Церковные праздники

В день святого пророка Божия Илии (память - 2 августа)


икона святой пророк Илия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы, возлюбленные братия и сестры, собрались в храм, чтобы почтить память великого и славного пророка Божия Илии, который жил очень давно, а именно, за девять веков до Рождества Христова.

Сегодня в Москве очень торжественно празднуют в храмах, посвященных его имени; богослужения совершаются многочисленным духовенством. Также и недалеко от Иерусалима, где он жил, в храме, построенном в честь его имени, сегодня особенно торжественно отмечается его память.

Пророк Илия был очень скромен и в разговоре, и в походке, и в одежде, и в питании. Эта великая добродетель — скромность, она рождает и все другие добродетели: смирение, кротость, милосердие, терпение, любовь.

Мы же не отличаемся скромностью и часто кичимся своей одеждой и всем, что имеем. Это отвлекает нас от Бога, от молитвы, от любви к Богу и ближним.

Пророк Божий Илия за свою скромность получил великую награду от Бога, он был взят живым с плотью на небо. Это очень редкое явление — попасть живым на небо!

Вчера из чтенного акафиста мы узнали, что пророк Илия еще с детства уже горел пламенною любовью к Богу, имел сострадательность и воспитывал в себе дар молитвы.

Когда царь Ахав отступил от Истинного Бога и увлекся идолопоклонством, то весь израильский народ был в смущении и многие отступили от Бога по примеру царя.

Когда человек спит и не может сам проснуться для исполнения своих обязанностей, то надо его разбудить.

Так и душа человеческая, если уснула во грехах, то надо ее разбудить. Бог будит ее через скорби и болезни. Когда народ израильский уклонился в идолопоклонничество, пророк Илия очень скорбел от такого нечестия народа и пламенно молил Бога наказать этот народ большими скорбями и болезнями, чтобы он вразумился. Он просил Бога не давать дождя 3  года и 6 месяцев, и Бог услышал молитву Своего избранника и не давал дождя 3 года и б месяцев. Стал большой голод и большие скорби по всей земле израильской. Но народ не пробуждался и не вразумлялся. Нашлись такие люди, которые говорили:

— Пусть он (пророк Илия) если угодный Богу, испросит дождь на землю.

Илия велел всему народу собраться на гору Кармил, и когда собрались все, то сказал лжепророкам Вааловым, чтобы они просили и молились своему богу и если он пошлет дождь, то все поверят их богу, а если не пошлет, то он, пророк Илия, будет молиться своему Богу, и если Он пошлет дождь, то все признают Его за Истинного Бога. Так и сделали. Вааловы пророки кричали целый день:

— Ваал, Ваал! Услыши нас! — и били себя ножом до крови, по языческому обычаю, но дождя не было.

Когда же помолился пророк Илия,— молился он недолго, но с большой силой, — то Бог услышал его молитву и послал огонь с неба на жертву и пошел дождь, который оросил землю. При этом многие из народа израильского уверовали в Истинного Бога, но многие остались в ожесточении, не уверовали и даже стали преследовать пророка Илию.

Когда мертвеца кладут во гроб, то он не сопротивляется; когда над ним плачут, рыдают, то он не отзывается.

Так и душа человеческая, если ожесточилась, закоснела во грехах, то она есть мертвец, ее не пробуждают ни скорби, ни болезни, ни чудеса силы Божией.

Пророк Илия, видя, что многие остались в прежнем нечестии и даже стали преследовать его, стал просить у Бога, чтобы Он взял его душу с этой земли; но Господь, когда явился ему на горе Хориве не в огне, не в вихре и молнии, но мирно, при тихом веянии ветра, что значит любовь Божия и долготерпение, сказал ему в утешение, что есть у Него еще много верных сынов израилевых, которые не отступили от Бога Живого к ложным идолам и бесам.

Так и наша душа, к прискорбию нашему, часто бывает мертва. Мы слушаем в церкви вразумительные проповеди, но не исполняем их на деле, не живем по ним, остаемся в прежних грехах. Многие ходят в храм из любопытства или от скуки и стоят рассеянно, что грешно. В храме надо оставить все житейские попечения.

Так что же нам, отчаиваться? Нет!

Когда человек собирается в дальний путь, то избирает себе проводника или хорошенько спрашивает сведущих людей о направлениях в дороге, чтобы не заблудиться. Так и нам предстоит дальний путь — с земли на небо, в Царствие Небесное. Проводниками в этот путь Господь Бог нам дал великих пророков, которые указывают нам этот путь своею жизнью в Боге.

Но больше всего нам освещает путь в Небесное Царство Сам Господь Иисус Христос, как величайший из Пророков, ибо Он сказал: Я — Путь, Истина и Живот.

При пророке Илии было тяжелее спасать свою душу, тогда не было таинства покаяния и причащения. Но в Новом Завете Господь Иисус Христос основал на земле Церковь Свою Святую и даровал спасительные таинства. Так что никто не должен отчаиваться в спасении, хотя бы кого и тяготили самые страшные грехи; ибо если он из глубины души вздохнет и скажет: «Господи, я находился в заблуждении, выведи меня из заблуждения! Не хочу я быть рабом сатаны, но хочу быть Твоим рабом!» — и сразу после этого Господь придет на помощь: вразумит, наставит в истинном пути и утешит.

Если мы будем верить в силу молитвы Церкви, то мы спасемся.

Я уже говорил как-то раз о двух моментах Божественной литургии: первый — это малый вход, когда священнослужитель выходит из алтаря с Евангелием, означающий шествие Иисуса Христа на проповедь. При этом надо просить у Господа Иисуса Христа, чтобы Он даровал нам быть скромными, смиренными, кроткими, милосердными, чистыми сердцем, долготерпеливыми и иметь любовь к Нему и ближним своим, о чем Он Сам проповедовал в Евангельских блаженствах.

Второй момент — великий вход, перенесение Святых Даров с жертвенника на престол, означающее шествие Иисуса Христа на вольные страдания и смерть ради нас, грешных.

Участвуя в этом моменте, надо просить у Господа духа покаяния и тянуться ко Святому Причастию, которое есть Огонь, попаляющий терние грехов.

Пророк Илия своей молитвой испрашивал у Бога огонь с неба; так и во время каждой литургии по молитве священника сходит Божественный огонь с неба, попаляющий терние грехов наших.

Будем молиться святому пророку Божию Илии, и он не посрамит нас, подкрепит нашу слабую молитву, исправит нам у Бога дух покаяния и желание причащаться Святых Христовых Таин, что попалит терние наших грехов. Аминь.

 
Схиигумен Савва
из книги:  "Опыт построения истинного миросозерцания"
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст