Церковные праздники

День первоверховных апостолов Петра и Павла (память - 12 июля)


икона апостолы  Петр и Павел

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Всех вас возлюбленные о Господе братья и сестры сердечно поздравляю с великим праздником - днем памяти святых славных всехвальных и добропобедных первоверховных апостолов Петра и Павла. Именно в этот день 29 июня по церковному календарю эти два апостола отдали свои жизни за Христа Спасителя. Апостол Петр был распят на кресте вниз головой. А апостол Павел как гражданин Рима не мог быть распят, поэтому его усекли мечом.

Когда мы взираем на этих столпов веры и проповеди вечно живой евангельской истины, мы можем поражаться той глубокой, непоколебимой, твердой вере, которую имели в своих сердцах эти апостолы Христа Спасителя. Мы знаем, что они претерпели много скорбей, уничижений, гонений, притеснений за ту проповедь, которую они нести всему миру. При благоговейном взирании на их великие подвиги и труды, невольно возникает мысль: "Как не похожа наша жизнь на жизнь, которой жили эти ученики Христовы".

Казалось бы, мы живем в совершенно другое время - нас не гонят на веру Христову, не сажают в тюрьму. А можем ли мы подражать этим святым апостолам? И достойны ли мы такого подражания? Всмотримся внимательно в лики этих святых угодников Божиих. Сегодня за Божественной Литургией нашему благочестивому вниманию было предложено евангельское повествование, напомнившее нам о беседе Христа с Его учениками, которая состоялась незадолго до Его крестных страданий. Господь тогда спросил Своих учеников за кого Его принимают люди. Ученики ответили Ему, что одни принимают Его за Илию, другие за Иеремию, кто-то за Иоанна Крестителя. Тогда Христос прямо спрашивает апостолов за кого они принимают Его. Апостол Петр, тогда еще именовавшийся Симон, от лица всех учеников говорит Христу: "Ты - Христос, Сын Бога Живого". (Мф.16:16). В ответ на это Господь говорит: "блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её". (Лк.16:17-18). Если кто-то и сомневался, что Иисус есть Мессия, посланный на землю по обетованию Божию для спасения рода человеческого, то Петр не сомневался, потому что знал - Христос есть истинный Сын Божий.

Спустя некоторое время в беседе с учениками Господь поведал им, что все они оставят Его. Тот же Петр тогда сказал Христу, что если все оставят Его, но только не он. Иисус ответил: "истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня". (Мк.14:30). Так и случилось. В претории, там, где совершился первый нечестивый суд над Христом Спасителем, Петр по немощи человеческой трижды сказал, что не знает Иисуса Христа. Тут же воспел петух и Господь кротко взглянул на Своего ученика. Петр увидел этот взгляд Спасителя и горько заплакал. Заплакал потому что понял как он пал, он понял, что не хватило ему его человеческих сил. Предание Церкви свидетельствует о том, что всю последующую жизнь Петр плакал всякий раз, услышав пение петуха. Господь простил его. После Своего Воскресения Спаситель также трижды вопрошал Петра любит ли он Его. И Петр трижды засвидетельствовал, что любит Христа. И трижды Господь сказал ему: "паси овец моих". (Ин.21:16). Благодаря этой любви апостол Петр, несмотря ни на что - ни на гонения, ни на притеснения, - более никогда не отрекался от своего Божественного Учителя.

Апостол Павел до своего обращения ко Христу был гонителем христиан. Он неоднократно принимал участие в избиении учеников Христовых. Именно он сторожил одежды тех, кто побивал камнями первомученика архидиакона Стефана - об этом рассказывается в книге Деяний святых апостолов. И вот Павел, тогда еще Савл, идет в Дамаск для того, чтобы всех последователей Христа Спасителя связать и привести в Иерусалим. По дороге он услышал голос Христа: "Савл, Савл! Что ты гонишь меня?" (Деян.9:4). Павел ослеп, и произошло чудесное перерождение этого человека. Павел стал величайшим апостолом. Не случайно его именуют первоверховным, великим, славным учеником Христа Спасителя.

Апостол Павел был не только ревностным учеником Христовым и проповедником Его вечно живого слова евангельской истины, ему приходилось терпеть различные гонения и притеснения, несколько раз он попадал в кораблекрушения, был посажен в темницу, жестоко бит и истязаем. Казалось бы, Павел более других апостолов потрудился за имя Христово, и мог бы сказать о себе, что, благодаря ему, проповедь о Христе стала известна всему миру. Но он говорит о себе: "Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим.7:24). Апостол Павел еще при жизни был восхищен на третье небо: "И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать". (2 Кор.12:4). И этот человек считает себя самым грешным, самым недостойным. Как это не похоже на нас с вами.

Взирая на апостолов Петра и Павла, постараемся научиться крепости веры, крепости духа, смирению, надежде и любви. Нам необходимо постоянно помнить слова апостола Павла, с которыми он обращается к Коринфянам в своем 1-ом Послании: "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто". (1 Кор.13:2). Если мы хотим не по наименованию, но по сути своей жизни быть христианами, то и нам нужно научиться этой величайшей христианской добродетели. Не научившись любить Бога и окружающих нас людей здесь на земле, мы не сможем научиться этой добродетели там, в Жизни Будущего Века. Об этом нас учат величайшие отцы нашей Святой Христовой Православной Церкви. Будем постоянно просить Господа, Его Пречистую Матерь, святых первоверховных апостолов Петра и Павла и всех святых, чтобы и нам научиться этой величайшей спасительной добродетели.

Давайте сегодня задумаемся над тем, что, к сожалению, мы очень часто являемся предателями и отступниками нашего Господа и Спасителя. Нарушая Его Божественные заповеди, совершая грех в своей жизни - мы всякий раз предаем своего Господа. Как же мы должны поступать? Так как поступил апостол Петр: когда он отрекся от Христа, он понял как он пал, но он также осознал, что только с помощью Божией он сможет восстать. Принесем Господу такое же слезное покаяние, которое явил апостол Петр. И будем постоянно просить Бога, чтобы Он был милостив к нам и простил наши согрешения и помог нам достойно нести наше христианское призвание. Стяжав в своем сердце добродетели смирения и кротости, будем прилагать все усилия, чтобы стяжать добродетель любви. Любви не поддельной, не ложной, а любви истинной и совершенной.

У апостола Павла есть много замечательных назиданий, но мне хотелось бы обратить внимание на одно из них: "Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды" (1 Кор.16:13). Дай Бог, чтобы мы, услышав этот апостольский призыв, действительно не спали, а бодрствовали в этой жизни, твердо стояли в вере, которую мы унаследовали от наших отцов и дедов, были мужественны и тверды в нашем уповании. Аминь.

 
Протоиерей Валерий Захаров
источник:  Никольский Благовест N 13 (629), 8 июля 2012 г.
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст