Церковные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы (память - 21 сентября)


икона рождество Богородицы

8 сентября по юлианскому календарю (21 по новому стилю) в Палестине, в небольшом городке Назарете, у престарелых супругов Иоакима и Анны родилась дочь, которую Церковь во всей Вселенной прославляет, как Матерь Божию и как невесту Святого Духа.

Сентябрь - первый месяц церковного новолетия, начало богослужебного круга, называемого индиктом. Восьмой день первого месяца имеет символическое значение, цифра 8 у пифагорейцев и платоников означала гармонию мира, а у христианских экзегетов - вечность. Восьмитысячелетний цикл в эсхатологии принято рассматривать как начало и конец времени. Время и материя, скрывающие собой, как занавесью, царство вечности, в конце мировой истории сгорят в духовном огне, открыв дивную красоту преображенной в Божественном свете Вселенной. Первый месяц церковного года - символ и знак того, что Дева Мария вошла в этот мир как луч Божественного света, как Божественное откровение, воплощенное в человеческом образе, дивное и неповторимое.

После рождения Девы Марии мир стал другим Вечность открыл человечеству Иисус Христос - Сын Божий и Сын Девы Марии. Но сияние вечности уже озаряло лик Девы Марии. Душа первого человека была создана дыханием Божественных уст. Дева Мария чиста, как дыхание Божества. Христос - солнце мира, а Дева Мария его заря. Первые лучи зари еще не могут осветить Землю, но уже пронизывают золотой пряжей темно-синий бархат неба.

Дева Мария родилась в городке Назарете, расположенном в северной части Палестины, вдали от проезжих дорог и караванных путей. О нем ничего не сказано в Ветхом Завете. Назарет, как и земная жизнь в этом городке Девы Марии, покрыт тайной молчания.

В Назарете, расположенном в гористой местности, многие жилища, вырытые в скалах, напоминают пещерные кельи монахов. Вспомним: когда паломники подходили к Иерусалиму, прежде всего им бросалась в глаза сверкающая под лучами солнца золотая кровля храма. Казалось, что небо над Иерусалимом золотого цвета. Паломники, посещавшие Назарет, говорят, что небо над ним какого-то особенного, не сравнимого ни с чем голубого цвета.

Золотой цвет - символ Божественного величия. Золотой фон на иконах знаменует собой вечность и бесконечность. Голубой цвет - это символ Божией Матери Ее духовности и чистоты, молчания и целомудрия глубоких, как лазурь небес. Одеяние Божией Матери на иконах обычно окрашено в синий и голубой цвета.

Родители Божией Матери Иоаким и Анна, всю свою долгую супружескую жизнь молили Бога о даровании им ребенка, они дали обет посвятить своего ребенка Богу. У престарелых родителей на закате их жизни родилась дочь.

Господь, испытывая скорбями праведников дает затем им больше того, что они дерзали просить. Иоаким и Анна с первых дней жизни Девы Марии старались окружить Ее тем, что говорило бы детской душе о Боге. Ничто грязное и скверное не коснулось слуха и глаз ребенка. На восьмой от рождения день Ей дали имя Мария, что значит "госпожа, возвышенная". Первые слова, которые она научилась лепетать, были: имя Божие и молитва, С раскрытием сознания ребенка распускалась в Ее сердце любовь к Богу. Вся жизнь Девы Марии была пламенем ярко горящего светильника. К этому духовному огню не могло приблизиться никакое темное демоническое искушение. Она - единственная из дев, душа которой не была затуманена ни на мгновение ни одним грехом.

Когда Деве Марии исполнился год, Иоаким пригласил к себе в дом священников и родственников. После трапезы каждый священник брал ребенка на руки и благословлял его. Когда Деве Марии исполнилось три года, родители решили исполнить данный ими обет и привести ее в Иерусалимский храм.

Чему учит христиан праздник Рождества Пресвятой Богородицы? Чтобы родители - христиане помнили, кому они посвящают своих детей, кому отдают их души - Богу или демону.

Однажды к Сократу женщина привела своего годовалого ребенка и спросила, как правильно воспитать его. Сократ ответил: "Целый год потерян, теперь надо не воспитывать, а перевоспитывать". Был такой случай: родился ребенок, который не мог говорить и двигаться. У него были расслаблены все члены тела. Он лежал как непогребенный труп, но родители окружали его вниманием и лаской. Беседовали с ним как со здоровым, хотя он не мог даже движением руки ответить им. Они ухаживали за ним, выносили на про гулки и читали ему книги. Так прошло двадцать лет И вдруг перед своей смертью больной получил дар речи. Окружающие с удивлением убедились, что он не только может говорить, но помнит, что с ним происходило за эти дни. Он мог каждого назвать по имени, рассказать все, что с ним делали, как с ним обращались, хотя окружающим он казался тогда живым мертвецом.

Ребенок уже в утробе матери чувствует и воспринимает все, что происходит вокруг него. Особенно же - душевное состояние матери, с которой он связан как бы тысячами нитей. Если родители живут по-христиански, молятся, исповедуются в грехах, причащаются, то этим самым приобщают своего будущего ребенка к Богу. Если же в семье вместо молитвы звучат брань и проклятия, если между родителями происходят дикие ссоры, ребенок как бы вручается демону, ибо его душа получает урок жестокости.

Доказано, что, когда человек приходит в ярость, у него в крови появляется яд, и во время ссор и вспышек ненависти в семье ребенок отравляется ядом в прямом и переносном смысле этого слова. Его психика деформируется и разрушается. Все доброе и злое ребенок воспринимает гораздо непосредственнее и глубже, чем взрослые, его подсознание все хранит до самой смерти. Многие родители не находят ответа, жалуясь на жестокость и развращенность своих детей, упрекая их в самой черной неблагодарности, спрашивают кто же их этому научил. А ответ есть: научили сами же родители, не понимая того. Ребенок, который, находясь еще в материнском чреве, слышит отвратительную грязную брань, развращен еще до своего рождения. То же происходит, если мать смотрит нечистые картины и произносит бесстыдные слова.

Проходят годы, и родители, получая возмездие от своих детей, с горечью говорят: "Мы хотели как можно лучше воспитать своего ребенка, а что из него вышло?" Вышло подобие родителей.

Надо помнить, что духовное общение людей совершается помимо всех слов, внутренние состояния передаются друг другу непосредственно. Каждый может убедиться в этом. Общение с одними людьми тягостно и опустошительно для души. Напротив, общение с другими приносит радость и покой, как будто прибавляя духовные силы. Ничто так не близко друг другу, как души родителей и детей. Поэтому, чтобы приобщить ребенка к Богу, родители должны посвятить Богу свое сердце.

Церковь в конце каждой службы призывает молитвенную помощь святых родителей Девы Марии - Иоакима и Анны. Пусть эти ветхозаветные праведники будут для родителей примером терпения, надежды и любви.

архимандрит Рафаил Карелин
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст