Церковные праздники

Рождество Христово


икона Рождество Христово

Приближается праздник христианский Рождества Христова. В этот святой день не будет, кажется, такой семьи православной, где бы не вспомнили о нем, где бы не порадовались о рождении Спасителя.

Наша радость выражается обычно в приподнятом настроении, в нарядной одежде, в убранстве и чистоте жилища, в хорошем столе, в приятной беседе с друзьями. И, несомненно, у многих будет так. Но будет в этот день святой и иное празднование. Ибо много теперь стало домов, где бедность прочно поселилась, где в этот великий праздник будут лишь мечтать о тепле, мечтать об обновке... с чужого плеча, куда, если зайдут гости, то только для того, чтобы погоревать вместе, что жизнь стала слишком тяжела, что даже праздник Божий не приносит радости.

Помыслите, други мои, об этой бедности, которой хотя мы и не видим, но которой день ото дня становится больше! Она не здесь, она за тридевять земель, за море-океаном, в тех странах, по которым прошла война, где на чужой земле осели искалеченные ею, где с каждым годом растет число престарелых, не обеспеченных никакой пенсией. Подумайте, готовясь к святкам, как нам стать пред лицом этой бедности, чтобы совесть не упрекала нас, чтобы мы не были похожи на того богача, который при своих достатках одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно, но не хотел замечать несчастного Лазаря, лежавшего у ворот его!

Откройте сердца свои для милосердия, други братия! Пожалейте тех, кого смяла неумолимая нужда и загнала в лачуги, ночлежки, убежища, богадельни. Подумайте о бесчисленных детских приютах, которые существуют лишь благодаря нашей жертвенности. Не забудьте об Афонских старцах, о Палестинских инокинях, взывающих к Богу: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь!" Мы, сытые, должны накормить их, наших голодных братьев и сестер, ибо одному Богу мы молимся, называя Его Отцом.

Ради праздника Христова вспомним слова Его: "Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей своих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя не позвали когда и не получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых; и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных" (Лук. 14:12-14).

Этим словом Христовым нанесем удар по нашей моде - тратить на себя, на детей, своих и чужих, на друзей и близких в праздник Христов много денег. В день рождения Спасителя сделаем подарок только Ему чрез братьев Его меньших, бедных и несчастных. Он пришел на землю, чтобы пожалеть нищих, увечных, хромых, слепых.

Научимся от Него этой жалости!

***

Что нового принесло на землю сошествие Сына Божия?

Если у колыбели Иоанна Крестителя слышался недоуменный вопрос: "И что будет отроча сие?" ибо все были свидетелями необычайных чудес, сопровождавших его рождение, то тем естественнее нам, христианам, спросить: "Что принесло миру Отроча младо, превечный Бог, если при рождении Его слышалось провозвестие о мире, а Сам Он потом сказал, что пришел принести не мир на землю, но разделение?"

На грешной земле если и жили до рождения Христова праведники, то они, как говорит св. апостол Петр, ежедневно мучились в праведной душе своей, видя и слыша дела беззаконные. Они, подобно доброму семени, проросшему среди плевел, жили в постоянном страхе быть подавленными нечестивцами. - "Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли"! (Евр. 11:38).

Праведники были одинокими точками в безбрежном море людей, лишь устами чтущих Бога или явных беззаконников.

Но вот приходит в мир Христос Спаситель и собирает эти души, тянущиеся к Богу; эти сердца, утомленные от жизни среди людей неистово развратных, и привлекает к Себе. Проходит меч Христов по людям и разделяет даже родных; разрушает естественную семью и создает иную, духовную: создает христианскую общину с неповторимыми свойствами, о которой засвидетельствовал апостол Лука: "У множества уверовавших, - пишет он в книге деяний апостольских, - было одно сердце и одна душа, и все были вместе, и имели все общее, и каждый день принимали пищу в веселии и простоте сердца, находясь в любви у всего народа".

Разобщенные и разрозненные до того, они любовью ко Христу были собраны воедино и стали Церковью Христовой, к которой каждый день Господь прилагал все новых и новых членов, прилагал по тысячам, пока, наконец, св. Церковь не распространилась даже до последних земли.

Создать Церковь Свою, собрать в нее всех, кого нечестивый мир не любит и гонит, раскрыть сердца людей для взаимной любви, как бы дать им одно сердце и одну душу, заронить в душу человека желание жизни вечной, надежду на вечную радость в царстве Отца небесного, - вот для чего родился Христос в Вифлеемской пещере! Вот что нового принес Он с Собою на землю!

И первохристианская Церковь подлинно была творением Божиим, как бы вылепленная руками Христовыми, со всеми совершенствами общества, не имеющего никаких других скреплений, кроме взаимной любви.

"Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью!" - писал ап. Павел первохристианам. И это было не пустым и несбыточным пожеланием, - нет, оно звало к подлинному переживанию, столь знакомому и нам по переживаниям Пасхальной ночи.

Благословенное то было время, неповторимое! Когда к нему оглянешься, - защемит сердце тоской. Почему теперь у каждого своя радость или свое горе, и нет сердечного общения между учениками Христовыми? Почему, даже собираясь в храме Божием, мы не смотрим друг на друга с любовью? Почему вокруг Церкви ходят тысячи и не видят нужды в Ней?

О если бы мы хоть в эти дни праздника Христова умилились сердцем и почувствовали, что мы - родные друг другу, братья во Христе, что мы - одна семья, что подлинно для того и возлег Сын Божий в яслях, чтобы нас собрать воедино вокруг Себя!

И если бы святые переживания, которыми бывает полна наша душа в праздники Господни, мы берегли бы, хранили бы, как драгоценность, и жили ими постоянно, то и мы были бы похожи на первохристиан, у которых была одна душа и одно сердце.

***

В сутолоке повседневной жизни, в погоне за куском насущного хлеба, в стараниях отвоевать себе лучшее, более обеспеченное место современный человек черствеет и даже в кругу своей семьи, среди своих братьев и сестер, он часто живет не сердечными расположениями, а холодным расчетом. Человек забывает и часто даже не знает, что лучшим утешением для него является не изобилие благ земных, а уменье с любовью отнестись к ближнему, утешить огорченного, поскорбеть с плачущим.

И если бы не было у нас Евангелия, с его до глубины души проникающим призывом: "дети, любите друг друга!" если бы Церковь не собирала нас к себе в такие праздники, как сегодня, когда при виде Божественного Младенца сердце тает от нежности к Нему - Спасителю нашему, - то мы и не знали бы, какую силу любви к Богу и ближнему вложил в наши души Господь. Мы сами никогда бы и не догадались, что можно черпать радость в своем сердце, а не где-то вне его!

Но вот пришел на землю Христос Господь, Солнце правды, Свет разума, и научил нас обращаться к Богу, как к отцу, доброму, милующему, жалеющему; а на ближнего смотреть с любовью, как на брата. После Рождества Христова уже нельзя думать, что на небе обитает Бог строгий, карающий детей за грехи их отцов до четвертого рода. Теперь мы - дети Божии, теперь мы не только без страха, но с доверием молимся Ему: "Отче наш, остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим." Сейчас мы живем надеждой, что всякий верующий во Христа не погибнет, но будет иметь жизнь верную.

Вот радость, принесенная нам рожденным в Вифлееме Господом!

А в отношении к ближнему, посмотрите, что совершил Христос Господь Своим пришествием на землю! Он перевернул все наши отношения: врагами человеку стали домашние его - безбожники, а те, кто были далекими, стали близкими, почти родными. Роднит и сближает нас вера в Бога. Оглянитесь вокруг себя в праздник Божий! Вера в Единого Спасителя уравняла всех: богатого и бедного, счастливого и несчастного. Бедного и несчастного даже больше осчастливила, ибо около яслей Богомладенца увидел он что-то ему близкое, почувствовал, быть может, что Христос и родился для того, чтобы его, несчастного, осчастливить, утешить и обрадовать. Аминь.

 
Протоиерей Виктор Ильенко
из книги:  «Проповеди»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст