Церковные праздники

Преображение Господне


икона Преображение Господне

Приятно нам знать жизнь Друга или Благодетеля нашего; Спаситель наш Иисус Христос такой Благодетель, которому подобных не было и не будет. Как же приятно знать жизнь Его на земле! Господь Иисус Христос, прежде вступление в великое дело спасения мира, крестился в Иордане. Куда же направил Он путь свой с Иордана?.. После крещения Иисус Христос пошел в пустыню, в которой молился и постился 40 дней и столько же ночей и посрамил искусителя: три раза пытался диавол искусить Господа Иисуса; но всегда со стыдом отходил от Него. В память этого поста мы постимся в великий пост... После сорокадневного поста Иисус Христос тогда пошел по градам и селам с проповедью: учил народ покаяться в грехах своих, т. е. оставить злые привычки, дурные дела и достигать царствия небесного. В доказательство Он творил чудеса, т. е. делал такие дела и открывал такие тайны, которые ясно доказывали, что Он не простой человек, но истинный Богочеловек. Одним из таких дел Его было Преображение на горе Фавор. Иисус Христос преобразился, т. е. открыл славу своего Божества ученикам столько, сколько они могли вместить. Или иначе сказать: Иисус Христос будучи в глазах людей простым, обыкновенным человеком, преобразился, т. е. показал, что Он есть истинный Сын Божий и Спаситель мира. Само Преображение вот как было: Иисус Христос, как я сказал, ходил из села в село с проповедью: народ толпами следовал за Ним. Уже был третий год Его служения... приближался крест Его, страдания за мир... Когда Господь заговорил о том с учениками, они изумились... Дабы подкрепить их веру, дабы приготовить их к величайшему кресту Своему; — Он предоткрывает избраннейшим славу Свою. Однажды пришел Он в Галилею к горе Фаворской: день совершенно склонился к вечеру, Иисус Христос у горы оставил народ, а Сам с тремя учениками — Петром, Иаковом и Иоанном пошел на гору помолиться, ученики остались на полугоре и от усталости заснули, a Иисус Христос молился всю ночь на самой вершине горы Фавора. И вот во время сей ночной, уединенной молитвы последовало Его славное Преображение ... Лице Его сделалось светло, как солнце; одежды белы, как снег; явились пред Ним два мужа давние небожители — Моисей и Илия, и беседовали о страданиях, которые нужно потерпеть Иисусу Христу. Ученики все спали; но вот, при разговоре Спасителя с пророками они пробуждаются и видят своего Учителя в необычайном свете ... узнали они и мужей, беседовавших с Ним. Сначала они как будто испугались, при виде такой перемены с Учителем; потом испуг прошел и им так хорошо почувствовалось и так приятно было смотреть на славу Учителя и слушать Его, что Апостол Петр, как бы невольно высказал свой восторг: «Господи, как хорошо нам здесь! Сделаем три палатки, — одну Тебе, другую Моисею, третию Илии...» После того восторг Апостола Петра был прерван голосом с неба, как бы громом; упало облако и из него послышалось: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; в Котором все Мое благоволение: Его слушайте...» При громе этого голоса Апостолы попадали на землю и более уже ничего не видели. Пророки скрылись, Иисус Христос подошел к ученикам и сказал: встаньте и не бойтесь!

Они встали; видение окончилось; Учитель запретил им до времени рассказывать о том, что они видели и слышали на Фаворе. Без сомнения, Апостолам грустно было, что столь короткое время они наслаждались видением славы своего Учителя. Но и это видение утешило их и ободрило. Преображение и было с этой целью, как уже замечено. Спаситель до того времени говорил ученикам, что вот скоро Ему идти на вольное страдание во Иерусалим, и что много Он потерпит от старцев и книжников иудейских; также говорил, что и последователи Его—все Апостолы должны будут идти путем скорбей. Это очень огорчало тогда учеников. Вот для утешения их Господь и явил им Свою славу, показал, кто Он. Из Преображения Господня можно выводить такой смысл: «не печальтесь, выслушав Мои слова о страдании Моем и скорбях ваших: — Я потерплю страдания, — этому нужно быть, для этого Я и пришел на землю; но Я оживу и явлюсь победителем, потому что Я Бог. Вот вам слава Моего Божества — Преображение». Апостолы и действительно были утешены, подкреплены таким откровением.

Но скажет кто либо: не все, а только три Апостола видели славу своего Учителя... Довольно и трех свидетелей, чтобы доказать истину события. Эти три свидетеля за всех живых; они открыли славу Преображения после воскресения Его; а до того времени самым делом, т. е. своею преданностью Господу Иисусу научили и других Апостолов крепко надеяться на Heгo. Моисей же был свидетелем славы Богочеловека от умерших и с верою ожидавши обетованного Мессию; Илия свидетель с неба, — куда он живой был взят. Таким образом в одно и то же время Господь Иисус Христос явил Свое Божеское достоинство живым на земле, умершим и живущим на небе. — 0 том, почему Иисус не взял все учеников, некоторые Св. Отцы думают, что Иуда не достоин был видеть славы Богочеловека, a оставить его одного значило бы явно вооружить его против себя, — и Иуда тогда имел бы причину оправдываться в предательстве... Снисходительный и Добрый Учитель во все время щадил Иуду и желал исправить его!

Чему поучает нас событие Преображение Господне. Тому же, чему научило и Апостолов, т. е. что Иисус Христос есть истинный Сын Божий — Богочеловек, — Владыка неба и земли, — подъял за нас страдание вольно ... А уединенная ночная молитва на Фаворе, — какой дорогой образец нам последователям Христовым!

Хорошо почаще бы нам заходить в потаенную клеть своего сердца и отсюда мысленно возноситься горе — к Отцу Светов; к тому же почаще бы, — неопустительно, — посещать нам Храм Божий — этот прекраснейший христианский Фавор; здесь — в Божием Храме все песнопения и священнодействия направлены к просвещению душ наших. — На Фаворе, Лице Спасителя — светло было подобно солнцу, а одежды подобно снегу — были белы: так все праведники просветятся, как солнце, в царствии Отца Небесного — Есть сокровенно благо, которое для человека, созданного по образу и по подобию Божию, дороже всего на свете. Если человек вполне познает это благо, — все окружающее его забывается им, — весь мир готов он оставить тогда, лишь бы обладать этим благом... Какое же это благо? Это благо — быть в общение с Господом, видеть Его славу... Это есть истинное, высшее наслаждение для человека. Сие-то чувство, — чувство общения с Господом вызвало из сердца Петрова восторженное слово: «добро нам здесь быти...» В этот Рай Божий, — к общению с Господом и каждому из нас путь указан: — это — по вере нашей христианской поведение, как то вещал Голос с Неба на Фаворе слышанный: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того слушайте...» — Добро нам здесь быти, т. е. добро быти в послушании Господу Иисусу Христу, Спасителю нашему!

Величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение».

Тропарь праздника: «Преобразился ecu на горе Христе Боже, показавый ученикам твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».

Есть некоторое отличие в Богослужении праздника Преображения. В этот день, по уставу церкви, приносятся в храм древесные плоды, над которыми совершается особое молитвословие. Приносятся эти плоды для освящения, в знак благодарности Господу Богу, дающему жизнь всякому произрастанию и для испрошения благословения на всякую пищу, во славу Божию и в пользу верующим.

Прилично сказать и то, что приношением к алтарю Божию древесных зрелых плодов Святая Церковь напоминает нам, что бы и сами мы были плодоносными древами в Вертограде Божием, (т. е. в церкви). Аминь.

 
протоиерей В. И. Никольский
из книги:  «Двунадесятые праздники», 1892 год
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст