Церковные праздники

Рождество Христово (память - 7 января)


Рождество

О Рождестве Христа так повествуется у Евангелистов Матфея и Луки. Император Август решил провести перепись во всем государстве. Мария, обрученная престарелому Иосифу, должна была записаться в том городе, откуда происходил их царственный предок пророк Давид — в Вифлееме. Ночь застала путников в предместье. Гостиницы, которые обычно строились у дороги, были заполнены народом по случаю переписи. Путники нашли прибежище в пещере, куда пастухи загоняли скот во время непогоды. В полночь в пастушечьей пещере произошло неведомое миру событие, которое изменило и определило всю историю мира — Рождество Иисуса Христа. Иудейский народ жил надеждами на исполнение пророчеств, ожидал пришествия Мессии. О Мессии звучали проповеди в храме, о нем рассуждали иудейские старцы в синагогах, о Мессии уже малые дети спрашивали своих родителей, о времени пришествия Мессии беседовали между собой друзья. Весь иудейский народ в ожидании Мессии был похож на натянутую струну. Ожидание Спасителя было всеобщим, оно захватило языческий мир. Римские пророчицы сиквиллы указывали на Иудею. О скором пришествии Спасителя писал Вергилий. О мессианских ожиданиях народа свидетельствуют римские историки. Даже посланцы из дальнего Китая приходили в Палестину, чтобы узнать не родился ли там мудрый царь Израиля — второй Соломон.

Христос пришел на землю. Вифлеем спал глубоким сном. Двери домов были закрыты для Бога-Младенца. Мир принял своего Царя в пещере для скота. Ложем Младенцу служила положенная в ясли охапка сена.

Евангелие говорит о других двух событиях Рождества: о поклонении пастухов и волхвов. Пастухи восприняли весть о Рождестве Христа от ангелов; волхвов привела в Вифлеем звезда. Здесь два вида богопознания: первый — детская непосредственная вера. Это вера простых людей. Вера волхвов — это вера ученых и философов. Через видимый мир, через священные книги они познают Бога.

Праздник Рождества — это праздник мира. По преданию в год Рождества не было войн на земле. Господь принес мир, мир человека с Богом. Он несет мир мятущейся душе и больной совести. В рождественских песнопениях церковь повторяет, как победоносный гимн: “С нами Бог”. Бог с нами на земле, чтобы мы были с Ним в вечной радости.

 

источник: Православный календарь за 2002 год

 

Слово на Рождество

Ныне родился Христос, возсия мирови свет разума.
Бог сошел на землю, дабы земные люди вознеслись к небу.
Св. Григорий Богослов

Православная Церковь, по великой милости Господней, празднует величайший и радостный праздник – Рождество Христово!

Велика и сокровенна тайна Боговоплощения. Тихо и смирно вошел Богочеловек в наш грешный мир, но с Его пришествием этот мир навсегда переменился.

Вспомним трогательный рассказ о Рождестве Христовом и проникнемся чувством глубокого духовного значения этого величайшего события.

Перед рождеством Иисуса Христа было всеобщее ожидание Спасителя; иудеи ожидали Его пришествия на основании пророчеств.

И вот действительно настало это время. В мире водворился всеобщий мир, предсказанный пророками перед пришествием Иисуса Христа, имевшего примирить небо и землю. Немногие избранники ожидали в обетованном Мессии Спасителя; большинство же иудеев ждали великого царя-завоевателя.

В это время вышло от царя Августа повеление сделать народную перепись. В силу этого указа каждый израильтянин спешил в свой родной город, чтобы записаться в государственном списке. Чудные дела Божественного Промысла! Воля царя земного призывала Иосифа и Пресвятую Марию в Вифлеем, чтобы исполнить волю Царя Небесного!

В суровое время года и без всяких средств Иосиф и Мария шли в Вифлеем. Когда достигли города, то здесь не нашлось для них места успокоения: небольшой город был переполнен. Без ропота отошли они от жилищ человеческих и искали они пристанище в окрестностях города. Неподалеку от ворот среди каменистых скал находится пещера, в которой во время бурь и непогод пастухи со своими стадами находили себе убежище. В этой убогой пещере и поместились святые странники. Здесь в полночь Дева Мария родила Сына. Матерь Бога нашего сама спеленала Его, положила в ясли, куда кладут корм для скота. Она первая принесла Ему поклонение. С трепетом и благоговением приклонился и Иосиф пред Пречистой Матерью и Сыном Ее.

Великое чудо явил Господь миру при рождении Царя и Спасителя человечества. В минуту рождения Сына Божия отверзается небо; слава Господня осиявает землю. Сонмы ангелов нисходят с неба и в радости поют, что настал на земле мир, возвратилось благоволение Божие к человекам.

Вифлеемские пастухи первые узнали о рождении Спасителя. Ангел Божий явился перед ними и свет Господень осиял их. Ангел сказал им: "Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (Вефлееме) Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях".

Когда ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: "Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, и о чем возвестил нам Господь".

Они поспешив, пришли в пещеру и увидели там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказали о том, что видели и слышали от ангелов. Мария же сохранила в сердце все слова их. После этого пастухи возвратились к стадам своим, славя и благодаря Бога за все.

Приближаясь к воспоминаниям о великом событии христианского мира и готовясь встретить праздник – Рождество Христово, не дадим земным заботам заглушить главное в нашем сердце, дадим в нем первое место нашему Спасителю. Примем Его в свое сердце с тою любовью, которая стремится помочь и утешить жизнь наших братьев.

Среди шума житейской суеты сопровождающее обыкновенно большие праздники, будем постоянно иметь перед глазами образ Божественного Младенца, чтобы не сказать, что у нас Ему не нашлось места! Во имя Его будем творить добро, отложив земные заботы.

К достойному празднованию верующие приготовляются сорокадневным постом, известным под именем Рождественского или Филипова.

 
София Снессорова
из книги:  «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст