Азы православия

Об экономическом кризисе


протоиерей  Сергий  Николаев
Протоиерей Сергий Николаев

Объявился мировой кризис, и народ заметно приуныл. Кто из-за разрушенных планов, кто от газетных и теленовостей, а кто от общего настроения. Еще бы! Только собрался прикупить дачку или машину, а может, просто сделать ремонт, сменить холодильник...

А здесь: «Тук-тук, здравствуйте, это я, экономический кризис!» И жизнь сразу сделалась скучной. Ну что это за жизнь со старой машиной! Оно, конечно, — как бы и не главного лишились, все вроде живы пока, но все-таки обидно. Мы рассчитывали пожить иначе. Зачем он пришел? Кому это нужно?

Кризисы, как и войны, безусловно, имеют свою экономическую и политическую подоплеку, но попускает Господь столь масштабные народные бедствия не ради политики и экономики, а для врачевания общественных болезней. Вроде горького, но необходимого лекарства. Ведь всякое бедствие, даже война, имеет не только страдательную, но и очищающую, и отрезвляющую составляющую. Нынешняя общественная болезнь — это настроенность на личное благополучие в этом мире.

Личное благополучие и успешность сделались для многих целью жизни. Причем «личные» они настолько, что многие избегают даже семейных союзов. Чтобы не делиться «своим». А уж Богу, если о Нем помнят, отведено второе, а то и третье место.

Люди стали особенно корыстолюбивы. С каждого своего действия хотят получать материальную выгоду, или по-старому — корысть. Получать со всего, с чего можно и с чего нельзя. Рабочие и служебные места занимаются исключительно ради корысти, независимо от способностей, призвания и моральных принципов. Так же выбираются образование и род деятельности. Поменьше вложить и побольше получить — таков жизненный идеал нашего времени. Есть Евангельская притча о безумном богаче. Некий богатый человек собрал хороший урожай, который даже не вмещался в его житницы, и тогда он сказал: Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись (Лк. 12, 18-19). Вот, ведь и богат был, не нуждался человек, а не было ему полного счастья. Только тогда он ощутил себя счастливым, когда обильный урожай дал ему возможность беззаботно есть, пить и веселиться. А разве среди нас мало таких, для кого беззаботно есть, пить и веселиться — предел мечтаний? «Безумным» называет Господь такое устроение. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12, 20—21). Богатство, прибыль, обеспеченная жизнь сами по себе не грех, если они не являются единственной нашей целью. Но если мы ищем и добиваемся их лишь для того, чтобы беззаботно есть, пить и веселиться — это безумие. Бессмертная человеческая душа не может насытиться временными благами. Это видно хотя бы из того, что люди не останавливаются в стяжании богатства. Имея гораздо более чем необходимо для жизни, они стремятся иметь еще более, в тысячи раз более того, чем они смогли бы воспользоваться. А душа, которую «накормили» миллиардом, так же «голодна», как и та, которую «накормили» пятью тысячами. Земные сокровища — не ее пища. Ибо жизнь человека не зависит от его имения (Лк. 12, 15).

Мы стали слишком многого желать для себя в этом мире и слишком мало богатеем в Бога. То есть, услаждая и украшая свою жизнь (а возможности для этого сегодня колоссальные), мало заботимся о душе.

Митрополит Московский Платон учил различать «корысть» и «пользу»: «Под именем корысти разумеется приращение к богатству; а польза все то заключает, что каким-либо образом служит к совершенству нашему». Если бы мы, приступая ко всякому делу, испытывали его не на материальную выгоду, вернее, не только на нее, но и на пользу, и, при этом, всякое дело, не приносящее пользу душе, считали истинно бесполезным и отвергали, то, глядишь, обошлось бы и без кризиса.

Однажды к старцу пришел юноша и с великой радостью сообщил ему, что успешно сдал экзамены и может приступить к изучению правоведения. Старец ответил ему вопросом:

— А потом?

— Потом я стану усердно заниматься, чтобы получить ученую степень, — сказал юноша.

— А потом?

— Потом я выступлю в суде и постараюсь приобрести имя как адвокат.

— А потом?

— Потом я женюсь и сделаюсь счастливым отцом семейства.

— А потом?

— Потом я стану вести приятную жизнь среди богатства и почестей.

— А потом?

— Потом... потом, — промолвил, запинаясь, юноша, — я состарюсь и умру.

— А потом? — еще раз спросил старец.

На этот раз юноша промолчал, потому что, наконец, понял...

В жизни все должно быть целесообразно. А единственная наша цель — в Боге. Только приближаясь к Богу, человек обретает счастье. Все остальное в этой жизни можно рассматривать лишь как средство. Да, средство. И образование, и морская прогулка, и должность, и семейная жизнь — все может приблизить нас к Богу, если совершается с мыслью о Боге, по Божиим законам и с благодарностью к Богу.

А когда мы забываем Бога, то приходит кризис или другое бедствие и сообщает нам о том, что хоть мы Бога и забыли, а Он о нас помнит. И не дает окончательно пропасть.

Святые отцы учат, что постоянно отрадная жизнь приводит к неотрадным последствиям. Ведь человеческую душу формируют не покой и благополучие, а лишения и страдания. Кстати, мы все получаем их в своей жизни с избытком даже и безо всякого кризиса и как-то справляемся с ними. Беспечное существование расслабляет дух в человеке. Не будем также забывать, как учит нас архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской), что для христианина и «мирное время есть тоже время борьбы» с грехом. Потому наша земная Церковь и носит название Церкви воинствующей, где все мы — воины Христовы. Может быть, кризис, отняв у нас некоторые выгоды и излишние удовольствия, вернет нас на тропу войны с грехом? Может, он умерит наши материальные аппетиты? Научит нас, что лучше уповать па Господа, чем надеяться на человека (Пс. 117, 9).

Ведь, как говорит народный опыт, «Не конь везет, а Бог несет». Не стоит отчаиваться. Все мы, и имеющие, и не имеющие достаток, не лишены возможности спасения. Никакие кризисы не отнимут у нас этой возможности, если мы живем по-Божии. «Любящим Бога... все, даже кажущееся неприятным и прискорбным, содействует ко благу», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Неприятности и скорби необходимы всем, даже любящим Бога, но переживание их смягчено той пользой, которую они приносят душе. И еще несколько слов святителя в утешение тем, кто особо страшится будущего:

«Хотя бы восстала на нас вся вселенная, восстание это премудрость Божия обратит в наше спасение и славу». Господь не оставит нас ни в каких обстоятельствах, как и обещал Своим ученикам: Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 20).

 
Автор: протоиерей  Сергий  Николаев
Из книг: «На все воля Божия»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст