Азы православия

Почему обязательно нужно подавать милостыню


Почему обязательно нужно подавать милостыню
Фото: rogonchanoticias.com

«Дающий милостыню выше воскресающего мертвых», – говорил святитель Иоанн Златоуст. Почему? Отвечает Сергей Комаров.

Как птица не поднимется ввысь, не имея пары крыльев, так и пост немыслим без молитвы и милостыни. Это важное правило утверждается в Нагорной проповеди. Обсуждая основные христианские добродетели, Спаситель последовательно говорит о милостыне, молитве, посте (см. Мф. 6). Тем самым Господь показывает неразрывную связь этих добродетелей, поставляя, между прочим, милостыню на первое место. Об этой добродетели и уместно будет нам поговорить в святые дни Четыредесятницы, когда тысячи христиан совершают постный подвиг и проводят многие часы в молитве.

***

Творение милостыни было широко распространено еще в ветхозаветную эпоху. В Пятикнижии благотворение нуждающемуся вменялось в прямую обязанность. Помимо строгих указаний не отказывать всякому просящему, в законе Моисея есть множество правил о том, как же именно нужно благотворить. Например: «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это» (Лев. 23:22); «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею» (Исх. 23:10–11). Также Закон Божий разрешал входить в чужой сад и на чужое поле, чтобы поесть от плодов земли (см. Втор. 23:24–25). Десятина, собранная за каждый третий год, отдавалась левиту, пришельцу, сироте и вдове (см. Втор. 14:28). Было строго запрещено ростовщичество (по крайней мере в отношении иноплеменников). В каждый юбилейный (50-й) год все бедняки, рабы и наемники освобождались. Помимо этого, ко времени жизни Иисуса Христа у евреев существовала практика ежедневного сбора продуктов для бедных («тамху» – в пер. «милостыня для тарелки»). Также осуществлялся еженедельный сбор пожертвований – «куппа», т. е. «пожертвования в ящик». Более того, в храме Божием находилась комната, в которую складывались дары для семей, стеснявшихся брать милостыню при людях.

В Новом Завете милостыня не только поощряется, но и получает качество уже не внешней праведности, но духовной добродетели. В Нагорной проповеди Христос говорит, что милостыня должна твориться с правильными мыслями и чувствами. Оказывается, в Новом Завете уже далеко не всякая милостыня угодна Господу! Например, Спаситель приказывает не трубить перед собой – т. е. сохранить в тайне все свои добрые поступки. Также говорит, что левая рука не должна знать, что делает правая. Другими словами, после совершения доброго дела нужно напрочь забыть о нем. Воздаяние же за милостыню будет от Отца Небесного, а не от людей: «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:4).

В новозаветной Церкви обычай помощи бедным был благословлен Самим Христом – апостолы имели ящик для пожертвований, часть которых они выделяли нищим. Впоследствии традиция помощи нуждающимся прочно закрепилась в Церкви. В Посланиях апостола Павла неоднократно звучит просьба о денежной помощи бедной Иерусалимской общине. Еще чаще, чем в Ветхом Завете, на страницах Нового Завета встречаются призывы «помнить нищих», что и делала Церковь на протяжении всей своей истории.

***

Если посмотреть жития святых, мы увидим, что они все без исключения были нестяжателями  – раздавали имущество и следовали за Христом. Среди них особенно выделяется один святой, которого вполне можно назвать «певцом милостыни». Это святитель Иоанн Златоуст. Архиепископ Константинопольский отличался удивительной любовью к милостыне. В его творениях встречаются поразительные мысли об этой добродетели.

Например, святой  Иоанн замечает, что подаяние милостыни уподобляет нас Богу (1). Действительно, Сам Сын Божий сравнивал сострадательного человека с Богом Отцом: «Итак, будьте милосерды, – говорил Христос, – как и Отец Ваш  милосерд» (Лк. 6:36). Данную мысль можно немного продолжить. Славянское слово Бог происходит от санскритского «Бхага», что значит богатый. Бог богат любовью и милостью – и всякий человек, умеющий дарить любовь и милость другим, уподобляется Господу в Его главнейших свойствах.

Златоуст называет подающего милостыню «священником Христа». Как священник подает ближнему хлеб и вино, претворенные в Тело и Кровь Господни, так и милостивый мирянин, подающий хотя бы чашу холодной воды нищему, становится священником Христа, ибо делается питателем людей. Удивительная мысль, правда?

«Дающий милостыню выше воскресающего мертвых», – говорил Златоуст. Почему? Потому что «напитать алчущего Христа гораздо важнее, чем именем Иисусовым воскрешать мертвых», – писал святитель. «Там ты благодетельствуешь Христу, а здесь Он тебе».

Хочешь ни от кого, кроме Бога, не зависеть, спрашивает Златоуст. И отвечает: тогда проси себе у Бога нищеты. «Будучи нищим, если у кого и попросишь, то только хлеба или одежды». И тогда будешь как птичка Божия – свободно витать в небесах...

Представляете, какой совет дает Вселенский учитель? «Проси у Бога нищеты…» Эта мысль страшна своей высотой.

Приведем еще несколько размышлений Златоуста. Вот мы, братья и сестры, часто колеблемся: дать или не дать милостыню? Действительно, не всякому человеку сегодня можно верить. А Златоуст буквально обрушивался на тех, кто не желал давать милостыню из-за притворства нищих. «Если он и притворяется, – говорит святитель, – то из-за твоего жестокосердия и бесчеловечности… Не будь судьей, а будь подателем милостыни. Она потому и называется милостыней, потому что мы подаем ее недостойным».

«Что выше – девство или милостыня», – спрашивает Иоанн. «Велико девство, ибо человек борется со своей собственной природой. Но милостыня выше – ибо пять юродивых дев, имея девство, не спаслись без милостыни». (Златоуст под елеем в этой притче понимал именно милостыню).

«Тебе нечем подавать?» – вновь задает вопрос святой. Ты можешь спастись и чашей холодной воды, поданной жаждущему, ибо Господь ценит намерения, а не размер подаваемого. Достаточно вспомнить две лепты вдовы или слова Христовы: «Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф.10:42). Посмотри, говорит Златоуст, тебе даже дров не нужно будет тратить, чтоб подогреть воду – достаточно и холодной.

Каждая из приведенных цитат и мыслей дышит поразительной жалостью ко всякому страдающему и великой любовью ко всем людям. Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас!

***
Хочется, чтобы свидетельства Писания и проникновенные слова Вселенского учителя расположили сердца наши почувствовать и признать достоинство любимой Господом и святыми Его добродетели – добродетели милостыни. Любовь к милостыне, несомненно, откроет нам дверь в Царство Небесное, где нет ни одного жадного и скупого. Библия и Златоуст  – для православного человека этих двух авторитетов вполне достаточно, чтоб не сомневаться в истинности данной мысли.

 
Автор: Сергей Комаров
Источник: Православная жизнь
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст