Азы православия

Награда за хождение в церковь

Скольких самых высоких, чистых и святых утешений от Господа удостаиваемся мы за участие в православном богослужении! Если свято, не нарушая заповедей, проводить воскресные и праздничные дни, то Божественная благодать будет не только в душе, но освятит и все предприятия и обстоятельства жизни нашей. Откуда, как не из храма, исходят все дары Божии, небесные и земные? Где всего легче укрыться от всякой опасности и от всяческих бед, как не под сенью церкви? А если и придется постоять и даже пострадать за правду, кто тогда нас, детей Бога Вышнего, наследников Его вечного Царства, по слову апостола Павла, отлучит от Его Любви: "скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Если Бог за нас, кто против нас?" Итак, " ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от Любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8, 31, 35, 38).

Хорошо это сознавали те, кого православная Церковь причислила к лику святых. Много приходилось им терпеть от язычников и еретиков как за исповедание догматов православного вероучения, так и за усердие к богослужению. Их били, мучили, жгли, убивали. Не ходи, говорили им, в церковное собрание, обещаем тебе за то почести и богатство. Но они ни на что и смотреть не хотели. Поспешно и со всем усердием шли туда, где совершалась служба. Не боялись того, что им, быть может, не придется возвратиться домой. Умилительные примеры того находим в жизнеописаниях святых.

Вот: император Валент — арианин повелел начальнику города Едессы Модесту предать смерти всех православных, если они осмелятся когда-либо собраться на молитву. Модест, сочувствуя православным, тайно объявил им об этом. Когда настал воскресный день он, проходя по городу, вдруг увидел некую женщину, которая с младенцем на руках, забыв запереть двери своего дома, куда-то спешила. На вопрос, куда она так торопится, та отвечала: "Спешу поспеть туда, где собрались православные". "Или тебе неизвестно, — говорит префект, — что я послан предать смерти всех, кого там застану?" "Знаю, -сказала женщина;- для того-то и спешу я, чтобы не опоздать потерпеть мученичество". "А малолетнего сына зачем с собою несешь?" — спрашивает ее. "Затем, чтобы и сын мой был участником того же блаженства",- ответила мужественная христианка. Поразили эти слова Модеста, и он убедил императора отменить свой жестокий приказ.

Миром и радостью, утешением и отрадой наполняет сердце богослужение в храме. Только там все напоминает нам о Божественном, небесном. Потому храм и называют небом на земле. Там ум и сердце наше возводятся к Богу, воспламеняются чувствами покаянного умиления и сокрушения сердечного, благодарения и славословия.

Напротив, мирские радости временны и способны быстро сменяться горестями и бедствиями. Затем-то Господь и зовет нас всех к себе: приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные земными скорбями и болезнями, и Я упокою вас (Мф.11,28). Убило тебя горе семейное? Гнет и мучит сердце твое тоска и грусть безутешная? Наболела твоя грудь от тяжелой печали? Спеши скорей в храм Божий. Поведай все свои скорби Спасителю. Там, у подножия Креста Христова, ты получишь облегчение горестей и скорбей своих. Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя (Пс. 54, 23. Звон церковный, всех приглашающий в Церковь, зовет и тебя к вечному спасению в Царстве Небесном.

Что Бог видимо благословляет усердных к храму Божию добрым успехом во всех их земных делах и работах, подтверждает рассказ из Пролога на 9 июля. Были два соседа, и оба портные. У одного была жена и много детей, старики — отец и мать. И он без нужды кормился с семейством ремеслом своим, хотя каждый день неопустительно ходил в церковь Божию. Сосед же его не имел семейства, был лучше его по работе, работал неустанно, даже и во все воскресные и праздничные дни, а в церковь вовсе не ходил. Но и одного себя не мог прокормить. Этот последний позавидовал первому и с гневом однажды говорит ему: "Откуда у тебя все берется? Я работаю и больше тебя, а живу, как нищий". Тот отвечал ему: "Я хожу каждый день в церковь и на пути нахожу потерянное на дороге золото и с сего разбогател. Если хочешь со мною постоянно ходить в церковь, то, пожалуй, я согласен находимое золото делить с тобою пополам". Бедняк поверил и также стал ежедневно посещать церковь. Хотя он никогда на дороге никакого золота не находил, но тоже вскоре приобрел достаток. "Видишь ли, сколько хождение в церковь принесло пользы душе твоей, и тебя обогатило? Но поверь мне, что и я не ради золота, которого никогда не находил, посещал церковь, а лишь потому, что веровал словам Господним: "Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам".

За любовь к храму и к церковному богослужению Господь невидимо посылает Свою помощь, избавляет от нечаянной смерти. Вот пример из писаний святоотеческих. Один благочестивый человек обеднял до того, что вынужден был продать своего сына некоему вельможе, чтобы только не умереть с голода. Отпуская со слезами, отец завещал сыну неопустительно ходить в Божий храм и никогда не выходить из церкви до окончания службы. Благочестивый и послушный сын, будучи в неволе, точно исполнял этот родительский завет.

Спустя год неверная жена вельможи до того возненавидела своего благочестивого раба, что решилась во что бы то ни стало погубить его. Этому особенно содействовал другой раб, любимый госпожою. И вот она говорит мужу: "Новокупленный раб злоумышляет на жизнь твою, так лучше пусть он сам умрет прежде, чем тебя убьет". Муж поверил этой клевете и на тот же день, увидавши уголовного судью, сказал ему: "Завтра я пришлю к тебе одного раба с платком, прикажи отсечь ему голову и, завернув в платок, отдай ее тому, кто придет за нею". А по имени он не назвал ни того, ни другого. В то время у язычников и иудеев слуг и рабов не считали за людей, а все равно как за животных, и каждый господин мог сколько угодно, по своему капризу, бить и даже безнаказанно убивать их. На другой день вельможа посылает невинного юношу с платком к судье. И тот идет, вовсе не зная, что он послан на смерть. Но дорогой зашел в церковь, где совершалось церковное богослужение, и, помня наставление своего родителя, остановился близ дверей церковных до окончания службы. Между тем нетерпеливая госпожа поспешила послать к судье своего любимца взять платок, с которым был послан ненавидимый ею раб. Тот, проходя мимо церкви и увидав прежде его посланного, спросил, ходил ли он к уголовному судье? "Нет еще, -отвечал юноша,- мне очень хочется дослушать службу Божию, сделай милость, брат, отнеси этот платок к судье вместо меня, а я, как только кончится служба, схожу вместо тебя за ответом". Клеветник и любимец жены, предвкушая награду, взял платок и пошел к судье. Судья же тотчас приказал отсечь ему голову. Между тем служба кончилась и благочестивый, невинный юноша по уговору явился к судье за ответом. Там дали ему что-то тяжелое, завернутое в платок, и он, не любопытствуя, передал посылку своим господам. Можете себе представить, как поразило их, когда они увидели в платке голову своего любимца, а осужденного на смерть — живым. Когда расспросили, как это случилось, хозяева вынуждены были признать, что Сам Бог покрыл невинного и наказал виновного, их любимца, и прославили суды Божий. С тех пор они полюбили невинного раба своего, так чудодейственно спасенного от смерти.

Вот еще поучительный пример того, что ходящих в церковь и Бог не оставляет, и св. угодники Божии покрывают от всякой напасти. Один крестьянин в праздничные дни, лишь только услышит благовест, бросая всякую работу, брал с собой одного из детей и спешил в церковь. Жене же своей приказывал немедленно идти в церковь с другим ребенком. Настал храмовой праздник Святителя Николая Чудотворца. После обедни хозяева подходят к своему дому и видят, что ворота приотворены. Идут далее— отворены и сени. В избе же, слышат, будто кто-то бродит и шарит руками. Тут только хозяйка вспомнила, что, поспешив к обедне, забыла запереть ворота. Подозревая, что в избе недобрый человек, хозяева не решились прямо войти туда и пригласили соседей. Отворяют двери в избу и видят, что известный в их селе вор, глядя во все глаза, ощупывает стены и ищет выход. Как ты сюда попал? — стали его спрашивать. Тот откровенно сознался, что, заметив не припертыми ворота, вошел и хотел что-нибудь украсть, зная, что нет никого дома. "Но только что я вошел", -говорит он, -"как вслед за мною входит низенький седенький старичок в красной бархатной одежде церковной и, взглянув на меня строго, мне говорит: эти добрые христиане пошли ко мне на праздник и в торопливости забыли запереть свой дом, а ты и рад этому случаю, чтобы их обворовать? При этих словах старец быстро ударил меня по лицу, так что сразу потемнело у меня в глазах и я все потерял из виду. Вот и сейчас ничего не вижу и выхода не найду". Вора осудили за покушение на кражу в Сибирь, на поселение. Отправляясь туда, он пожелал, в первый и последний уже раз в жизни, зайти в свой сельский храм помолиться. Когда подвели его, слепого, к иконе Святителя Николая чудотворца, чтобы приложиться, он вдруг прозрел. И в строгом лике угодника Божия на иконе узнал того старца, который обличил его поступок и наказал слепотою. Так Святитель Николай Чудотворец явился стражем достояния тех боголюбцев, которые, поспешая в храм Божий в его праздник, забыли запереть двери своего дома.

Бывают случаи, когда мы, по болезни или по другим причинам, от нас не зависящим, не можем быть за богослужением церковным. В таких случаях мы усердно должны помолиться дома. Тогда усердное желание наше быть в храме удостаивает нас той же благодати Божией, как бы мы были с прочими на службе. Так поступали первенствующие христиане. Из жизнеописаний их известно, что когда некоторые, по болезни или по чему другому, от них не зависящему, не могли быть в храме, то очень об этом скорбели и усердно молились там, где находились. Святитель Филарет, митрополит Московский, говорит: "Для тех людей, которые по немощи, по нужде, по долгу повиновения, во времена священныя принуждены оставаться в домах, должно сказать: по крайней мере: когда услышат они возвышенный голос колокола, возвещающий высокую минуту бескровной жертвы, пусть пошлют в Церковь благоговейную мысль, благочестивое желание, пусть освятят себя знамением креста, как бы вместе с предстоящими алтарю. Ангел храма встретит их и вдали, причислит к действительно предстоящим и вознесет на алтарь Господень память их" (Сл. 4. 187).

 
составлено на основе рассказа священника Иоанна Кутепова из книги «Духовная нива»
источник: www.spasi.ru
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст