Церковные праздники

День Святого Духа

патриарх Кириллисточник фото: patriarchia.ru

Во второй день после Пятидесятницы мы особенным образом прославляем Духа Святаго, и это дает Церкви возможность задуматься о том, что есть Дух Святый и в чем проявляется Его действие по отношению к каждому человеку, ко всей Церкви, ко всей вселенной, ко всему космосу.

Бога не видел никто и никогда — так само слово Божие говорит о Боге (Ин. 1, 18). Но мы имеем множество откровений — и в Ветхом, и в Новом Завете — о том, что именно Бог создал мир. Человек, будучи ограничен в своих мыслительных способностях, используя для оценки окружающего его мира те мерила, что обусловлены его собственным жизненным опытом, не может ни оценить, ни понять в полной мере величие Божие. А потому люди, размышляя о Боге, представляют Его в некоем человеческом образе — в образе старца, в образе царя... Это человеческое понимание Бога, и оно Богу не противно, ведь Бог Сам определил пределы наших человеческих возможностей в том, что касается познания Его бытия.

Но если мы взираем на величие мира, на безграничное звездное небо, на дивную красоту и непостижимую умом сложность бытия, то мы косвенно понимаем величие Божие и осознаем, что Бог — абсолютный Разум и абсолютная Сила — имеет отношение ко всему, что происходит в этом мире, к каждому человеку, к человеческим сообществам, ко всему творению.

Бог есть Единый по существу, и нет в Нем никакого разделения. Но Богу было угодно явить Себя в отношении мира и человека таким образом, чтобы быть понятным людям, — а потому Он и явил Себя в образе Сына Человеческого. И Богу было также угодно, чтобы Его всемогущество и полнота Его бытия отображались на каждом человеке, на каждой микроскопической пылинке этого тварного мира силой Его энергии, Его благодати.

Мы верим в то, что Бог, являясь Единым по существу, есть Бог в Троице прославляемый — Отец, Сын и Дух Святый. Через Сына Божиего и Сына Человеческого явлена была неизреченная любовь Бога к роду человеческому, ибо Сам Бог в лице Сына Своего спас мир через Свои страдания, смерть и Воскресение. Богу было угодно, чтобы на каждую пылинку, на каждую микроскопическую частицу мира сего изливалась Его энергия Творца, без которой не может быть бытия сего мира. И это прикосновение Бога ко всему космосу, ко всему тварному миру осуществляется Его Духом — Духом Святым.

Дух действует, поддерживая бытие этого мира. Даже самые выдающиеся ученые, используя самые сложные приборы, не могут сегодня ответить на большинство вопросов, которые существуют в отношении Вселенной, — есть только вопросительные знаки. Никому еще не дано понять, почему мир существует, почему он живет и развивается. Но Божественное откровение свидетельствует о том, что Бог Своей энергией, Своей силой, Своей благодатью, Духом Своим Святым поддерживает бытие этого мира. Так было с самых первых мгновений творения, когда Дух Божий носился над водами (Быт. 1, 2), — это образ присутствия Божественной энергии в зарождающейся материи, в зарождающемся физическом мире.

Действие Божественной благодати в отношении всего мира, всего творения, всего космоса и каждого человека можно сравнить с солнечным светом или дождем. Действительно, солнечный свет падает на каждого, но один человек может укрыться от него, раскрыв зонтик или войдя в тень, а другой открывает солнцу свое лицо. Но вне зависимости от того, что делает человек, энергия солнца необходима для человеческой жизни.

Вот так и Дух Святый. Он воздействует на весь тварный мир, и без этого воздействия не может быть жизни. Под это воздействие Духа Святаго попадает каждый человек — как говорит слово Божие, дождь изливается на праведных и на грешных (см. Мф. 5, 45). Но кто-то скрывается от действия Духа Святаго, кто-то убегает в тень, кто-то раскрывает над собой зонтик — зонтик своих страстей, своих грехов, создавая непроходимую преграду для действия Божественной благодати; а кто-то вообще уходит в бункер, скрывась от этих Божественных лучей, не признавая даже самого факта их существования. И от каждого человека зависит, открывает ли он лицо свое и сердце свое и жизнь свою Божественной энергии, или прячется и бежит от нее и даже борется с ней.

В день Святой Пятидесятницы эта Божественная энергия, действием Духа Святого, особым образом излилась на святых апостолов. Они перестали быть простыми рыбаками, боящимися властей, мятущимися в страхе перед гонителями, и стали мужественными свидетелями о Христе, творившими чудеса, воскресавшими мертвых, исцелявшими больных, учившими всю вселенную и победившими ее. Эта особая благодать Духа Святаго, для которой были открыты ум и сердце апостолов, вошла в них, а через них — на всех, кто получал от них рукоположение или крестился от них. Так последовательно, принимая этот особый дар Божественной благодати, Церковь расширялась и возрастала духом. Именно в Церкви особенным образом живет Божественная благодать Духа Святаго. В Таинствах крещения и миропомазания мы приобщаемся этой благодати, и каждый раз, совершая спасительное Таинство Тела и Крови Господних, мы приобщаемся Духа Святаго, Который прощает наши грехи, испепеляет наше несовершенство, дает силы для возрастания.

Дух Святый наполняет Церковь. Через Таинства Он вводит верующих в живое соприкосновение с реальностью Воскресшего Спасителя, со всем тем, что Богочеловек сделал для рода человеческого. В Таинствах мы воспоминаем силы Святаго Духа, все то, что Господь сделал для нас, и то, что Он сделает для нас в день Страшного Суда; и через это воспоминание мы становимся соучастниками Божественной тайны спасения.

Нигде во вселенной ничего подобного не происходит и произойти не может. Вот почему Церковь наполняется особой силой, так что врата ада не одолеют ее (см. Мф. 16, 18). Вот почему Церковь — это спасительный ковчег, более, чем ковчег Ноев. Ибо тогда спасались единицы, а через этот ковчег может спасаться род человеческий; и все это происходит силой Божественной благодати, силой Духа Святаго. Вот почему в церковном календаре выделяется особый день, чтобы мы могли подумать обо всем этом, разделить друг с другом мысли о тайне спасения, приобщиться Святых Христовых Таин и прославить Бога в Троице покланяемого, Отца, Сына и Духа Святаго, что поддерживает и оживотворяет жизнь рода человеческого и всей вселенной, Духа, что спасает каждого из нас, приуготовляя ко встрече с Воскресшим Спасителем в конце истории и в день невечернего Его Царства. Аминь.

 
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
в день Святого Духа в Успенском соборе Московского Кремля
источник:  patriarchia.ru
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст