Церковные праздники

Рождество Христово. Архиепископ Андрей (Рымаренко)


Рождество Христово. Архиепископ Андрей (Рымаренко)

Рождество Христово – великий праздник. Это начала подвига Спасителя мира. От начала мира не было события более поразительного, чем Рождество Христово. Господь Бог Вседержитель, единым словом создавший весь мир невидимый и видимый, смиряет Себя, творит из кровей Преблагословенной Девы Марии Себе плоть, рождается в вертепе, полагается в яслях беспомощным младенцем...

«Готовься, Вифлееме, яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы. Рай бо Оныя чрево явися мысленный, в нем  же божественный сад. От него же ящи — живы будем. Христос Рождается прежде падший восставляя образ». Вот как св. Церковь готовит нас к празднику Рождества. Вот, братья и сестры, в тот момент, когда мы на автомобилях мотались от одного магазина в другой, когда в наших домах приготовлялся как бы праздник, св. Церковь нам еще шепотом открывала тайну: «Готовься, Вифлееме...»

А как готовился Вифлеем? Пещера. При этом такая пещера, в которую скот сгоняли. Готовься Вифлееме... Вифлеем готовился. Для чего он готовился? Что же происходило там, в Вифлееме? В Вифлееме, в скотской пещере совершалась великая, всемирная тайна. В этой пещере явился... вот, как говорилось св. Церковью нам — рай, в котором возросло Новозаветное Древо Жизни. Адам имел жизнь, потому что в раю было Древо Жизни, Ветхозаветное, от которого он питался. И от силы, которая давалась в этом питании, Адам имел Богообщение. Это была неизреченная радость, которую Адам потерял, когда закрылись двери рая и потеряно было Древо Жизни. Но Бог — Творец, жалея Адама, даровал пророчество о том, что будет восстановлено это Древо Жизни. И это древо восстанавливается. И св. Церковь, как я говорю, шепчет: «Готовься Вифлееме...» Тут не обращается внимание на то, будут ли дворцы, будет ли все залито электрическим светом, будет ли бархат или шелк... Вифлеем, пещера, скотские ясли, старик Иосиф... А в то же время пастыри, которые исполняли такую истинную стражу. Они были истинные иудеи, ждавшие истинного Мессию. И для них раскрылись небеса, и слух их огласился ангельским пением: «Слава в вышних Богу, слава Богу, слава в вышних Богу!» А за ними пришли истинные искатели Истины — Волхвы идут за звездою. Ищут, ищут... Звезда их ведет... Они знают по созвездию, что совершилось нечто великое. Всемирное что-то свершилось. Идут. И вот св. Церковь нам говорит: посмотрите, кого звала Вифлеемская пещера? — Пастырей, истинно ищущих, и Волхвов, истинно ищущих. Так и вас, братья и сестры, зовем и вас к истинному. А к чему же истинному? К какому Древу Жизни? Что это за Древо, которое в Вифлеемской пещере разрослось? Христос раскрывает нам это понимание Древа Жизни. Он говорит: «Я есть Хлеб Жизни. Я Хлеб Животный, сшедший с небес. Ядущий хлеб сей будет жить вовеки. Хлеб же, который Я дам есть плоть Моя, которую Я дам за жизнь мир». Видите, Христос есть Древо Жизни, есть тот Хлеб, который мы едим. И говорит Он здесь определенно в шестой главе от Иоанна: «Ядущий Мою Плоть, и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Плоть бо Моя истинная есть пища и Кровь Моя истинное есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную». Вот какое Древо. Вот к какому празднику звала нас св. Церковь, шепча нам в продолжении целой недели тропарь: «Готовься Вифлееме, отверзись всем Едеме, красуйся Евфрафо, — яко Древо Жизни идет, идет... для того, чтобы дать нам жизнь»...

Но есть первый шаг к этой жизни. Я каждый год это говорю, иначе не будет как будто убедительно. Что совершается в природе? Сейчас земля поворачивается к солнышку, и в землю вливается живительная сила, и через некоторое время начнет красоваться наша земля, а там дальше будут и цветы, а там пойдут и плоды. И это каждый год. Так и в духовной жизни. Вот теперь, когда мы с вами совершаем первый шаг к Вифлеемской пещере, св. Церковь нам говорит апостольским чтением к Галатам в четвертой главе, в четвертом стихе: «Когда пришло время пришествия Христа, в душу вливается Дух Сыновства». И это независимо. Вот как в природе: независимо от того, хотела бы земля, или не хотела бы, все равно вливается в нее живительная сила. Только там, где заглушье — будет смрад, гниение. А где все готово к принятию семени, — там будет радость, благоухание. Вот так и с нами. Там, где наша душа готовилась к принятию Вифлеемской пещеры, будет Сыновство. Что это значит? Это значит, что в нашу душу вольется неизъяснимая, как в природе, благодатная сила, которая заставит нас ощутить нашу близость к Творцу, как к Отцу. Так у тебя, у него, у меня — у всех нас то же чувство к одному Отцу. Другими словами созидается Одна Семья. Братья, если будет такая семья... а она будет, она уже есть, — так Господу угодно, то и будет в этой семье совершаться эта тайна Христова — Древо Жизни. В этой семье христианской может совершиться Тайная Вечеря, может совершиться Божественная Евхаристия. В ней будет совершено Таинство Тела и Крови Христовых, Таинство Древа Жизни, которое неизъяснимо для нас.

Люди не понимают. Может быть, они и не думают об этом, а, может быть, и не хотят проявить этого, но оно все равно проявляется помимо них. Вот посмотрите, как у инославных. В их желании встретить Христа тоже чувствуется желание сделать друг другу что-то хорошее. Проявляется это в мелочах: там галстучки, там чулочки, там цветочки, там часы... там... что-нибудь каждый друг другу хочет дать, не понимая того, что же самое главное нужно дать. А нужно дать то, чтобы человек почувствовал бы себя сыном Господа нашего Иисуса Христа, чтобы он почувствовал себя в семье. А для этого нужно смотреть в сердце человека, нужно потерпеть, а, может быть, иногда, опустив голову, только сказать: «Боже, милостив буди мне грешному, потому что большего у меня ничего и нет. Так и для каждого из нас».

Да будет же в сегодняшний день этот праздник, праздником освящения нашего сердца, принятием сыновства, для того, чтобы совершить нам этот подвиг: начало того, что дает Христос. «Готовься Вифлееме... Христос рождается прежде падший возставити образ».

 
Автор: Архиепископ Андрей (Рымаренко)
Из книги: «Единое на потребу»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст