Церковные праздники

Икона Божией Матери Казанская (память - 21 июля)


икона Казанская

В 1579-м году, в царствование царя Иоанна Васильевича Грозного, который покорил татарский город Казань, часть города была уничтожена пожаром. После пожара, 9-летней девице Матроне, дочери стрельца, во сне явилась Богоматерь и повелела объявить духовным и мирским властям, что на том месте, где сгорел дом ее отца, под землей скрыта Ее икона. Девочка рассказала своей матери, а та передала архиепископу и воеводам, но те ей не поверили. Тогда мать сама, вместе с Матроной, начали копать землю на указанном месте и девочка нашла образ, завернутый в ветхое полотно. Повидимому, во времена владычества татар, кто-то из христиан скрыл под землей это свое сокровище.

Икона была перенесена в ближайшую церковь, где совершались чудесные исцеления, а позже на том месте был построен собор и женский монастырь. Точный список с иконы был в том же году послан в Москву царю Иоанну Грозному, а в 1811-м году был перенесен в Казанский собор в Санкт-Петербурге. Икона Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге пользовалась огромным почитанием. Перед ней молился генерал Кутузов при назначении его в 1812-м году главнокомандующим. Другой список Казанской иконы был послан из Казани князю Дмитрию Пожарскому при возглавлении им народного ополчения в Смутное Время. После освобождения Москвы от поляков 22-го октября 1612 года, эта икона находилась в построенном в честь нее Казанском соборе на Красной площади в Москве.

Поучение в день иконы Божией Матери Казанской

Много всяких бед, скорбей и напастей выпадает на долю человека, однако всегда нужно помнить, что «Бог не попускает нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении дает и облегчение, так чтобы мы могли перенести» (1 Кор. 10, 13).

Если в доме случается несчастье, скажем, заболеет ребенок, никто не может за ним так ухаживать, успокоить, предупредить его желания, как родная мать. А у нас на небе есть общая всем Мать, Заступница усердная рода христианского. Бесчисленное множество раз помогала Она, Преблагая, всем, как отдельным лицам, так и целым городам и даже государствам с верой и любовью к Ней прибегающим. Особенно много таких примеров в истории нашей земли родной – Руси святой. К числу таковых относится и то событие, которое послужило основанием для нынешнего праздника.

В начале 17-го столетия на престоле русском прекратился род царей из дома Рюрика и страна осталась без хозяина. Наступило смутное время междуцарствия или по народному выражению «лихолетия». Внутри страны происходили народные волнения, грабежи, убийства; казна пустовала; порядка не было никакого. Окраинные области одна за другой отторгались от России и в довершение всего поднялся вопрос о возведении на русский престол царя иноверца – это на Руси-то святой, искони православной!...

Наши недруги – соседи поляки, пользуясь всей этой разрухой, пришли со своими войсками и почти беспрепятственно завладели сердцем России – Москвой, засели в священном Кремле.

Ах, братья мои, как верно говорят, что история повторяется. Ныне мы видим почти то же самое в пределах нашей родины, тяжко страдающей под игом безбожников...

Тогда казалось, что самому существованию государства пришел конец, но Бог судил иначе. Стоны и слезы измученных, обездоленных сынов отечества, сердечная мольба верующих, соединенная с молитвой святых угодников во главе с Царицей неба и земли – Матерью Божией, дошли до Господа. Об этом было открыто людям чудесным образом. Среди ночной тиши вдруг келья первосвятителя Московского Арсения, который томился в осажденной столице, прикованный к постели тяжкой болезнью, озарилась каким-то необычным светом, явился преп. Сергий Радонежский и сказал: «Радуйся, отче, ваши и наши молитвы услышаны: предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». И как бы в подтверждение истинности возвещенного, больной старец тут же получил исцеление от своего недуга.

Исполнителями воли Божией о спасении России были два приснопамятных мужа: Нижегородский церковный староста Кузьма Минин и князь Димитрий Пожарский. Первый из них, после своей знаменитой речи, в которой он восклицал: «Станем за святую Русь, за дом Пресвятой Богородицы (Московский Успенский собор), продадим жен и детей, но освободим отечество!» – собрал казну и поднял ополчение, а второй стал во главе этой дружины.

При весьма неблагоприятных условиях эта рать священная подошла к Москве, но не на свою силу она надеялась, а на помощь свыше, имея в рядах своих чудотворный образ Казанской Божией Матери. И как только христолюбивому воинству православному стало известно чудесным образом сообщенное Божие определение по молитвам Взбранной Воеводы, как оно смело ринулось вперед и скоро очистило Москву от поляков. Русь была спасена. Из города навстречу священной дружине вышел святитель Арсений с крестным ходом. И велика была радость народа и горяча его молитва благодарственная к Богу и Его святым угодникам, изряднее же – Матери нашей Царице Небесной. Чтобы память об этом славном событии сохранилась на вечные времена – установлено ежегодное празднование в честь иконы Казанской Божией Матери 22 октября (по старому стилю). Сама икона эта долгое время находилась в Москве, а потом была перенесена в Санкт-Петербург, гди и находилась в Казанском соборе.

Итак ясно, что в тяжкую годину лихолетья отечество наше было спасено покровом и ходатайством Заступницы усердной рода христианского. Однако нужно помнить, что Матерь Божия, равно как и святые угодники, никогда не действует против нашего желания, не насилует нашей воли. Только «умиленные душею и сокрушенные сердцем пред пречистым Ее образом со слезами молящиеся», только «благонравные и богобоящиеся рабы Ея», хотя и «обремененные грехами многими», но в покаянии изливающие душу свою могут надеяться получить от Нее «помощь и избавление от великих бед и зол». (Из тропаря и кондака Божией Матери). Иначе не помогут нам даже и святые. Аще станут Моисей и Самуил пред лицем Моим, – говорит Господь устами св. пророка Иеремии, – несть душа Моя к людем сим – израильтянам (15,1), ибо они ходили в след других богов. То же самое можно бы сказать сейчас и о нашей Руси святой, которая, так сказать, силится быть грешной...

Так или иначе, но каждый, кто сохранил в себе хотя бы искру веры, а таковых несомненно есть не мало, вспоминая историю нынешнего праздника, не должен падать духом, если и лично на долю его выпадают бедствия, страдания, огорчения и всякого рода лишения. Правда, иногда премудрость Божия в своих неисповедимых планах медлит избавить нас от этих искушений, попуская для того, чтобы сильнее выявить нашу веру, надежду и любовь к Богу. В самом деле, сколько раз народ русский, казалось, стоял на краю гибели и всегда, как только он, сознавая свою греховность, обращался к Богу, Господь его как бы из мертвых воскрешал и воскрешал со славою. А сколько бывало в жизни каждого из нас, если только мы умеем наблюдать, таких стечений обстоятельств, когда нам казалось, что все кончено, выхода нет – и вдруг буря утихала, тучки рассеивались и яркое солнышко, освещая все кругом, снова согревало нас теплом... Конечно, мы недостойны таких милостей и слаба наша вера, но мы не одиноки, нам всегда могут помочь наши святые угодники, а наипаче Владычица Преблагая, Которая, внимая нашим слезным молитвам, Сама будет ходатайствовать за нас перед престолом Сына Своего и Бога нашего, ибо много может моление Матернее ко благосердию Владыки (Богородичен 6-го часа).

Так было прежде, так несомненно будет и теперь. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе Владычице, Ты на помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь.

 
Придворный протоиерей Леонид Колчев
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст