Церковные праздники

В день Богоявления Господня (память - 19 января)


икона Богоявление Господне

Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема (Тропарь при освящении воды).

С миром изыдем мы теперь, о имени Господни, на реку и будем там погружать в воду Животворящий Крест Господа нашего Иисуса Христа. Для чего погружать будем? Для воспоминания Господа нашего Иисуса Христа, крестившегося некогда в реке Иордане. Для одного ли только воспоминания? Нет, но вместе и для освящения воды. Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема. Да, при воспоминании Господа нашего Иисуса Христа, чрез погружение в воду Креста Его Животворящего, вода освящается, святой делается, целительной для душ и телес и всякие сопротивные силы отгнательною. Обыкновенная вода, по естеству своему, для тела только здорова, а чрез освящение естество ее изменяется, улучшается, возвышается, так что она делается спасительной для тела и для души.

Вот что, слушатели, хочу ныне напомнить вам. Воспоминание или призывание Господа нашего Иисуса Христа и всегда, во всех случаях, спасительно для нас. Непременно какую-нибудь от Господа благодать получим, пособие какое-нибудь божественное для души и для тела, для здравия и спасения, если с мыслью и со вниманием, с верой и благоговением вспомянем, призовем Его имя или если хоть скажем только: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! И имя человека доброго, который близок нам душой, который готов для нас на все, когда произнесешь, радость какую-то и удовольствие в сердце чувствуешь; как же сердцам нашим не исполниться радости и веселия при воспоминании Всеблагого Господа нашего Иисуса Христа, Который, преизбыточествуя всякой благодатью, преисполнен любви к нам и готовности на помощь нашу!

Вода, вещество ничего не чувствующее, как бы чувствует погружаемого в нее Господа, потому что очищается, освящается, Владыку зря крещаема; ужели же мы, существа разумные, не очувствуемся, не сделаемся чище, святее при воспоминании Господа, стоя как бы пред лицом Его Самого, Царя нашего Небесного? Так, в присутствии человека важного, почтенного мы тотчас принимаем вид на себя лучший, скромный, почтительный, как только он явится пред нами. Бог Отец, любя Сына Своего Единородного, Господа нашего Иисуса, милостив и богопослушлив бывает всегда и к тем, кто пред Ним воспоминает имя Его или просит во имя Его. Так нежная мать обращает тотчас ласковые взоры свои туда, где с похвалой произносят имя любимого ее сына.

Да, слушатель, призови Сына, и Бог Отец – твой Отец, и благодать Святого Духа – с тобою. А против врагов наших, против всего враждебного нам, нашему здоровью и спасению какое сильное и непобедимое оружие для нас в Господе нашем Иисусе Христе! Да, и доныне бесы убегают от имени Его, и доныне недужные здравы бывают именем Его, и доныне смертоносное не вредит при имени Его (см.: Мк. 16, 17, 18). И никогда ничто устоять не может пред именем Господним. Имя Его и тогда помогает, когда обуреваемый страстью или страхом, мучимый недугом душевным или телесным как бы нехотя или не зная, что ему делать, воспоминает, призывает Его или крестным знамением ограждает себя.

Спасался некто старец в опустевшем капище идольском. Враги спасения захотели выгнать его оттуда. Противился старец кое-как их нападениям; наконец, они с такой дерзостью напали на него, что он не знал что делать и закричал: «Иисусе, помоги!» И враги мгновенно исчезли. Заплакал после этого старец. «О чем ты плачешь?» – спросил его невидимый голос. «О том, что враги веры и благочестия смеют издеваться над рабами Божиими», – отвечал старец. «Ты сам виноват, – возразил небесный голос. – Зачем обо Мне не вспомнил? Вот видишь: как только ты призвал Меня, Я тотчас помог тебе». Старец понял глас Глаголавшего и пал ниц пред Невидимым.

Вот мы иногда, слушатели, жалуемся, роптать бываем готовы. Зачем страсти нас так мучат, борют, враги досаждают, тревожат? Зачем помыслы нечистые покоя не дают, недоумения смущают? Зачем беды до уныния доводят, болезни тяготят? Зачем не делаем того, что любим, и впадаем в то, чем гнушаемся? Зачем мы так скоры на зло и так неподвижны на добро? Зачем мы не Ангелы Божии, духи чистые, а люди злые, существа гнусные? Так, а зачем забываем об Иисусе Христе, Господе нашем? Зачем не призываем Его? Зачем не вспоминаем Его непрестанно, как Ангелы на Небе вечно видят лицо Отца Небесного?.. Ведь мы слабы, немощны только без Иисуса Христа, а при Нем мы сильны, и с Ним для нас все возможно. Да, есть, есть в мире сила вражия, сопротивная, влекущая Нас всегда ко злу и вовлекающая нередко во зло, – сила крепкая, могучая, против которой нам устоять трудно, но вместе самая немощная, бессильная, которая при одном имени Иисуса бежит от нас, тает, как воск близ огня, исчезает, как тьма при появлении солнца.

Так, слушатели-христиане, воспоминающие ныне Господа Иисуса Христа, крестившегося в Иордане и тем освятившего естество вод и доселе освящающего! Будем чаще вспоминать и призывать Его в наше очищение и спасение, в здравие тела и в веселие души, в избавление от страха и страстей, от помыслов нечистых и желаний пагубных, от напастей и болезней, в отгнание всего враждебного нам и в приложение всякой Божественной благодати. О имени Господни мы всегда сильны и с именем Его, куда бы мы ни пошли, везде мы безопасны, везде в мире целы. Аминь.

 
протоирей Родион Путятин
из книги:  «Проповеди»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст