Азы православия

Пятница, 13-е


Протоиерей Александр Авдюгин
Протоиерей Александр Авдюгин

Еще в начале этого, 2016 года стал свидетелем такого разговора:

– Удачным должен год стать. Всего одна пятница с 13-м числом, да и то в месяце, когда все маются, – в мае.

И действительно – проверил дома – одна пятница, отношение к которой столь неоднозначное. Только успокоения этот факт не принес, ведь это далеко не единичный пример, когда суеверие становится духовным руководителем.

Прихожанка, сетующая на то, что «не с той ноги встала»; невеста, упорно заставляющая своего избранника съездить на мост и повесить на перила путепровода большой замок; девочка, плачущая от того, что кукушка прокуковала ей всего пять раз, – знакомые ситуации? Да повседневные!

О пустых ведрах, стуканье по дереву, тяжелом понедельнике и черной кошке вообще говорить не надобно, ибо они в общепринятом употреблении, как говорят, притча во языцех. У моего соседа по лестничной клетке тоже персональная особенность есть, к сожалению, со мной грешным связанная. Где-то он услышал, что если с утра попа встретить, то весь день насмарку, поэтому всегда ждет, горемычный, пока я в храм уйду, или раньше меня старается на работу отправиться.

Суеверие – болезнь всех времен и народов, независимо от их социального, исторического или технического уровня.

Именно болезнь, которая, к сожалению, имеет свое реальное физическое отражение. Не столь давно обратился ко мне врач-хирург с просьбой, каким-то способом помочь его другу, также медику, избавиться от предсказания гадалки-цыганки. В уже далекие 1980-е ему было данной «прорицательницей» скороговоркой указано, что «проживешь ты, милок, до 57 лет и помрешь». И вот грядет год, когда окончится отмерянное гадалкой время жизни, и врач стал разительно похож на героя сказки А.С. Пушкина, который ни спать, ни есть не может, так как «время идет, и срок уж близенько».

Казалось бы, просвещенный век, технологии будущего, наука, пытающаяся все объяснить, – и вдруг дремучее невежество. Отчего же раз за разом слышим: «не так звезды сложились» или «день несчастливый»? Почему же столь живуч этот грех, который не только «портит настроение», наносит душевную рану, но еще и откровенно гробит наше физическое здоровье? Почему утверждения и предупреждения всех монотеистических религий (христианства, ислама и иудаизма) о пагубности суеверий лишь «горох об стену», выстроенную лукавым?

Вопросы эти повсеместны и постоянны, хотя ответ элементарен и прост: отсутствие веры в Бога или ее наивное понимание.

Сегодня в любом граде и любой веси маковки храмов увидеть не сложно, но главный ветхозаветный грех – многобожие – по-прежнему живуч и силен. Это не рудимент нашего языческого прошлого, а вполне реальная сила, паразитирующая в недавнем прошлом на безбожии, а нынче на философии общества потребления. Здесь никакие гаджеты и научные достижения не помогут. Человеку, не желающему, как пел А. Галич, «выйти на поиски Бога», хочется закрепить свое благополучие, получить уверенность в дне завтрашнем иным способом – обычно более легким. Как только данное желание определяется, тут же обязательно появляется ловкий советчик, который будет прост, современен и убедителен. Он предложит ворох «простых решений», которые в сути своей имеют магическую составляющую, то есть путь, где Богу места не находится.

Добавим к этим стараниям лукавого «дельца» нашу внутреннюю, часто неосознанную и неосмысленную приверженность к непонятно откуда взявшимся «преданьям старины глубокой». Наверное, каждый слышал знаменитое «так все делают», хотя кто эти «все» и почему делают именно «так», не объясняется. Своего рода аксиома, которую не нужно истолковывать.

Суеверия имеют свойство трансформироваться, преобразовываться и приспосабливаться. За примерами далеко ходить не надо, достаточно побеседовать с теми, кто пребывает в серьезной алкогольной зависимости. Если в не столь давние времена они активно общались с племенем гоголевских потусторонних сущностей, то нынче ведут полемику и дискуссии с гуманоидами всех мастей, а также с «живыми объектами» из компьютерных и экранных страшилок.

Или иной пример: мой компьютер регулярно приводит в порядок хороший мастер, которого знаю уже много лет; и перед тем, как начинать восстанавливать эту электронную машину после моего безобразного к ней отношения, он ставит рядом с ней прозрачный кристалл-пирамидку.

– Зачем? – спрашиваю.

– От вирусов и поломок, – отвечает компьютерщик.

Так что говорить о том, что суеверны лишь малообразованные, непросвещенные и невежественные люди, не следует.

За повседневными службами, требами и проповедями к «прочитанному Евангелию» или празднику не нужно забывать, но постоянно, регулярно, ежедневно и ежечасно напоминать: любое суеверие есть отречение от Бога, а вера в любую примету – отказ от помощи Божией. Да и строчку из нашей главной молитвы «но избави нас от лукавого» почаще растолковывать.

Вот тогда и не будем считать тринадцатые пятницы.

Воистину воскресе Христос!

 
Автор: Протоиерей Александр Авдюгин
Источник: pravoslavie.ru
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст