Азы православия

Суеверия и лжеучения в церкви


Яворовский Владимир
Яворовский Владимир

Современный мир полон еретических учений. Православному христианину важно знать основы своей веры, чтобы уметь противостоять этим заблуждениям. Вспомните спор свт. Григория Паламы с Варлаамом, произошедший из-за невежества последнего. В наши дни поводов для заблуждений ещё больше. Из-за недостатка знаний о вере в церковной среде с легкостью распространяются суеверия, выдуманные традиции и псевдоправила. В этой статье мы коснемся лишь немногих из них.

Почаевская Лавра – одна из любимейших православных святынь. В Русской православной Церкви всего пять монастырей удостоились титула лавры. Однако именно Почаев является центром распространения многих околоцерковных суеверий. Казалось бы, споры об ИНН и паспортах должны были давно уйти в прошлое, однако это заблуждение до сих пор тревожит умы многих православных. «А еще там много лет живет женщина очень строгой веры: у нее вместо паспорта справка», – рассказывает одна моя знакомая. Оказывается, глубина веры измеряется принятием или непринятием паспорта.

Знакомые съездили в Почаев. Привезли оттуда особую молитву, которую нужно читать перед тем, как подойти к Причастию. Предлагаю им открыть молитвослов. В конце Последования ко Святому Причащению черным по белому написано: «Приходя же причаститься, произноси мысленно эти стихи Метафраста». За ними следует еще несколько молитв. Однако читать перед Причастием эти молитвы никому не приходит в голову, зато текст, привезенный из Почаева, пользуется огромной популярностью. Его копируют (некоторые даже ламинируют!) и носят с собой. Хор спел Причастен и женщины, стоящие в первых рядах молящихся, достают почаевские листочки.  Последования, которые содержатся в молитвословах, сложились не один век назад. Откройте молитвослов вековой или двухвековой давности. Там будут те же самые молитвы, написанные отцами церкви. И никому не приходило в голову заменить их вновь составленными.

Прихожу домой к одному знакомому. Сбоку от монитора прикреплен листочек с молитвой, в которой у Бога сугубо испрашивается защита от антихриста. У многих из нас дома висят тексты молитв: Отче наш, 90 псалом, Символ веры, молитва Оптинских старцев. Но здесь многовековое церковное предание снова отставлено в сторонку. Постоянное ожидание прихода антихриста, зацикливание на этом – еще одна из распространенных в церковной ограде проблем. Может быть, стоит перестать искать антихриста и сосредоточиться на Христе, получше познакомиться с собственной верой и перестать доверчиво хвататься за каждое новое, привезенное от «старца»?

«Старцы» – предмет отдельного разговора. То, что ты не ездишь к старцам, вообще может поставить под сомнение твою веру в глазах собеседника. «А вы ездили к матушке?» – «Нет», и вот собеседник уже смотрит на меня как на пропащего человека. Старцев ищут везде: в монастырях, на приходах и даже на дому. На роль старца годится любой пожилой священник. Старцы превратились в исполнителей желаний. Поступать в институт – нужно съездить к старцу, готовимся купить квартиру – снова к нему, какой автомобиль покупать – решение примет старец. С одной стороны, отметается необходимость жить церковной жизнью – достаточно регулярно благословляться. С другой стороны, многие перекладывают на старца разрешение любых своих вопросов, забывая при этом, что одним из важнейших постулатов христианства является свободная воля. 99,9% вопросов человек способен разрешить сам или с помощью приходского священника. Ездить по каждому пустяку к старцу – значит пытаться переложить ответственность за свою жизнь на другого человека. Ничего в жизни человека не изменится, если он сам не приложит к этому усилий. «Мы ездим к старцам, потому что в отличие от приходских батюшек они живут так, как проповедуют».  Чисто по-человечески такую позицию понять можно: всем хочется видеть в своем духовном наставнике образец для подражания. А приходские священники – часто обычные люди со своими немощами, и некоторых это разочаровывает. Но достаточно неглубокого знакомства с учением Церкви, чтобы узнать, что благодать в Таинстве Священства дается вне зависимости от личных качеств священника.

Перечислять распространенные в церковной среде суеверия и псевдоправила можно еще долго. Вспомните хотя бы чтение Псалтири «за весь род» по чину, обнаруженному якобы в посмертном завещании митр. Петра Могилы. Никакого особенного чина киевский митрополит конечно не составлял. А всем, кто хочет помолиться за своих усопших сродников, достаточно поминать их при чтении Псалтири в молитве об усопших, как это всегда было принято в православной традиции.

Читайте Евангелие, творения отцов Церкви, участвуйте в Таинствах и не давайте увлечь себя в сторону!

 
Автор: Яворовский Владимир, прихожанин Свято-Духовского храма,
д. Дубровки, Московская епархия
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст