Азы православия

Ценности человеческой жизни


Обложка книги Уроки добротолюбия

Какие самые главные ценности в человеческой жизни? Правильность ответа на этот вопрос зависит от того, верит или не верит человек в Бога, в чем он видит смысл своей жизни, на что уповает и на что надеется.

Для православных христиан, а таковыми вот уже тысячу лет являлись наши предки, вопрос предельно ясен и однозначен. Самой главной ценностью в этом мире является наша бессмертная душа и все то, что способствует ее формированию как образа Божия и развитию по подобию Божию, что дает ей вечную и счастливую жизнь в Боге.

Человек устроен так, что если он захочет и приложит соответствующие усилия, его душа может стать жилищем для Святого Духа. И человек, оставаясь самим собой, одновременно исполняется благодатью Божией, этой особой Божественной энергией. Он приобретает мысли и чувства, свойственные Самому Христу, и соответствующие благодатные силы, которые позволяют ему чудесным образом воздействовать на окружающий мир. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5, 48), - заповедал людям Иисус Христос.

А это значит, что каждый человек призван к святости, к бесконечному духовному совершенству.

Поэтому-то все, что служит этой великой задаче, Богом доставленной перед человеком, и является самой большой ценностью в человеческой жизни.

Итак, ценностями человеческой жизни являются, прежде всего, ценности духовные. К ним относятся жизнь по заповедям Божиим и по законам своей совести, искоренение своих недостатков, дурных привычек и страстей, развитие в себе добродетелей, и прежде всего смирения, терпения, любви к Богу и ближним, умения жить не ради себя и своих желаний, а ради других.

Но очень много людей в этом мире живет не по этим духовным ценностям, а по своим телесным и материальным потребностям. Люди думают не о своей душе и вечной жизни, а только о временных материальных нуждах, развлечениях и удовольствиях. Это происходит потому, что такие люди или вообще не верят в Бога, или верят неправильно, или не придают духовной жизни свойственного ей, главенствующего, значения. Во главу угла жизни таких людей поставлен поиск удовольствий и стремление избежать временных земных страданий. Для них хорошо не то, что дает им вечную жизнь в Боге, а то, что удовлетворяет их временные, сиюминутные телесные потребности и страсти.

Как говорят оптинские старцы, «жизнь нам дана для того, чтобы мы славили Бога, благотворили ближнему и достигали вечного царства». Господь хочет, чтобы каждый человек вошел в Царство Небесное, чтобы каждый человек смог спастись. Вот и получается, что смысл жизни в том, чтобы восходить к Богу в этой земной жизни, стать святым, обожиться.

Когда человек кается и изменяет свою жизнь, тогда к нему немедленно приходит божественное утешение вместе с благодатью Божией, которая изменяет его и изгоняет всю его дурную наследственность. Так было со многими людьми, которые стали святыми, хотя прежде они имели множество страстей и дурную наследственность. Старец Паисий Святогорец

 
Авторы: священник Алексий Мороз, педагог Т.А. Берсенева
Из книги: «Уроки добротолюбия»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст