подойти?», — с трудом выстраивая сложные предложения на русском, спрашивают иностранцы у рядом стоящих людей в очереди в часовню. «Не обращайте на них внимания, пусть ходят кругами», — успокоила старушка иностранцев.

Перед началом вечерней службы протоиерей Игорь смог уделить мне две минуты, чтобы ответить на мои вопросы.

— Что не стоит делать возле могилы Ксении Петербургской, и как себя необходимо вести? — единственное успеваю спросить.

Выслушав меня, батюшка встал по центру, так, чтобы его услышали и другие прихожане, собравшиеся на вечернюю службу:

— Не стоит ходить вокруг часовни Ксении Петербуржской — это как бы фитнес. Приходя сюда, не стоит делать всего того, что связано с язычеством. Русь крещена, но не просвещена... И стоит соблюдать дресс-код, не приходить девушкам в брюках. — После чего протоиерей взял из вазы веточки цветов и протянул мне и еще нескольким прихожанкам:

— Вот вам цветы за то, что пришли к святой в гости. Это вам от Ксении Блаженной, — протягивая веточку с ирисами, сказал батюшка, и добавил, что многие верующие забывают, что на Смоленском кладбище покоятся и другие святые.

Неподалеку от Ксении Петербургской находится могила монахини Марии Гатчинской (в 2007 году ее мощи были обретены и помещены в Гатчинском Павловском соборе). Также на этом старинном кладбище можно побывать на могилах других последователей Ксенюшки — Блаженных Анны и Ирины.

Рядом с блаженными находится крест «Сорока мучеников». Экскурсоводы рассказывают, что в 20-е годы ХХ века были арестованы священники всех церквей Ленинградской епархии и привезены на Смоленское кладбище; выстроили всех возле большой братской могилы и предложили на выбор: отречься от веры или лечь в могилу заживо. Решение было единодушным. До сих пор в память о мучениках верующие зажигают здесь свечи.

Побывав и помолившись на могилах петербургских святых, вернулась к часовне Ксении Блаженной. Петербургская святая обладает удивительным свойством успокаивать внутреннее смятение. Еще год назад я могла получить успокоение только от антидепрессантов, боялась любить, боялась потерять близких и друзей, поэтому от всех отдалялась сама, была как оголенный провод под напряжением. Как удалось избавиться от всего этого, сложно объяснить. Может быть, правильно в народе говорят, что стоит помолиться Ксении Блаженной, — и тебя Бог обязательно услышит, поможет. А может быть, оказавшись здесь, у Ксении Блаженной, я просто научилась слушать и понимать Бога, а главное доверять Ему.

 
Автор: Анастасия Шубочкина
Газета «Саратовская панорама» № 38 (1068)
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст