Азы православия

Таинство Соборование


Соборование
источник фото: muxail-vuselki.prihod.ru

Читая повествования Евангелистов, мы не можем не обратить внимание, что большинство чудес, свершённых Господом Иисусом Христом, суть исцеления всевозможных недугов и болезней человеческих. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их... и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошёл о Нём слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. Со всех окрестностей, даже из самых отдалённых городов, люди приходили послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

Милосердный Господь щедро наделил этим Божественным даром и Своих учеников. Благовествуя Христово воскресение, они совершали в народе многие знамения и чудеса... Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Ещё до страданий Господа Его ученики помазывали больных маслом (елеем), и те исцелялись. Эти слова евангелиста Марка указывают на особое Таинство Церкви - Елеосвящение. Вот как повествует о нём святой апостол Иаков в своём послании: Болен ли кто из вас? пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему... Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.

И поныне Мать Церковь исполнена благодатных сил врачевать недуги людей, с верой приходящих ко Христу, Сыну Бога Живого.

Таинство Елеосвящения свершается соборно – всем церковным народом при возглавлении его семью священниками – в соответствии с числом апостольских и евангельских чтений, входящих в последование.

По современному русскому обычаю Великим постом в храме заблаговременно приготовляют растительное масло и вино в достаточном количестве, чтобы после их освящения седьмократно были помазаны все участники Таинства с молитвой пастырей об исцелении их недугов и прощении грехов. Руками иереев Сам Господь, всегда пребывающий в Своей Церкви, врачует души и тела человеческие Божественной силой. Он, Милосердный Самарянин, невидимо склоняется над каждым из чающих Его помощи и возливает на раны «вино и елей», просвещая умы и умягчая сердца Своей благодатью. Народ, внимая последованию, стоит в храме рядами и неспешно, с умилением и верой поёт: «Исцели ны, Боже, исцели ны, Владыко, исцели ны, Святый...». В это время священники призывают имена святых угодников Божиих и помазуют освящённым маслом (смешанным с вином) чело, глаза, уста, ноздри, сердце и руки молящихся.

Современные христиане имеют обыкновение собороваться не реже одного раза в год, чая исцеления от Небесного Врача, призвавшего грешников на покаяние; все мы страждем и духовно, и телесно, а потому нуждаемся во врачующем действии животворящей благодати Божией. Отметим, что верующие стараются заблаговременно очистить совесть от согрешений в Таинстве Исповеди, чтобы затем с миром в душе принять благодать помазания. Духовники (как правило) благословляют прихожан, принявших Елеосвящение, в ближайшее время подготовиться к причащению Святых Христовых Таин.

Как светло на душе после продолжительного священнодействия соборования! Просветлены и лица тех, кто сподобился исцеляющего помазания в надежде на небесное врачевание Человеколюбца Бога... Каждый из нас понимает, что вольные и невольные согрешения, страсти гнева, гордости, похоти суть душевные недуги, сообщающие болезни и самому телу.

Необходимо сохранять себя от суеверного отношения к Таинству врачевания благодатным елеем. Некоторые усвоили этот предрассудок от своих малоцерковных пожилых сродников, которые привыкли думать, будто елеосвящение совершается только в предсмертной болезни. Это суеверие отталкивает заражённых им от милости Господней, лишает их радости богообщения, делает чуждыми света и духовного тепла Божия храма, который является подлинной врачебницей и привлекает к себе всех, кто имеет живую и горячую веру в Иисуса Христа, Сына Божия.

Если после Соборования мы обрели по вере нашей облегчение и полное исцеление от томившего нас недуга, – прославим Господа, исполнившего наши сердечные моления! Если Богу угодно, чтобы мы благодушно претерпевали попущенную нам болезнь, не усомнимся по принятии Таинства возблагодарить Спасителя, Который таким образом очищает нас от грехов и возводит душу к нравственному совершенству!

Следует заметить, что в особых случаях, при приключившихся с христианином тяжких болезнях, когда он не имеет силы сам прийти в храм, приходской пастырь может посетить дом страждущего и совершить над ним Таинство Елеосвящения по положенному чину. Божия благодать всегда являет своё благотворное действие: иных восставляет со одра болезни, иным облегчает страдания, третьим дарует мирных исход и покров от тёмных враждебных сил при восхождении души к Престолу Божию. Непостижим Промысл Господень, и мы научены Священным Писанием всегда со смирением и доверием склонять главу под милующую десницу Господню...

Примечательно, что оставшееся после Соборования масло, смешанное с вином, пастыри благословляют верующих для ежедневного домашнего помазания во исцеление души и тела. Над елеем и вином был прочитан в ходе последования канон о болящих и страждущих, оглашены евангельские свидетельства о чудесах Христовых, совершены были иереями пространные молитвы об исцелении собравшихся людей с призыванием святых Небесных бесплотных Сил и многих угодников Божиих, которые ходатайствуют за страждущий народ пред Врачом душ и телес... Вот почему соборное масло всегда почитается великой святыней и хранится христианами дома для самостоятельного помазания с молитвой о врачевании.

По русской традиции во время соборования возжигаются семь свечей и весьма часто они поставляются в ёмкость с пшеничным зерном. В старину эти зёрнышки также служили благодатным средством помощи больным. Их благоговейно употребляли и вкушали в случаях страхований, душевных обстояний (приступов печали, уныния, огорчения и т. д.), с молитвой Господу о миновании искушения.

Нередко можно видеть, как на Соборование приходят люди, вовсе не подготовленные к участию в Таинстве. Не будем забывать, что неосужденное принятие благодати Христовой предполагает сердечную веру в Искупителя, искреннюю исповедь с раскаянием во всех согрешениях и решимость блюсти себя от смертных грехов. Легкомысленное участие в Таинстве (по недосмотру приходского пастыря) людей, небрегущих об исполнении заповедей, произвольно пребывающих в нераскаянном греховном состоянии, не только не приносит им пользы, но может послужить к осуждению. Священник, внушая благоговение к Таинству, призван удерживать прихожан от неоправданно частого соборования, равно и обличать нелепое представление иных, будто бы в помазании святым елеем прощаются все прегрешения, ведомые и неведомые, так что отпадает и самая надобность в словесном исповедовании...

Вот почему, желая привлечь наших близких, друзей и сродников к участию в этом дивном Таинстве врачевания, заблаговременно позаботимся об их духовном просвещении, поможем им подготовиться к серьёзной исповеди, введём в общение с пастырем, дабы тот преподал им своё благословение на Соборование. Будем подражать евангельскому милосердному самарянину, чтобы не упускать ни большого, ни малого в служении людям – и таким образом самим оказаться достойными милости Человеколюбца Христа. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд, – звучит в наших сердцах вечный евангельский глагол...

 
Артемий Владимиров
из книги:  «Семь слов о святых Таинствах Матери Церкви»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст