Церковные праздники

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского (память - 1 августа)


икона Серафим Саровский

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Облагоухаем, возлюбленные, души наши евангельскими словами и посеем семя доброе в наши сердца. В сегодняшнем Евангелии говорится так: - «Приступили к Нему ученицы Его и Он отверз уста Свои и начал говорить так: Блажени нищие духом, яко тех есть Царство Небесное», то есть блаженны стяжавшие нищету духовную или смирение. Кто не стяжет смирение здесь, на земле, тот не наследует Царство Небесное, ибо там живут только смиренные люди.

Подумайте, если бы рыбы в реке разучились плавать и всплыли бы все наверх, то зимой они бы все замерзли. Или птицы, которых мы видим летающими, разучились бы летать и были бы все на земле, ведь их поели бы всякие земные звери. Подобно тому и душа, если не смирится, то не войдет в Царствие Небесное, ибо Господь сказал: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Нам всем это полезно напомнить, потому что все мы умираем от гордости. Нам особенно надо искать смирения и искать подражания смиренным людям. И вот ныне, когда мы вспоминаем великого русского подвижника преподобного Серафима, то в ряду добродетелей его нас особенно поражает одна из них, а именно христоподражательное смирение.

Преподобный и по виду был смиренным. Он напоминал всем простого христианского пастушка, ходил в белом холщовом балахоне, на боку носил суму с хлебом, а подпоясывался чаще всего веревкой. Но особенно много смирения было в его душе. Так, когда он встречался с кем-нибудь, то по обычаю своему целовал в уста и в руку, и когда к нему приходили люди, то он часто падал перед ними ниц.

Однажды генерал приехал осмотреть Саровскую обитель; собирался обратно, но один помещик по фамилии Проскудин сказал ему:

— Я советую Вам сходить к отцу Серафиму.

— Ах, Серафим! — проговорил генерал, — зачем я к нему пойду?

Но по просьбе Проскудина он все-таки пошел в келию отца Серафима. И когда вошел, то был страшно поражен, ибо преподобный Серафим упал к нему в ноги. Проскудин же, видя, что он здесь лишний, вышел из келии. Преподобный Серафим начал беседовать, стал говорить о жизни генерала, и так сильна была его беседа, что гордый, величавый генерал заплакал. Ордена сами собою упали с его груди. Генерал смутился. Преподобный Серафим спросил его, как он получил эти ордена, какими путями? Тогда генерал сознался, что он проявил некоторую хитрость, чтобы возвыситься за счет унижения других. Беседа с преподобным Серафимом произвела на него неизгладимое впечатление. За короткое время он вылил море покаянных слез. По прошествии получаса, когда он вышел из келии, сопровождаемый отцом Серафимом, он был как ребенок. Преподобный сам нес за ним фуражку и ордена. И после генерал говорил, что он где-где только ни был, всю Европу объездил, а такого человека встретил впервые. Осознав свои грехи, генерал настолько смирился, что потом стал вести добродетельную жизнь и тем угодил Богу.

Вот каково было смирение преподобного Серафима, он как бы с неба сошел на землю для того, чтобы учить людей.

Так и мы, чтобы не лишиться нам Царства Небесного, должны смириться. Прежде всего смириться должны в мыслях, затем смириться в делах, творить дела смиренные и, наконец молиться о том, чтобы Господь дал нам смирение.

Итак, чтобы приобрести смирение, что нам нужно запомнить? Нужно иметь смирение в мыслях и смирение в делах, а это приобретается через молитву смиренную. Но скажете вы:

— Как это иметь смирение в мыслях?

А вот как: ведь все мы слабые, хотим смириться, да забываем об этом; вот и нужно напоминать себе о смирении, напоминать о том, как мы бессильны и размышлять об этом; и прежде всего думать, как бессильны мы по телу; как выйдем мы на улицу и скажем: «Солнышко, солнышко, остановись», но солнышко не послушает нас. Скажем затем: «Облака, облака, плывите быстрее», но облака не послушают нас. Скажем: «Дождик, упади на землю», но дождь не упадет. И если человек только на несколько аршин поднимется от земли, он уже гордится. А между тем он исполняет лишь законы природы, назначенные Богом, больше ничего. Когда мы умрем, то начнем гнить, и люди за несколько сажен не подойдут к нам, ибо мы бессильны телом — прах, пепел и псы смердящие, и память о нас быстро погибнет.

Бессильны мы и по душе: хотим мы любить, хотим смириться, хотим делать, хотим и надеяться, но как-то сил не хватает, забываем мы об этом, не можем мы сделать никакого дела без Бога, ибо Апостол говорит: «Не можем мы ничего сделать без Бога и всякое довольство от Него». Без Него мы не можем приклонить душу к добру и всякое добро делаем при помощи Божией.

Прекрасные слова сказал об этом епископ Нижегородский и Арзамасский Иаков: «Всякая добродетель,— говорит он,— это заем от Бога, ибо без Него мы не можем сделать добра». Итак, без Бога мы не можем делать ничего доброго. Сознавая тело свое бессильным и смрадным и душу свою бессильною в добре, вы напомните себе о смирении — невольно смиримся в мыслях своих.

Как же нужно смириться в делах, как творить дела смиренные? А об этом говорит Василий Великий: «Творить дела смиренные, — учит он,— это значит иметь скромность, простоту во всем. Скромность в одежде, в обращении, скромность в походке; не нужно иметь величавости и говорить напыщенными надутыми фразами, не нужно иметь в словах своих гордости, а лучше просить у всех и за все прощения. Но душе трудно смириться в мыслях, делах и потому нужно молиться, чтоб Господь смирил нас, говоря: «Даруй мне, Господи, дух смирения». И если мы будем поступать так, то Господь Сам пошлет нам смирение духа. Сам успокоит нас по слову Своему: «Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим».

Поэтому будем смиряться в мыслях, будем творить дела смиренные и молиться о смирении, и тогда Господь даст покой и утешение нашим мятущимся сердцем.

Преподобный Серафим Саровский жил на земле 74 года и в течение своей жизни он очень много сделал, чтобы привлечь людей ко Христу. И особенно он призывал всех к смирению. Как вы видите, даже величавый генерал смирился! Чем же он этого достигал? А вот, возлюбленные, у него были особые подвиги. Конечно, нам кажется это очень трудно, но Серафим Саровский говорит, что если мы проявим усердие, то мы все можем выполнять волю Божию, то есть заповеди Христовы.

Он каждый день прочитывал Евангелие: сегодня он прочитает от Матфея, завтра прочитает от Марка, послезавтра прочитает от Луки и потом от Иоанна Богослова, потому что Евангелие — это жизнь, это благая весть! Выполняя монашеские обеты, он находил время ежедневно читать Евангелие.

Когда наступило время, то он, для того чтобы люди почувствовали эту великую благодать, по благословению удалился в затвор и 5 лет был в затворе. Тысячу дней и тысячу ночей стоял он на коленях и молился. Видите, какой подвиг имел!

Он также всегда старался прославлять Божию Матерь; особенно любил Знаменного распева на 1-й глас петь догматик Божией Матери «Всемирную Славу». У него икона была Божией Матери, перед которой часто становился на колени и пел этот догматик.

Он всех утешал, приветливо всех принимал, и грешников и праведников, и всем говорил:

— Христос Воскресе, радость моя!

И вот он умер. Память о нем была велика! Как он помогал в жизни, так помогал и по смерти: приходили к его останкам, просили полезное для души и тела, и все получали просимое.

В 1903 году были прославлены мощи преподобного Серафима Саровского. Среди нас, даже здесь служащих, имеются очевидцы, которые были на этих торжествах открытия мощей преподобного Серафима. Один из них был там юношей в 17 лет, сейчас ему уже 85 лет; он здесь сейчас служит — диакон Иоанн. Он поделился со мной, какие были там торжества, больше трех миллионов собралось туда народа; были там даже неверующие и очень много людей потянулись к Причастию ибо преподобный Серафим при жизни всех призывал к Жизненной Чаше, к причащению.

Представляете, около трех миллионов человек было на открытии мощей! И так торжественно проходило это великое событие. Несмотря на то, что время было не Пасха, до Пасхи еще далеко, а в этот торжественный момент, когда были обретены его мощи, пели все пасхальные песнопения. Вот какая была радость!

Преподобный Серафим при жизни всегда всем говорил: «Христос Воскресе!» и после кончины его, когда обрели его мощи, пели пасхальные песнопения.

Видите, какая великая, оказывается, любовь у Господа и Божией Матери к этому угоднику Божию! При жизни своей он имел видение Самого Господа Иисуса Христа, а Матерь Божия являлась ему явно и беседовала с ним.

Возлюбленные, преподобный Серафим дает нам пример усердия, как надо стараться читать Евангелие и как даже за такой небольшой подвиг — чтение Евангелия и бдение, Господь нам посылает с неба Свои великие милости. Даже Господь Иисус Христос являлся Серафиму Саровскому, и Матерь Божия утешала его и несколько раз исцеляла его от смертоносной болезни.

Вот и мы, если будем хотя в некоторой доле подражать в молитве, а особенно в смирении преподобному Серафиму, он и нам поможет, чтобы мы почувствовали эту великую радость — весть небесную, которую ни с чем нельзя сравнить.

Преподобный Серафим Саровский перед смертью встал на коленочки, возжег свечу (любил он возжигать свечи), с возженной свечой перед иконой Божией Матери пел догматик, молился и так на коленях он навечно уснул.

Это называется блаженная кончина!

Святая Церковь два раза в году прославляет преподобного Серафима: в январе отмечается день кончины преподобного, а сегодня, 19 июля по старому стилю, празднуется обретение его мощей.

 
схиигумен Савва
из книги: "Опыт построения истинного миросозерцания"
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст