Церковные праздники

Крещение Господне (Богоявление)


икона Крещение Господне

Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Heгo не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3, 16). Сын Божий сошел с неба и воплотился от Пресвятой Девы Марии для нас человеков,—чтобы спасти нас от греха, проклятия и смерти и ввести нас, вместо потерянного Рая земного, в Рай небесный. Иисус Христос, Сын Божий, есть надежда наша!

Для того, чтобы уготованное людям, милостией Божией, спасение было принято ими, Иисусу Христу надлежало явиться в мир, — к людям и  сказать им о Самом Себе, о Своем посольстве от Бога Отца, — надлежало поучить людей вере и доброму житию... Но Он не являлся миру до тридцати летнего Своего возраста, — потому что этим возрастом, по закону евреев, определялось право учительства, т. е. по закону Моисееву, учителем мог быть только тот; кто от роду имел тридцать лет... При том до вступления в служение роду человеческому, Иисусу Христу надлежало принять крещение; как безгрешному Ему не было нужды в крещении для Самого Себя, но Он крестился в реке Иордан для того, чтобы положить начало нашему очищению от грехов, — чтобы „освятить Собою Иорданские струи" и Своим прикосновением сообщить воде силу к очищению нашему... Крещение Его совершилось так: за шесть месяцев до явления Иисуса Христа на Иордан, Иоанн Предтеча Христов проповедовал людям о пришествии Мессии, в стране Иорданской. Иоанн говорил приходящим к нему: „покайтесь, приблизилось спасение" — и многих крестил он крещением покаяния... Но вот, между другими людьми, подошел к Иоанну и Иисус Христос из Назарета и просил у него крещения. Иоанн с детства своего знал о высокой жизни Иисуса Христа и потому говорит Ему: „мне надобно креститься у Тебя и Ты ли приходишь ко мне?" Иисус Христос сказал ему: „теперь не время говорить объэтом, нам надобно исполнить то к чему призваны". Так нужно, так установлено Богом, чтобы Я крестился от тебя: нам „надлежит исполнить всякую правду". Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа во Иордане. Пречудное было это событие!

Но вот новое знамение: когда Иисус Христос вышел из воды, отверзлись небеса и Дух Божий телесно, в виде голубя, спустился с неба на Иисуса Христа и был слышен голос Бога Отца: „Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором все Мое благоволение", т. е. ради Него, ради Этого Сына Моего Я буду любить и миловать всех; кто уверует  Него и будет послушен Его учению. Так Сам Отец Небесный, Своим словом, возвестил всем, что Иисус Христос Сын Божий, есть Тот Мессия о Котором сказано было еще Адаму: „Семя жены сотрет главу змия" — есть Тот, Которого ожидали целых 5508 лет.

Понятно теперь нам и то, почему Крещение Иисуса Христа называется Богоявлением; — потому что Бог во Святой Троице ясно открылся миру: Сын Божий, Иисус Христос крестился; Бог Отец говорил с неба, Дух Святый сходил в виде голубя. Пресвятая Троица слава Тебе!

После Своего Крещения Иисус Христос провел в пустыне сорок дней в посте и молитве, приготовляясь к проповеди: тут диавол пытался искусить Его чем либо, но был посрамлен; тем показал и нам Иисус Христос пример в Самом Себе, как нам отражать от себя злые внушения и соблазны сатаны, — как „распинать плоть свою со страстями и похотями". Потом Иисус Христос явился миру с проповедью: три года учил Он людей вере и доброму житию. Проповедь Его слушал народ охотно, и слушателей было всегда много — по 5 и более тысяч одного мужского пола, помимо жен и детей.

Праздник Богоявления Господня издревле торжественно празднуется у всех православных христиан. В этот день после Литургии с св. крестом, св. иконами, хоругвями священники, со своими прихожанами, идут на реку, где и совершается водоосвящение, с пением тропаря празднику: „во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение..." Трогательное торжество водоосвящения переносит мысль верующих к тому времени, когда Иисус Христос крестился во Иордане, поэтому и крестный ход на реку называется ходом на Иордан. Счастье велико наше, что Св. Церковь каждый год напоминает нам об Иорданском событии; во имя этого события освящаются воды и в наших речках. Крещенскою водою не даром окропляются не только люди, но и жилища наши, и огороды: это делается для того, чтобы сатана, враг несмел приблизиться к человеку и его имуществу. Сатана боится имени Христа Спасителя. А кто с верою испьет воды крещенской, у того освящаются все чувства.

На крещенской воде наглядно, отпечатлевается сила Божия: крещенская вода бережется добрыми христианами целый год и бывает всегда свежа и чиста, как будто сегодня почерпнута... Хорошо делают те христиане, которые накануне праздника Богоявления говеют до вечера, — до освящения воды и потом, пред вкушением пищи, испивают святую воду в надежде получить освящение души и тела от благодати Святого Духа.

Накануне праздника после вечерни совершается водоосвящение в самом храм. Это в воспоминание того обычая, по которому, в древнее время, в этот день Оглашенные, т. е. наученные Христовой вере — принимали Св. крещение, чтобы им на утро праздновать праздник вместе с верующими. Священнослужащие, в крещенские дни, обходят дома своих прихожан для прославления Имени Божия и окропления святою водою жилищ христианских. Это на Руси православной — обычай древний.

 
протоиерей В. Никольскиий
из книги:  «Двунадесятые праздники» 1892 г.
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст