Азы православия
фотоавтор фото: Jarek Charkiewicz
источник фото: orthphoto.net

О святой воде

«Что для нас теперь вода? – спрашивает в проповеди, посвященной празднику Крещения Господня, священник Александр Шмеман. – Одно из необходимых удобств жизни, доступное, механизированное, дешевое. Открыли кран, и вот она бежит... Но для того, чтобы понять, почему тысячелетиями именно вода была одним из главных религиозных символов, нужно восстановить в себе утраченное нам почти без остатка чувство космоса. Ибо вода для древнего человека была ни чем иным, как символом самой жизни и мира – как жизни... И действительно: вода есть условие жизни. Можно долго не есть, но без воды человек умирает,  следовательно, он есть существо жаждущее. Без воды невозможна чистота –  следовательно, она есть символ чистоты и очищения. Жизнь, чистота, но также и красота, сила и мощь водной стихии, отражающий в себе, как бы впитывающей в себя бездонную синеву неба. Вот то ощущение, или переживание, воды, что поставило ее в центр религиозных представлений человека».

Вода одни из элементов мироздания, как об этом повествуется в Святой Библии. О первом дне творения сказано в Писании: Земля же была безвидна и пуста, и Дух Божий носился над водой. Во второй день творения сказал Господь: Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды (Быт. 1: 6). И в третий день изрек Творческий Глагол: Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша... И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо (Быт. 1: 9-10). Раскроем эту первую из многих книг, входящих в Библию. В ней говорится: были времена, когда все на Земле было и чисто, и свято. Все оживотворялось Духом Святым, Который носился над водой и над землей. Все земные стихии были на пользу человеку, поддерживали жизнь, сохраняли от разрушения его тело.

Человечество и в давние времена не было лишено святой воды. Источник, который забил из скалы по велению Моисея, струил святую воду. А река Иордан прославилась на весь Мир тем, что Сам Господь погрузился в нее, освятив тем самым водную стихию и сделав ее источником освящения. Сам Бог в образе человека вошел в эту воду, соединил Себя не только с человеком, но и со всей материей, всю ее сделал светлой и светоносной, направленной к жизни и к радости. Необходимая нам в повседневной жизни вода имеет и высшее значение, ей бывает свойственна особая целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. Современник пророка Елисея Нееман окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился (4 Цар. 5: 14). В Евангелии от Иоанна говорится о купальне у Овечьих ворот, куда ангел Господень по временам сходил... и возмущал воду; кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (Ин. 5: 4). Умывшись в купальне Силоам (что означает посланный), по слову Христа Спасителя, прозрел слепорожденный (Ин. 9: 1-7).

В новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом  Христос Спаситель говорит: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3: 5). Сам Христос в начале Своего служения принял крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. Это евангельское событие ежегодно вспоминается Церковью 19 января в праздник святого Богоявления, Крещения Господня. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «струи освятил еси иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш...».

Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3: 13-17; Мк. 1: 9-11; Лк. 3: 21-22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, а Дух Святой сошел на Сына в виде Голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить седящих во тме и сени смертней (Мф. 4: 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа, и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: Елицы во Христа креститеся, во Христа обекостеся (Гал. 3: 27). («Из настольной книги священнослужителя»).

Великим именуется и освящение воды, что происходит в таинстве крещения, совершаемом над каждым христианином. В молитве на освящение воды в чине крещения говорится: «Ты, Владыко всех», то есть Господь Бог, «покажи воду сию», - «воду избавления, воду освящения, очищение плоти и духа, ослабу уз, оставление прегрешений, просвещение душ, баню пакибытия, обновление духа, сыноположения дарование, одеяние нетления, источник жизни». Обыкновенная вода в таинстве крещения преобразуется в великую святыню, которая омывает нас как баня «пакибытия», что значит будущего века, баня райского блаженства, спасения, вечной жизни. Она нам возвращает «сыноположения дарования», то есть восстановленный грехопадением образ, и даже больший чем прежде, ибо теперь этот поврежденный образ возвращается нам посредством подвига Самого Христа Сына Божия. «Вода имеет в себе очистительное свойство, - говорит святитель Григорий Палама. – В нее погружается, ради нас, крещаемый Врач душ и Отец духов, взимающий грех мира Христос... вместе с Собою Он внедрил в воду благодать Пресвятаго Духа, которую привлек свыше, чтобы для крещаемых затем в Него, погружаемых в воду, в ней находился Сам Он и Дух Его, сообщающий Себя им неизреченно и просвящающей разумные существа благодатью».

Освящение воды в таинстве крещения и в праздник Богоявления называется великим, пишет автор «Новой Скрижали», а  малое в наших православных храмах совершается обычно в начале каждого месяца. Великое освящение воды установлено апостолами, равно как и малое, которое тоже восходит к апостольским временам. О епископе Рима Александре (+ 132 г.) говорится,  что он установил «древнее обыкновение освящения воды в Церкви... сказав, что этою водою расторгаются сети чародейства и прогоняются демоны». Первоначальное установление освящать воду св. Климент приписывает собственно апостолу Матфею: «о воде сей и елее я, Матфей, повелеваю, да благословит, то есть да освятит, епископ воду и елей, а если епископ находится в отсутствии, да благословит пресвитер вместе с диаконом».

Кроме крещенской воды, православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах. Молебны такого рода совершаются как в храмах, так и в домах самих прихожан. Молебен – это особое богослужение, когда просят Господа, Матерь Божию и святых о ниспослании милости или благодарят Бога за помощь.

На молебнах в церкви происходит обычно чин малого освящения воды, по просьбам и нуждам верующих: при благословении различных предметов, для исцеления больного, о путешествующих, о воинах и т.д. Священник Павел Флоренский говорит: «Обратите внимание, что в чинопоследованиях водосвятия – великого, и малого, и крещального – освящение слагается из двух различных действий: из очищения воды от нечистоты, греховности, скверны и темных сил и из облагодатствования ее, то есть сообщения ей духовных энергий». Освященная вода, писал святитель Димитрий Херсонский, «имеет силы к освящению душ и тел всех пользующихся ею». Она, «приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни».

Для водосвятия предназначен особый сосуд – кандия, большая чаша на низкой подставке с круглым основанием. Основание есть символ земной Церкви; сама круглая чаша, в которую наливают воду, знаменует собой Церковь небесную, а вместе – символ Богоматери, родившей Богочеловека Иисуса Христа. Теми же основными признаками обладает и купель для крещения, отличаясь большими размерами и длинной подставкой. Посреди церкви ставится покрытый стол, на него – чаша с водой; кладутся крест и св. Евангелие. Перед чашей зажигаются свечи. Читаются псалмы, тропари и ектения. Потом крестообразно кадят воду. После псалма «Помилуй мя, Боже», тропарей и ектении совершается каждение храма и дома. По окончании читается Евангелие и произносится ектения: «Миром Господу помолимся», в которой просят об освящении воды, и одновременно идет каждение воды. Закончив эту молитву, священник берет крест распятием к себе и нижней частью его совершает крестообразное движение по поверхности воды, потом погружает крест в воду и сопровождает эти действия пением тропарей: «Спаси, Господи, люди Твоя...» (трижды) и «Твоих даров...» Потом целует крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь. Прихожане прикладываются ко кресту, и священнослужитель кропит каждого. Освященную воду уносят по домам те, кто заказывал молебен.

С именем многих русских святых связано изведение святых источников, к которым шли люди как к большой святыне. Описывая время преподобного Сергия Радонежского, замечательный русский историк В.О. Ключевский говорит: «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились с другими. Никто тогда не считал гостей пустынника и тех, кого они делали причастниками приносимой ими благодатной росы».

В «Житии и чудесах преподобного Сергия» приводится немало примеров исцелений, связанных с водой из святого источника. Есть и история обретения святого источника в XVII веке: «Прежние начальники, и мы тоже, не раз думали об устройстве колодца, и в разное время, не один год, но много раз, посылали старцев и слуг в дальние города – в Тотьму и в Устюг, и денег с ними посылали, чтобы они нашли знающих мастеров, искусных в своем деле, пытаясь устроить такое дело человеческими руками. Приготовив необходимый лес и железные снасти для устройства колодца, мы надеялись найти воду в глубине земли, но посланные нами ничего не добились, и поиски их и долгий путь были тщетны. Ибо Промыслитель, Спас наш Господь Иисус Христос, по молитвам Пречистой Своей Матери и преподобного отца нашего Сергия, всегда знающий желания людей, не попустил, чтобы такое дело было сотворено руками человеческими, но излиял свыше Свою благодать – даровал воду не только для нужд телесных, но и душам нашим на просвещение и недугам нашим во спасение, и не на простом месте, но внутри обители, под стеною храма Пречистой Богородицы, честного Ее Успения, у паперти.

А обрели воду так. В то время мы ждали из Тотьмы или с Устюга вестей от соборного старца Ионы, который, как уже говорилось, был послан, чтобы призвать мастеров колодезного дела, и все необходимое был приготовлено. И вот, Божиим мановением, у церкви Пресвятой Богородицы, с западной стены, у паперти, немного оползли кирпичи. Мы решили починить стену, но когда мастера начали разбирать кирпичи и кирками расчищать место, внезапно явно для всех пробился источник воды, чистой, как зеркало, и словно силою Божией отделяющей от себя всякую грязь: сколько ни копали и ни мутили воду, она опять становилась чистой, как стекло. Множество людей сошлись в то время и внимательно смотрели на это, как на некое удивительное зрелище; одни благодарили Бога, и Пречистую Богородицу, и преподобного Сергия, другие же – нет, но даже говорили хульные слова.  И уже на следующий день явилось доказательство Божией благодати.

Один инок, по имени Пафнутий, по прозвищу Озорной, страдавший весьма сильной глазной болезнью, рано утром пришел от заутрени, лег на своей постели и стонал и охал от зуда, ибо уже много лет он был одержим своей болезнью: одним глазом видел он немного, а вторым не видел совсем. Наконец, он задремал  и вот видит Пречистую Богородицу, говорящую ему, как наяву: «Чем ты болен?» Он отвечал: «Глаза, Госпожа моя, болят у меня». И Святая Богородица сказала ему: «Пойди умойся из нового колодца, который Господь даровал вам вчера». Он же, словно безумный, ответил: «Не смею, Госпожа моя, умыться; ведь многие говорят, что вода мутная и ни на что не годится». И опять, во второй раз, явилась ему Святая Богородица и сказала: «Пойди и умойся, ибо вода чистая, и исцелишься». Проснувшись, он пошел и умылся той водою и прозрел: словно чешуя спала с его правого глаза. И, придя в то утро к архимандриту и к нам, Пафнутий рассказал о случившемся, и утверждал, что уже много лет он не видел ничего вблизи себя. «Теперь же, - говорил он, - когда я от радости поднялся на крепостную стену, то видел далеко в поле».

И еще в тот же день, по прошествии примерно двух часов, пришли ко мне, Симону (а я в то время еще был казначеем), слуги, Иван, по прозванию Мешков, да Емельян Тимофеев, и рассказали мне, что видели они слугу по имени Первой Лопухин, больного, плачущего и охающего и просящего их, чтобы отвели его к новоявленному колодцу и покропили той святой водою. «Вчера я, - говорил он, - вместе с другими пил ту святую воду и похулил ее, в неверии своем, полагая, что инок тот не с ее помощью исцелился от глазной болезни; все это я посчитал ложью и произнес много неподобающих слов». Друзья едва довели его. «Словно мороз вошел в сердце мое», - говорил он и совершенно обессилел. И когда они еще говорили, пришедшие сообщили, что этот слуга испустил дух свой.

В том же году окольничий Государя Царя и Великого Князя всея Руси Алексея Михайловича Михайло Алексеевич Ртищев поведал нам следующую историю о чуде преподобного Сергия. «Когда я, - рассказал он, - шел с Царем и Великим князем вся Руси Алексеем Михайловичем в поход в город, называемый Углич, я просто изнемогал от внутренней болезни, потому что внутренности мои вышли из живота лоном, и болезнь эта тянулась два года. В болезни я призывал на помощь дивного в чудесах преподобного чудотворца Сергия, прося себе облегчения, и однажды покропил все больные места водой из новоявленного колодца из Сергиевой обители, что у церкви Пречистой Богородицы, в стене. В тех местах, где я покропил, боли с того часа облегчились, но святая вода кончилась, некоторые больные места покропить было нечем, и места эти очень болели, так что я сильно страдал. Когда же посланные привезли мне еще воды и я покропил те места, то совершенно исцелился, по молитвам Пречистой Богородицы и преподобного чудотворца Сергия, и живот мой и лоно перестали болеть и были хотя и в старом человеке, но как при рождении»».

Подобное осознание значимости святой воды как великой святыни и благоговейное отношение к святой воде было характерно в Древней Руси для каждого христианина. Об этом мы узнаём из книги «Домострой», написанной современником святителя Макария священником Благовещенского собора – Сильвестром. Он пишет: «Если Бог пошлет на него болезнь или какое страдание – врачеваться ему Божьею милостью, да слезами, да молитвою, да постом, да милостынею, да искренним покаянием... И отцов духовных подвигнуть на моление Богу: петь молитвы, воду святить с честных крестов и со святых мощей...»

В жизнеописании прп. Кирилла Белоезерского приводятся чудеса исцеления святой крещенской водой: «Раз принесли на праздник Богоявления в обитель расслабленного; преподобный приказал погрузить его во время великого освящения в прорубь, и тот исцелился. Привели к нему слепую женщину. Помазав ей глаза святою водою, преподобный спрашивал: «Что ты видишь?» - «Книгу, которую ты держишь... озеро... людей ходящих», - отвечала женщина, и так постепенно возвращалось к ней зрение, пока она совершенно не прозрела. Исцелил прп. Кирилл и слепую княгиню Карголомскую, и некоего боярина Романа, также слепца, заочно явившись ему в тонком сне, и владельца соседнего села, Афанасия, от неизвестной болезни, окропив его святой водой».

Церковь молится о водных источниках, потому что без воды нет жизни. «Какой дар столь необходим нам, как вода? – говорит священномученик Ипполит Римский. – Водою все омывается, и питается, и очищается, и орошается... Без воды ничего из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что, когда прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об  этом свидетельствует и сам пророк, взывая: Хвалите Его небеса небес и воды, которые превыше небес (Пс. 148: 4). Копание колодца начинается особой молитвой священника: «Даруй нам воду на сем месте, сладкую же и вкусну, довольну убо к потребе, не вредительную же убо ко приятию...» Потом, по прочтении ее, священнослужитель первым начинает рыть колодец. Над колодцем, готовым к работе, священник читает другую молитву: «Зиждителю вод и Соделателю всех... Ты Сам освяти воду сию: посли на ню святую Твою силу на всякую сопротивную деталь, и даждь все приемлющим от нее, пития ради, или умовения ради, здравие души и тела, на изменение всякия страсти и всякого недуга: яко да будет исцеление воды и покоя всем прикасающимся к ней и приемлющим ю...» После этого обычная колодезная вода становится «водой исцеления и покоя», питье ее, омовение в ней приносят множество исцелений и чудес.

Церковь всегда совершала освящение вод источников, рек и озер. Эта вода неизбежно попадает в водохранилища, а их них – в водопроводы и жилища. Можно утверждать, что в мире нет ни одной струи воды, ни одной капли, которая не была бы освящена, духовно оплодотворена молитвой, облагодетельствована и, следовательно, которая  была бы животворна и спасительна для людей, животных, птиц и самой земли.

Известны многие тысячи случаев исцеления посредством святой воды, освященной на молебнах, отслуженных перед иконами Божией Матери. В первый же день своего обретения Костромская чудотворная икона Божией Матери, именуемая Феодоровской, прославилась многими чудесными исцелениями страждущих. «Собравшася множество страждущих от духов нечистых, и хромыя, и слепыя, глухия и немыя, повеле благоверный и великий князь Василий молебная пети Пресвятей Богородице Одигитрии и воду святити и абие повеле благоверный и великий князь святою водою кропити страждущих и мнози прияша исцеления в  различными недуги и скорбьми одержимии, и бесы от человек прогнаша быша молитвами Пресвятой Богородицы, - говорится в «Повести». – И повеле великий князь поставити икону внутри святого алтаря за престолом», - читаем в ней же. Было это 16 августа 1263 года.

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» прославилась в 1688 году. Родная сестра патриарха Иоакима Евфимия долгое время страдала неизлечимой болезнью. Однажды во время молитвы она услышала голос свыше, повелевавший ей для исцеления от болезни совершить молебен перед иконой «Всех скорбящих Радость». Узнав, что такая икона есть в московском Преображенском храме на Ордынке, Евфимия попросила совершить молебен перед этой иконой. Икону принесли в дом Евфимии и после молебна окропили больную святой водой. Евфимия сразу же получила исцеление и встала с постели. В память этого чудесного исцеления, происшедшего перед святой иконой 24 октября (6 ноября нового стиля), было установлено празднование иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Действительно, в обиходе русского человека святая вода занимала большое место. Это можно показать также на примере жития канонизированного в 1988 году святителя Макария, митрополита Московского. В 1528 году, еще будучи Новгородским архиепископом, он посылает иеромонаха Илию в северные пределы своей епархии с проповедью Евангелия. При этом он повелевает уничтожать языческие капища и пропить всё святой водой. В 1551 году, когда обнаружились различные болезни в Свияжском гарнизоне под Казанью, а также распространились плотские грехи, то он посылает туда священника с обличительным посланием, призывая всех к покаянию, и повелевает всех кропить святой водой.

Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды. Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой – и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей, отошла. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освещает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, - нет. Преподобный Кукша советовал все новые вещи и продукты освящать святой водой, перед сном окроплять келью (комнату). Утром, выходя из кельи, он всегда окроплял себя святой водой.

Крещенская вода освящает, исцеляет, сообщает особую благодать Божию каждому человеку, с верою причащающемуся ее. По верованию Церкви, агиасма – не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязь Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет». Архиепископ Вениамин повествует в своем труде «Новая Скрижаль»: «Древние христиане, когда по некоторым обстоятельствам не могли причаститься Св. Таин, вместо крови Христовой причащались этой освященной воды, а вместо тела Христова принимали хлеб, благословенный на всенощном бдении, или антидор, надеясь, что сия вода и благословенный хлеб произведут в их душах некоторое освящение и утешение».

Эти реалии весьма актуальны в наши дни, когда, с одной стороны, так интенсивно пропагандируется в нашей прессе магия, восхваляются экстрасенсы, последние «заряжают» газеты, воду и пр. Поэтому мы чаще должны прибегать к благодатному освящению через действие святой воды.

Люди рассказывают, что, окунувшись в воду в крещенскую ночь, можно избавиться от самых разных болезней. «Два года назад на Крещение мы собирались на святой источник 12 ключей, - рассказала в газете «Слобода» прихожанка веневского храма Воскресения Христова Ф.Б. – Когда шла в церковь, почувствовала, что начинается почечная колика. Подумала еще: вот некстати, как скрутит сейчас! И все-таки на источник поехала. Хотя я и не люблю холодную воду, тогда окунулась в источник. Обратно ехала, колики как не бывало! Прошли мои больные бронхи, которые мучили меня с молодости. Наутро муж рассказывал: «Я несколько раз вставал и подходил к твоей постели, проверить, жива ли ты. Ты так тихо дышала, как в молодости!»

Раба Божия Г.П. работает в храме бухгалтером. Она поведала такую историю:

- В 1998 году мне поставили страшный диагноз – «рак». Сделали операцию, химиотерапию. Но никаких благоприятных прогнозов. А моему сыну тогда было 13 лет. Я должна была поставить его на ноги. Пришла я к иконе Казанской Божией Матери, встала на колени. И вдруг икона замироточила! Я поехала на святой источник «12 ключей», окунулась в ледяную воду, несмотря на то, что шов от операции тогда еще не зажил. И все! С тех пор ничто меня не беспокоит. Врачи обследовали, все в порядке.

Одна из прихожанок сельского прихода рассказывает: «На Крещение я всегда набираю бутылку воды. Она стоит у меня в серванте как лекарство скорой помощи. У меня в сердце искусственный клапан. В моем случае без таблеток не обойтись. Но перед тем, как принять таблетки, я обязательно пью крещенскую воду. А еще принимаю ее как успокоительное. Крещенская вода помогает справиться со стрессами и волнениями, придает силы, возвращает уверенность в себе».

В одном из номеров газеты «Комсомольская правда» приведен репортаж об «опыте» применения святой воды против колорадского жука. Автор статьи, услышав, что в одном из храмов Нижегородской епархии священник отец Олег совершает молебен св. великомученику Трифону с освящением воды, решил набрать святой воды и провести эксперимент. Вот как он об этом сам повествует: «Прямо под стенами монастыря на спуске к Волге гнездились садовые участки. Я издалека увидел одинокого огородника.

- Вы в Бога верите? – первым делом спросил я его.

- А, то как же! – улыбнулся беззубой улыбкой огородник и достал крестик из-под намокшей от жары майки.

- А картошка у вас растет?

- Разве это растет? – нахмурился мужичок. – Жук, мерзавец, ее жрет.  Ползаю, руками снимаю эту полосатую гадость. Химия не помогает. У соседа одни стебли остались!

Пенсионер Юрий Валентинович Успенский сразу согласился провести эксперимент на своей картошке. Разделили огород на два сектора. Один с молитвой про Отца, Сына и Святого Духа окропили новым составом. Второй трогать не стали. Я пообещал приехать через два дня – зафиксировать результат. На том и расстались.

Человек я, можно сказать, неверующий. Но то, что я увидел на огороде у дяди Юры, заставило меня примкнуть к сочувствующим. «Святой» сектор был почти без жуков! А рядом на атеистическом секторе они прямо полосатыми гроздьями свисали с остатков листьев. Дядя Юра ослепительно улыбался: - Действительно, чудо! Я по двести рублей покупал японское средство, и то на один день хватало».

Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.

Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением, как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, - говорил затворник Григорий Задонский, - тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает, склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

Крещенскую воду или всякую воду с малого освящения по утрам, после прочтения утренних молитв, испивает православный человек и съедает кусочек просфоры, чтобы затем, благословясь, начать грядущий день. Святой водой запивают лекарства. Богоявленская (крещенская) вода употребляется внутрь натощак, но в исключительных, критических случаях – в любое время.

В районах, где нет храмов, верующие люди стремятся хотя бы таким образом, т.е. через святую воду, прикоснуться к святыне, не имея возможности принять Святое Причастие. Необходимо также чаще кропить себя святой водой при различных рационально трудно объяснимых греховных влечениях, неожиданных головных болях, непонятных стрессовых состояниях, бессоннице, раздражительности и прочем. Необходимо чаще кропить святой водой и свое жилище. Святая вода освящается священником в храме Крестом и молитвою. Она имеет благодать прогнания бесовской силы в самых различных формах ее проявления. Это хорошо знали и наши предки, к духовному опыту которых нам необходимо постепенно обращаться.

 
иеромонах Серафим Параманов
из книги: «Закон Любви»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст