Церковные праздники

Священномученик Киприан и мученица Иустина (память - 15 октября)

Сказание о святых мучениках Киприане и Иустине существует с глубокой древности. Жили они в конце III - начале IV века. Отечеством Киприана предполагается Антиохия, в северной части Сирии.

икона Киприан и Иустина

Из сказания известно, что Киприан обучался философии и волхвованию в языческой Греции и в Египте и удивлял всех своими познаниями в тайных науках, путешествуя по разным странам и совершая перед народом всевозможные "чудеса".

Наконец Киприан прибыл в свой родной город Антиохию, где также поражал всех, действуя неизвестной силой. В то время здесь жила дочь языческого жреца - Иустина. Она уже была просвещена христианской верой, первое понятие о которой получила случайно, услышав слова о Христе из уст диакона здешней церкви, проходившего мимо дома ее родителей в то время, как она сидела у окна. Молодая язычница постаралась больше узнать о Христе, первая весть о Котором так глубоко запала в ее душу. Иустина полюбила ходить в христианскую церковь, слушать слово Божие и наконец приняла святое крещение. В скором времени она убедила и мать свою и даже отца в истине христианской веры. Языческий жрец, приняв крещение, посвящен был в сан пресвитера, и дом его сделался благочестивым христианским жилищем.

Между тем Иустина, обладавшая замечательной красотой, обратила на себя внимание одного богатого языческого юноши, по имени Аглаид. Он просил ее стать его женой, но Иустина, посвятив всю свою любовь Христу, отказалась от брака с язычником и тщательно избегала даже встречи с ним. Он, однако же, настойчиво преследовал ее. Видя неуспешность всех своих стараний, Аглаид обратился к знаменитому волхву Киприану, думая, что все доступно его таинственному знанию, и просил волхва подействовать своим искусством на сердце Иустины.

Киприан, надеясь получить богатое вознаграждение, действительно употребил все средства, которые мог почерпнуть в науке волхвования, и, призвав на помощь бесов, пытался склонить Иустину на брак с полюбившим ее юношей. Ограждаемая силою своей всецелой преданности единому Христу, Иустина  не поддалась никаким ухищрениям и соблазнам, оставаясь непреклонной.

Тем временем в городе появилось моровое поветрие. Распущен был слух, что могущественный волхв Киприан, которому не удаются его волхвования, мстит за сопротивление Иустины целому городу, наведя смертельную болезнь. Перепуганный народ приступил к Иустине, как к виновнице общественного бедствия, и убеждал ее удовлетворить волхва - выйти замуж за Аглаида. Иустина успокоила народ и в твердом уповании на помощь Божию обещала скорое освобождение от губительной болезни. И действительно, как только она помолилась Богу своей чистой и крепкой молитвой, болезнь прекратилась.

Эта победа и торжество христианки были в то же время полным посрамлением Киприана, считавшего себя могущественным волхвом и похвалявшегося знанием тайн природы. Но это же послужило и ко спасению человека, одаренного сильным умом, который, главным образом, по заблуждению растрачивался на недостойное употребление. Киприан понял, что есть нечто высшее, чем его знания и таинственное искусство, чем та темная сила, на содействие которой он рассчитывал, стремясь поразить непросвещенную толпу. Он понял, что все это - ничто перед познанием Того Бога, которого исповедует Иустина.

Увидев, что все его средства бессильны против слабого существа - молодой девушки, вооруженной только молитвой и крестным знамением, Киприан постиг значение этих двух действительно всемогущих орудий. Он пришел к христианскому епископу Анфиму ( 302; память 3(16) сентября), рассказал о своих заблуждениях и просил научить его истинам христианской веры, чтобы подготовиться к единому истинному пути, открытому Сыном Божиим, и затем принял святое крещение. Через год он был поставлен иереем, а потом епископом, между тем как Иустина посвящена была в диакониссы и поставлена начальницей общины христианских дев.

Одушевленные пламенной любовью к Богу, Киприан и Иустина много послужили распространению и утверждению христианского учения. Это навлекло на них гнев противников и гонителей христианства. Получив донос о том, что Киприан и Иустина отвращают народ от богов, областеначальник Евтолмий схватил их и повелел истязать за веру во Христа, которую они непоколебимо исповедали. Затем он отослал их к императору, бывшему в то время в Никомидии, по приказанию которого они были усекнуты мечом около 304 года.

Священномученик Киприан и мученица Иустина почитались уже древней Церковью. Святитель Григорий Назианзин (389; память 25 и 30 января (7 и 12 февраля) говорит о них в одном из своих слов. Императрица Евдокия, супруга Феодосия Младшего, около 425 года написала в честь их стихотворение.

"От художества волшебнаго обратився, богомудре, к познанию Божественному, - воспевает Церковь в кондаке святым мученикам, - показался еси миру врач мудрейший, исцеления даруя чествующим тя, Киприане со Иустиною, с нею же молися Человеколюбцу Владыце спасти души наша".

 

*  *  *

В результате активной атеистической пропаганды многие в наше время отдалились от Церкви, оторвались от вековых традиций и национальных православных корней. Образовавшаяся духовная пустота немедленно стала заполняться темными силами. На людей обрушился поток книжной продукции, посвященной магии, оккультизму, астрологии и т.п. С помощью телевидения и радио в наши дома то и дело вторгаются всевозможные "целители", маги, йоги. Экстрасенсы открыто обучают своему ремеслу всех желающих. И потому не приходится удивляться, что наши дети в своих играх тоже начинают "видеть", "целить", "заговаривать воду".

Проблема заключается не только в том, что все это хлынуло на нас и люди воспринимают антихристианское влияние (сознательно или бессознательно), но и в том, что у нас нет духовной основы, которая помогала бы защищаться от подобного натиска. Мешает нам повседневная суета, из-за которой трудно бывает вспоминать о Боге, мы не находим времени зайти в храм, не считаем нужным молиться дома. Так проходит жизнь. Между тем вчерашний любимый жених, ныне муж, становится пьяницей и грубияном, а там вырастают непослушные, больные дети, распадается семья... И тут находятся доброхоты, которые советуют сходить к "бабке", к "целителю", "экстрасенсу", - они, мол, приворожат, вылечат, помогут. И те "помогают". А потом вдруг в квартире начинают твориться странные вещи. Или человек, обращавшийся за помощью к колдуну, случайно заходит в храм, и с ним происходит что-то непонятное и невообразимое. Другие неожиданно  быстро хоронят своих близких, которых лечили "целители". И только тогда люди наконец-то вспоминают о Боге и о Церкви.

Порой доверчивых людей подкупает то, что экстрасенс посылает своего "пациента" креститься, поставить свечку и пр. Они идут, исполняют его волю и после - в храм ни ногой. Церковь таким людям мешает, ведь она стремится избавить нас от власти диавола. Но для людей отчаявшихся, прошедших всех лекарей, экстрасенсов и колдунов, Церковь и ее спасительная, благодать - это подчас последнее прибежище. Именно здесь они получают благодатную помощь, исцеление и избавление.

Православная Церковь чтит множество святых, сподобившихся за свои подвиги небесной благодати. Угодники Божии помогают нам в различных жизненных обстоятельствах, и, можно сказать, ныне, как никогда, своевременно почитание священномученика Киприана и мученицы Иустины. Память их Православная Церковь совершает 2(15) октября.

По свидетельству жития, Киприан первоначально был известным чародеем. Но однажды случилось так, что его волхвования оказались бессильны против горячей веры девушки-христианки Иустины. Тогда Киприан, осознав пагубность своего пути и своих греховных занятий, отрекся от них и стал ревностным христианином. Позднее он даже был посвящен в сан епископа. Земная жизнь святого завершилась мученическими страданиями за Христа, вместе с мученицей Иустиной, в 304 году.

Сам служивший темным силам, но освободившийся от их власти, священномученик Киприан, пребывая ныне в небесных обителях, помогает всем, призывающим его, избавиться от злых чар и бесовских козней. Его житие глубоко поучительно. Оно свидетельствует: главное средство против колдовских воздействий - это обращение к Богу, усиленная молитва к Нему о помощи. Ведь беды приключаются с нами не потому, что есть колдуны, а потому, что мы отошли от Бога и сами поддаемся бесовскому воздействию. Нужно помнить: с нами Бог и крестная сила Его.

Что же делать для преодоления вражеских бесовских искушений?

Некрещеному человеку необходимо прежде всего принять таинство святого крещения, т.е. стать членом Православной Церкви. О важности этого так говорится в службе священномученику Киприану: "Злобы дна преисподняго дошел еси, к крайнейшей же паки добродетели, отче, возшел еси на высоту, преславно изменився Божественным крещением" (6-я песнь канона, 1-й тропарь). Супругам нужно обязательно повенчаться. Необходимо пригласить священника и освятить свой дом или квартиру, чтобы Господь благословил жилище, оградил его Своею благодатию. Надо ежедневно обращаться к Богу с молитвой и просить Его  о помощи. При диавольских искушениях требуется более частое причащение Святых Христовых Таин, а перед этим - искренняя исповедь, причем исповедоваться и каяться нужно не только в поступках и делах, но и в недостойных мыслях и чувствах.

Молитва

О святый угодниче Божий, священномучениче Киприане, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих! Приими от нас, недостойных, хваление сие; испроси у Господа Бога в немощех укрепление, в печалех утешение и всем вся полезная в жизни нашей; вознеси ко Господу благомощную твою молитву, да оградит нас от падений греховных, да научит нас истинному покаянию, да избавит нас от пленения диавольскаго и всякаго действа духов нечистых и укротит обидящих нас. Буди нам крепкий поборник на вся враги видимыя и невидимыя; подаждь нам терпение в искушениях и в час кончины нашея яви нам заступление от истязателей на воздушных мытарствех; да водимии тобою, достигнем Горняго Иерусалима и сподобимся в Небеснем Царствии со всеми святыми и славити и воспевати пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

 
из книги: «Как защититься от чародейства»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст