Церковные праздники

В праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы (память - 4 декабря)


икона Введение во храм Пресвятой Богородицы

Возлюбленные! Ныне Святая Православленная Церковь благодатно услаждает наши чувства веры, разум и волю дивным воспоминанием Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Присно девы Марии. — Торжество неописуемой красоты, и величие предивного Божиего благоволения к нам земнородным, ибо «Во Святая святых Святая и Непорочная Святым Духом вводится и святым Ангелом питается, сущи святейший храм Святаго Бога нашего, всячески освятившего входом Ея и обожившаго естество земных поползшееся» (Стихира на великой вечерни празд. Введения).

Греховное поползновение прародителей рода человеческого, пренебрегших дарованной им Богом свободной волей и прельстившихся лукавой идеей диавола: «Быть, как Боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 4–6), не только нарушило Божественную гармонию между Богом и человеком, и низвело человека в мир зла, греха и смерти, но и вовлекло его в исконную вражду духа злобы поднебесной против своего Творца и Отца вечного добра и правды, мира и любви; лишило человека его божественной чистоты и Боговедения, ослабило его благую волю к добру и правде, сделало его добычей смерти и ада, — жертвой врага Божия. Но, как свидетельствует св. Псалмопевец: «Велик Господь и достохвален... на мгновение гнев Его (и) на всю жизнь благоволение Его» (Пс. 95, 4; 29,6).

Если Творец и попустил человеку вкусить от «древа познания добра и зла», — испытать горький плод своеволия и чужого разума, — «совета диавола», и в тяжелой расплате пройти через все испытания жала греховного и ложесна смерти, но не лишает его спасительной надежды исправить свое произволение и, через покаяние и добрые дела, вновь очистить свою первозданную красоту, — оправдаться и освятиться для торжества жизни вечной, ибо «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6, 7). Вечной правдой и всепобеждающей любовию Божией зло, посеянное диаволом в мире, должно быть побежденно, но с участием самого человека, сознательно кающегося в своем преслушанни, и пламенно жаждущего обновления своего покибытия, — единения с Богом, Источником вечного добра, мира и любви. Ибо, как падение человека совершилось не по одному его произволению, но при коварном соблазне диавола, так и востание его не под силу ему одному, без помощи Божией.

Приуготовляется великая тайна — встреча любвеобильного Бога с падшим человеком, ради чего приближалось Божественное воплощение Сына Божия, дабы в союзе обоюдной любви и верности посрамить зло в мире, истребить жало греха и смерти.

Как зрелый плод глубокого покаяния и спасительной надежды ветхозаветного народа на всеблагую волю Божию в обетовании грядущего Мессии — Спасителя мира, увенчанный подвигом малой церкви — супружеской верности и ревностного исполнения заповедей Божиих, целомудренной молитвы и любви к Богу праведных Иоакима и Анны, ныне «в храме Божием ясно Дева является и Христа всем предвозвещает» (Из тропаря празд. Введения).

Ей, Пречистой и Единой от всех родов избранной, Своей девственной чистотой и ангельской красотой души удивившей земных и небесных, как гимн Божественного благоволения, Архистратиг Божий Гавриил возвестит: «Радуйся, Неневестная Мати и Неискусобрачная, Не удивляйся странному моему зраку, не ужасайся, Архангел бо есмь. Змий прельсти Еву иногда: ныне же благовествую Тебе радость, и пребудеши нетленна, и родиши Господа, Пречистая» (На литии празд. Благовещения).

Вот, мои Возлюбленные, для какой чести и славы, и служения роду человеческому вводится ныне боголюбивыми родителями Пречистая и Богоизбранная Отроковица в храм Божий, «Юже воспевают Ангелы Божий; Сия есть селение Небесное». Таков дивный плод благочестивой жизни и пламенной молитвы, им же искуситель рода человеческого посрамляется, падший же человек обоготворяется. Воистину: «Истина от земли возсия, и правда с Небесе принисе» (Пс. 84, 12).

Как нива доброплодная, родник воды целительной и вертоград цветущей лозы предлагается нашему назиданию нынешнее празднество, да уразумеем: как прекрасен пред Богом подвиг супружеской верности и чистоты, — жизни его заповедям Божиим, и как неописуемо велик и Богоугоден подвиг посвящающих свою жизнь девственному целомудрию и чистоте, — в жилище, — храм Духа Святого. Это два равнозначные пути, ведущие в Царство Небесное, — торжество жизни вечной; через наше молитвенное общение и прилежное служение Богу, благодатно освящающиеся в земной храме.

Избрание и приуготовление Пречистой Девы Марии быть Материю Искупителя рода человеческого, от Нея же Агнцу Божию «Божественная плоть исткася» и «селение Духу Святому уготовися». Не что иное, как преславное Божественное откровение для всех земнородных; как дорог и мил человек Богу, как важно и необходимо для него исполнение заповедей Божиих и любви к Нему; что его земная жизнь не забавная игра под живительными лучами солнца, на устланном Творцом под ногами его ковре цветущей природы, но великая и страшная тайна вечного бытия, проходящего между добром и злом, жизнью и смертию; и как губительно своеволие вне божественной гармонии в мире! «Не знаете ли, — говорит св. ап. Павел, — что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?... Посему прославите Бога в телесах ваших и в душах ваших, которые суть Божий, (ибо) если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 6, 19; 3, 17).

Видите, возлюбленные, сколь ценно и непостижимо назначение человека в жизни: носить в себе образ и подобие Божие, олицетворять отпечаток божественной красоты, любви и правды; пламя и дыхание жизни Божественной — бессмертной. Дабы не осквернить и, расточаще, не погубить в себе эти благодатные Божий дары, необходимо стяжать в себе такие духовные силы, которыми мы могли бы целомудренной духовной жизнью в преблагом союзе с Богом, восставить свой падший образ.

Из благодатной и Богоугодной жизни Пречистой Божией Матери и Ее праведных Родителей, как и из земного подвига неисчислимого сонма святых угодников Божиих, в сердцах которых непрестанно пламенела чистая вера и горячая любовь к Богу, низводившая в их души очистительный огонь Святаго Духа, мы уразумеваем, что исток, откуда мы должны почерпать благодатную силу для нашего укрепления в Божественной Истине и благодатно освящаться в правде Божией, является храм Божий, в святилище которого Богоизбранная Отроковица и Пречистая Дева Мария «обрела благодать у Бога... и стяжала Духа Святаго» (Лк. 1,30,35).

Указывая способ для стяжания сего неизреченного богатства благодати, Господь, милосердствуя о нас. говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (МФ.5,8). А св. ап. Петр, призывая верных к возделыванию своих сердец в Святилище Божие и хранению в нем некрадомых сокровищ — благодатных даров Святаго Духа, восклицает: «Господа Бога святите в сердцах ваших... постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1 Петр. 3.15; 1, 12). Пламенея в сердце благодатной силой таковой любви к Богу и ближнему, св. ап. Павел говорит: «вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить... чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом» (2 Кор. 7, 12).

Такова благодатная широта и любвеобилие чистого сердца, живущего дыханием Духа Святаго, Святогорский старец Силуан, всей жизнью прилепившийся к храму Божию, говорит: «У святых в сердце живет благодать Святаго Духа, которая роднит их с Богом, и они ясно чувствуют, что они духовные дети Отца Небесного» (Старец Силуан, стр. 161), а препоц. Серафим Саровский говорит: «когда человек принимает что-либо божественное, то радуется в сердце; а когда диавольское, то входит в смущение».

Чем бы мы ни обладали в жизни, когда наступит роковой час нашего перехода в вечность, все останется как прах земной, а вот чистота сердечная и душа освященная в жилище Божие пребудут во веки. Таковые уже здесь, на земле, обновятся в Божие достояние, ибо Господь «испытует сердца и внутренности; и воздает каждому по делам его (Откр. 2, 23).

Сердце чистое — это место рождения святых чувств и желаний, исток всего самого лучшего, светлого, святого, — вертоград делания Духа Святаго. Забота о чистоте сердечной — это высший подвиг, к которому призван человек. Над приобретением чистоты сердечной необходимо усердно трудиться всю жизнь, ибо своим равнодушием к делу спасения: маловерием, леностью, завистью, ненавистью, жестокосердием, растлением нравственной чистоты и супружеской верности, нерадением о воспитании своих детей в добре, правде и любви к Богу и людям, как и прочими грехами, человек загрязняет свое сердце, которое из храма Божия превращается в «вертеп разбойников» (Мф. 21, 13), — злых похотей и греховных деяний, — жилище диавола и зловоний его.

Чистоту святых чувств веры необходимо бдительно беречь от соблазна всякого рода толкователей правил веры, несведущих в слове Божием, которые «говорят, что знают Бога, а делами отрекаются... и не способны ни к какому доброму делу» (Тит. 1. 16), дабы, как предупреждает апостол Павел: «как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе... если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного духа, которого не получали, или иное благовестие, которого не принимали» (2 Кор. 11, 3—4). Таковые, заповедует св. Игнатий Богоносец: «к яду своего учения примешивают Иисуса Христа, чем приобретают к себе доверие... Незнающий охотно принимает его, и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть».

Некоторые из таковых толкуют, что для спасения достаточно иметь одну веру, тогда как св. апостол Иаков ясно говорит: «Как тело без души мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 26); иные — что посещение храма Божия не обязательно, ибо окружающий нас мир и есть храм Божий, тогда как Сам Господь говорит: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (3 Мк. 11, 17), а Пречистая Дева Мария с трехлетнего возраста прилепляется к храму Божьему, готовясь к великому Таинству— Воплощению Сына Божия. Другие же говорят, что помолиться в храме достаточно один раз в неделю, а остальное время можно отдавать лишь одним житейским заботам, не внимая тому, что Господь заповедует: «Должно всегда молиться» (Лк. 18, 1). «Благословите Господа, вся дела Его, во всех местах владычества Его», — восклицает пророк Давид, и добавляет: «истомилась душа моя, желая во дворы Твоя (Господи)» (Пс. 102, 22; 83, 3). Появляются и таковые, которые под видом благочестивого служения Богу, стремятся ввергнуть несведущих, воспламеняющихся силой и действием Святаго Духа в горении благочестия веры от божественных истоков евангельского учения, в культ обожения плотского сладострастия: оргии разврата, кощунственное попрание всего чистого, духовного, святого в человеческой душе.

На пути нашего спасения, проходящем через знойную пустыню греховных соблазнов, есть лишь один живительный источник, который нужно свято беречь и почерпать из него «воду живую» — Божественную Истину. — Это Священное Писание, и Духом Святым восполненное Священное Предание (Ин. 14, 26); учение святых апостольских Мужей и святых Отцев Церкви, о правильном разумении Священного Писания, утвержденное Божественным авторитетом Самого Господа, свято хранимое Святой Православной Церковью, преслушавший которую, говорит Господь, «да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17). «Никто да не обольщается, — говорит св. Игнатий Богоносец, — кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божия. Если молитва двоих имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой церкви» (Ефес. гл. 5).

К сему можно привести много назидательных примеров из жития святых угодников. Божиих,' ангельски украсивших Церковь земную и Небесную. Их земная жизнь — это неугасимое пламя чистой и святой молитвы, которой они очистили себя, как золото в горниле огненном, от наследия греховного, на радость «в славу и похвалу Божию» (Флп. 1, 11).

Идеалом чистоты сердечной, девственной красоты, пламенной молитвы и смиренного служения Богу, является для всех нас Пречистая Дева, Которая — Херувимов честнейша, и Серафимов славнейша сущи, как Богоизбранная Матерь, Своею пречистою плотию, Духом Святым облагодатствованной, облекает Сына Божия, дабы Ему соединиться земным, соделав их небесными.

Возлюбленные! Всемилостивый Господь всещедро наделил и нас даром свободной воли, разумом и познанием, раскрыл благодатную дверь храмов Божиих — Своего Божественного жилища и для нашего входа и освящения, где наше богообщение достигает благодатнейшей вершины, через святую Бескровную Жертву, приносимую в воспоминание искупительной Голгофской Жертвы, за всех и за вся. Это то божественное мгновение, когда наши молитвы, добрые чувства наших сердец и вопли душ наших сливаются с благодатным пламенем Святаго Духа в гимн вечной славы Божиему милосердию и всепобеждающей любви Его. Вот почему полнота нашего общения с Богом без святого храма немыслима. Здесь — у Святая Святых Сам «Посредник между Богом и человеком, Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2, 5—6), со Своею Пречистою Материю и всеми святыми и Ангелами небесными взирают на нас и молитвенно ходатайствуют пред Отцем Небесным, дабы через подвиг нашей праведной жизни, очистительной молитвы и благодатное святилище Церкви земной, ввести и нас в лоно вечно торжествующей Церкви Небесной — Иерусалим Новый для вечного блаженного общения с Богом, где «ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и (избранные) Его будут служить Ему» (Откр. 22, 3).

Будем же идти, мои дорогие, по этому благодатному пути, очищая свои сердца от греховной нечистоты, дабы они были достойны «узреть Бога». Не дадим греху возобладать над нашею душою — Святилищем Божиим и лишить нас наследия грядущих благ.

С надеждою на небесную помощь Божией Матери, через храм земной воздвигшей Храм одушевленный, в нем же Огнезрачный младенствовал плотию ради нашего спасения, радующеся, «Со Ангелом, еще радуйся, Богородице приличие возопиим, верни: радуйся, вседобрая Невеста, радуйся Облаче светлый, из негоже нам возсия Господь, во тьме неведения седящим. Радуйся, всех Надеждо» (Тропарь 9 песни, 2 канона праздн. Введения). Аминь!

Львов — 1984 г.

 
Митрополит Никодим (Руснак)
из книги: «Послания  слова и речи»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст