Азы православия

Заметки о причастии


Заметки о причастии

О редком (реже раза в неделю) причащении, святые Никодим Святогорец и Макарий Коринфский говорят как о вредном обычае, который установился в этом деле. При этом они советуют человеку, жаждущему причащаться регулярно, уговаривать священника часто причащать вас, в том случае, если этот священник держится неправильного обычая и редко причащает. Известно, что самим колевадам афонцам (движению за возрождение идей святых отцов) приходилось искать тех священников, которые имели о причастии правильное разумение. Там колевады старались причащаться несколько раз в неделю, а, если получается, то и каждый день.

Мне приходилось замечать, что там, где причащаются часто, там как правило расцветает духовная жизнь. Точно так же рассуждали и сами колевады, призывая всех христиан к причащению во все воскресения и праздники, а, по возможности, и каждый день.

Известно, что с движения колевадов в мире началось возрождение духовной жизни, которое через их ученика Паисия Величковского пришло и в Российскую империю, буквально оживотворив тех, кто стремился к духовной жизни.

Как-то я разговаривал с неким человеком, который увлекался восточными религиями. Он обвинил православие в том, что оно, при всей его нравственной высоте, не учит людей, где брать силы для жизни и добра. Но, на самом деле, эти силы православные получают через церковные таинства. Каждое из таинств - это окно в небе, откуда в нашу жизнь льётся благодать. Именно она даёт силы жить так, как учил Христос. Без этого высота христианской жизни была бы невозможной. Человек бы восхищался учением Господа, но не имел бы силы его исполнить. Прощать врагов, относится к посторонним людям как мама, - это невозможно без Его помощи. И помощь приходит в таинствах.

Уча людей молитве «Отче наш», Христос оставляет в ней прошение «хлеб наш насущный дай нам на сей день». Святые отцы видят здесь намёк на причастие. И песнопения окончания литургии говорят о том, что мы причастились сегодня, а завтра должны прийти снова. Приведу эту молитву из Литургии.

«Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси наспричаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам; соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей».

Поскольку христианство и подвижничество есть слова синонимы, то для того, чтобы освятиться и стать праведными, людям требуется постоянное участие в таинствах.

В начале такое усилие души отнимет много сил. Кураев приводил пример своего служения с патриархом Алексием Вторым. После литургии Кураев хотел только спать, а патриарх мог целый день заниматься делами и помогать людям. Ему литургия прибавляла сил, а у молодого Кураева отнимала. Почему так? Здесь дело в том, что духовные усилия, действительно, требуют от человека задействования всех внутренних резервов. Но, постепенно, по мере духовного роста, человек начинает ощущать не только прилив сил, но и весь мир видеть в свете и красоте, что было бы невозможно без частого причастия.

Помню, как я когда-то переживал несчастную влюблённость. Было так больно и плохо, что не оставалось силы жить. Тогда я три дня подряд причастился в храмах. Во время первой из трёх литургий я не мог даже следить за словами службы - боль застилала всё. Во второй раз я уже различал, о чём идёт молитва. А после третьего раза я понял, что можно жить дальше. Конечно же, через время я вообще увидел, что мне и вовсе не нужна была та девушка, потому, что мы совсем не подходили друг другу. Помочь это увидеть правильно мне помогло именно причастие, которое, кроме всего прочего, исцеляет взгляд человека на окружающий мир.

Думаю, у каждого было так, что, приходишь в храм обуреваемый некой страстью. Постоишь службу, даже ни с кем не поговорив, и, неожиданно, замечаешь, что страсть стала тише, теперь её подавляет благодать. Но она всё ещё в нас, и, для того, чтобы выкорчевать её из сердца, существуют таинства исповеди и причастия, без которых, по мысли колевадов, невозможна борьба с самим собой. А, поскольку, борьба со страстями есть каждодневная необходимость, то и участие в таинствах нам необходимо регулярное.

Как-то я видел некого бывшего алкоголика после причастия. Он кушал в церковной сторожке, а из глаз его словно лился свет. И я подумал, каким он мог бы быть, если бы причащался регулярно. Как, впрочем, и любой другой человек. Ведь избранник в православии, это не тот, кого избрал Бог, но тот, кто избрал Бога. Кто хочет жить для Него. Кто желает собою нести Его свет и согревать всякого встречного, помогая, утешая и радуя. И, конечно, быть Божьим светом в мире невозможно без постоянного причастия Источнику всего, что божественно. Причастие реально просвещает ум, приобщая человека Христову взгляду на мир и бытие.

Литургия всем своим строем очищает мысли и придаёт крепость нашим добрым намерениям. Если, допустим, до литургии мы только хотели отнестись к человеку чисто, то литургия даст нам силы поступить так. Литургия даёт пережить, что я не автономен по отношению к человечеству, но ответственен за всю радость сестёр и братьев. И мы уже не можем поступать по страстям, ведь стоящие рядом так кротко и нежно ждут искренней любви нашей. На литургии мы буквально, не метафорически, дышим Духом Святым, дышим новой жизнью, праведностью и чистотой любви.

 
Автор: Артем Перлик, г. Донецк, Украина
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст