Церковные праздники

Сретение Господне (память - 15 февраля)


Сретение Господне

Сретение — встреча, встреча Симеона Богоприимца с Младенцем Христом! Встреча Ветхого и Нового Завета. ...Богородица пришла в храм на сороковой день после Рождества Спасителя, чтобы по закону Моисея принести жертву, жертву бедняков — двух горлиц. Что знаменовало это? Искупление людей. Птицы в клетке — символ человеческих душ, находившихся под властью смерти и ада. По обычаю, их отпускали тут же, в церковном дворе. В клетке птицы не могут петь. Но вот дверца открыта, и они взмывают в небесную высь. Их песня — молитва души к Богу, ликование и благодарность за свое спасение. Там, в небе, молитва человека соединяется с молитвой Ангелов и святых, сливается в один поток, несущийся к Божьему Престолу. Небо — символ рая. Небо — океан света, рай — океан Божественной любви.

Там — иное сияние, не просто озаряющее собой человеческие души, но превращающее уже их в лучи этого Небесного Света. Так кажется огненным хрусталь, переливаясь на солнце.

Еще задолго до Рождества Христова египетский царь Птолемей Филадельф велел перевести для себя Библию с еврейского на греческий язык.

В числе переводчиков был человек по имени Симеон, которому Церковь усвоила впоследствии наименование «Богоприимца». Ангелом было предречено, что он не увидит смерти, прежде нежели узрит исполнение пророчества о рождении Мессии от Девы.

Руководимый Святым Духом, Симеон Богоприимец пришел в храм в тот день и час, когда прибыло туда и Святое Семейство. Он увидел Господа, озаренного Небесным светом, Господь открыл его сердцу, что это — Мессия, пришедший спасти мир. Он взял Младенца на руки и произнес удивительные, пророческие слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром!» Эта молитва, которую Церковь помещает в конце вечерни. Вечерня знаменует собой время Ветхозаветного Завета, а утреня — Нового, по Рождестве Спасителя. Итак, оканчивался Ветхий Завет, начинался Новый.

Некоторые думают: смысл молитвы «Ныне отпущаеши...» заключается в том, что Симеон благодарит Господа за то, что заканчивается его продолжительная жизнь и скоро уже освободится он от бремени прожитых лет и от старческого своего тела. Но нет, здесь нечто иное. Он говорит от лица ветхозаветных пророков и праведников о том, что кончилось время мучительного ожидания, наступило время спасения, что он увидел Небесный Свет, увидел Господа Бога в Его храме.

Сретение — Богородичный праздник. Дева Мария, Пречистая и Пренепорочная, высшая всех святых, но полнотой ведения обладает только один Господь, и потому Богородице тайны открывались постепенно. Она знала из Священного Писания о грядущем Мессии. Знала из пророчеств, что Ему уготован тяжелый крест. Она прозревала это своими духовными очами и вспоминала беседу с Ангелом в Иерусалимском храме. Но теперь она прямо услышала обращенные к  ней слова Симеона Богоприимца: «И тебе Самой оружие пройдет душу!» И тогда Дева Мария ясно поняла, что ждет Ее Сына.

Младенец лежал у Нее на руках. Она смотрела на Его безмятежный, Детский лик, и это пророчество... оно как бы предрекало Ей, что некое страшное чудовище вырвет Его из Ее рук, и сердце Богородицы ощутило страшную боль — словно клинок пронзил его насквозь. Братия и сестры! В тропаре сегодняшнему празднику сказано:

«Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце ем правды,  Христос Бог наш...» Великая радость для нас, что мы имеем Небесную Матерь — Деву Марию, Которая никогда не отвергает обращенных к Ней молитв. Аминь!

 
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст