Азы православия
фото спиритизм

О спиритизме

Письмо ваше получил. Я хотя и немощен, но, Бога ради, не отказываюсь отвечать на письма, когда имею возможность. Кольми паче вам понуждаюсь отвечать, во-первых, по содержанию вашего письма, во-вторых, и потому, что упоминаете имя общего нашего отца, покойного батюшки отца Макария. Пишете вы мне о спиритизме, опасаясь за детей ваших, как бы не повредились этим новым учением. Опасение ваше справедливо. Спиритизм есть ничто иное, как новое заблуждение и новая прелесть вражеская. Самое слово Spiritus показывает, что это учение есть общение людей с духами и, разумеется, с духами не света, а с духами тьмы. Апостол Павел пишет: аще и... Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1: 8). Апостол упоминает это не об Ангелах благих, потому что благие Ангелы не будут благовестить ничего противного учению Евангельскому и апостольскому; но явно, что говорит это об ангелах тьмы, сверженных с неба, которые принимают на себя вид ангелов света, для обольщения нерассудных, как об этом говорит апостол в другом месте: сам... сатана преобразуется во Ангела светла: не велие убо, аще и служителие его преобразуются яко служителие правды (2 Кор. 11: 14-15). Слова апостола прямо относятся к проповедникам учения о спиритизме, через которое будто бы и безбожники делаются очень религиозны. Но если хорошо вникнуть в душевное состояние этих мнимых религиозников, то явно откроется, что они в этом положении сделались еще опаснейшими для имеющих с ними сношения, нежели как были в состоянии атеистов. Явных безбожников всякий отвращается и удаляется; людей же, прикрывающихся видом ложной религиозности, в душе же своей пропитанных старым или новым заблуждением прелести вражией, не вдруг распознает кто-либо и из понимающих дело. Апостол говорит: Христос вчера и днесь тойже, и во веки (Евр. 13: 8). Значит, какое учение в Православной Церкви насаждено в начале Духом Святым через апостолов и через отцов Вселенских Соборов, то должно продолжаться до скончания века. Все новые учения суть ничто иное, как новые заблуждения, посеваемые, так или иначе, древним врагом и ненавистником и наветником рода человеческого, который, по слову святого апостола Петра, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Пет. 5: 8). Враг этот, в учении спиритизма, прикрывается под видом вызывания мертвых душ, которые будто бы яснее растолковывают учение Евангельское. Но это явное обольщение вражие, и явное заблуждение людей, которые решаются верить духам тьмы, являющимся в виде людей умерших. Для душ святых в Православной Церкви удостоверение совсем другое. Они удостоверяют о святости своей явным нетлением мощей. Души же грешные, по учению Православной Церкви, заключены во аде, и не имеют власти не только учить других, но и исходить оттуда, в страшном стенании ожидая Страшного Суда Божия. Следовательно, вызываются и являются не души умерших, а духи тьмы греховной и обольстители рода человеческого. Притом, кто не слушает учения пророческого и апостольского, тот не послушает и свидетельства умерших, если бы они и воскресли, и стали убеждать, как сказано во Евангелии: аще Моисея и пророков не послушают, и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры (Лк. 16: 31). А что спиритизм неполезен, но вреден, это ясно доказывается и примерами.

В Голландии года два назад или более, пасторов 12, если и еще не больше, от спиритизма сошли с ума, и своим сумасшествием, кажется, очень-очень ослабили проповедь спиритов. Также во Франции, с тех пор как там стал распространяться спиритизм, сильно возрастает и число сумасшедших, коих в 1835 году было 10539; в 1846 году — до 18000; а в 1861 году, когда спиритизм получил сильное развитие, — до 30000. Вблизи нас, в Орловской губернии, одна помещица, вдова, не хочу ее имени и фамилии упоминать, через верование спиритизму сделалась такой странной, что оставила своих детей, кажется пятерых или шестерых, на произвол судьбы, нисколько не заботясь о них, и сама всем говорит такие дикие нелепости, от которых слышащие лишь пожимают плечами.

Поэтому и сами остерегайтесь спиритизма, и, если можно, остерегайте и близких вам от сего зловредного учения.

 
Амвросий Оптинский
из книги:  «Переписка с мирскими лицами»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст