Азы православия

Море житейское. Вопросы и ответы


Рафаил Карелин
Архимандрит
Рафаил (Карелин)

Архимандрит Рафаил (Карелин) отвечает на вопросы, помогает узнать немало нового о христианском богословии, об обрядах Церкви и о церковно-приходском обиходе, о ересях и суевериях, о грехах и Покаянии, о святоотеческом учении и об иноверцах, о семейной жизни, браке и еще о многом другом...

Вы говорите, что невозможно спастись без Церкви и Таинств. А как быть с негром в Зимбабве? Или с 1000 лет Руси до Крещения? Все пошли в ад? При таком понимании Бога возможен страх раба или наемника, но страх сына невозможен, поскольку нельзя любить Существо, обрекающее миллиарды на вечные муки без единого шанса на спасение.

Незнание не карается мукой, но оно лишает человека возможности приобрести благодать, то есть быть с Богом. Не знавшие Христа будут судимы по закону своей совести, так как и они не лишены понятия о добре и зле. Но Бог не будет внутренним фактором их жизни. За добрые дела Он даст им некую милость, но не Свой Божественный свет, который эти люди не могут воспринять. Об этом Вы можете почитать у святого Григория Богослова Слово на Крещение.

Изменяется ли душа по мере взросления человека? Или же она дается младенцу уже «взрослой», какой бывает во время кончины? Смотрел по этому поводу работу святого Игнатия Брянчанинова «Слово о человеке», но ответа не нашел.

Изменяется не природа, а состояние души. Совершенная человеческая душа дается не только младенцам, но и эмбриону. В процессе жизни раскрываются способности души, определяется ее нравственный настрой и так далее, развивается личностное начало, но не природа души: она не растет, как тело, с годами и не увядает к старости. Поэтому человек осознает себя во всех возрастах единым существом.

Были ли в католичестве святые (в православном понимании) после 1054 года?

Святой - это тот, в ком навечно пребывает Дух Святой как в Своем нерукотворенном храме. В католичестве после 1054 года (или когда окончательно оформился раскол) были подвижники, самоотверженные миссионеры, строгие аскеты, люди, принявшие пытки и смерть ради имени Христа, но они находились вне Единой Вселенской Церкви, - Тела Христа Спасителя, и поэтому не имели средств для освящения. Уважая их подвиги и труды, мы не можем относиться к ним как к святым, то есть молитвенникам и ходатаям о нас перед Богом.

Немножко испугалась, что на Литургии подаю записки за крещеных, но не ходящих в церковь близких. Я думала, что их можно поминать и этим помогать во спасении. Тем более, сознавая свои грехи, думала: «Сперва всех помилуй, всех... и меня спаси». Научите, пожалуйста, как правильно молиться.

Литургия является богослужением, на котором совершается Таинство Причащения и присутствует Голгофская Жертва, только бескровно. В этом Таинстве могут участвовать лица, включенные во внутреннюю церковную жизнь. После того как священник вынимает из просфор частицы о здравии и упокоении, он возлагает эти частицы на дискос - во образ Церкви, объемлющей живых и мертвых. В конце Литургии священник опускает частицы, знаменующие души людей, в Чашу с Кровью Христовой, произнося молитву: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною». А без личного Покаяния и включения в Церковь грехи невозможно омыть и искупить Кровью Христовой, тем более если человек, будучи крещеным, вовсе не верит в это. Так что такая молитва и поминовение не отвечают состоянию душ нецерковных людей. Надо молиться об их воцерковлении, а если они сочувственно относятся к Православию и Церкви, поминать их на молебнах; (на параклисах). Если же Вы не знаете, человек церковен или нет, но он крещен, то поминайте его на Литургии, так как в мнительных случаях лучше согрешить «излишней милостью» чем «излишней строгостью», дабы не лишить человека помощи.

Я живу в Германии. Мой муж немец, иногда ходит со мной на воскресные службы, но он ничего не понимает, так как служба идет на русском языке. Можно ли исповедоваться на немецком, если священник не очень хорошо владеет немецким? Получается, нет единства в семье, а ведь со страстями успешнее всего бороться, когда муж и жена в одной вере, в одной Церкви.

Можно исповедоваться на любом языке, но священник должен знать, какие грехи он отпускает. В данном случае Ваш супруг должен построить Исповедь, сообразуясь с уровнем знания языка того священника, перед которым он исповедуется. Обязательно, чтобы супруг был православным и имел право участвовать в Таинствах Церкви.

Необходимо ли во время Исповеди говорить о том, что было до Крещения? Потому что, как я понимаю, когда человека крестят в православную веру, все его грехи прощаются, и после этого он должен каяться только в тех грехах, которые совершил после Крещения.

В Таинстве Крещения человеку прощаются все грехи, как родительский, так и личные. Поэтому исповедовать грехи, совершенные до Крещения, нет необходимости. Но так как остаются наклонность и инерция грехов, то полезно рассказать о них духовному наставнику, для того чтобы он лучше знал Вашу душу, подобно тому как больной рассказывает врачу о пережитых им в прошлом болезнях, которые прошли, но все-таки оставили определенные предрасположения в организме. Также мужчина, готовящийся к рукоположению в священный сан, должен рассказать епископу грехи, которые он совершил до Крещения, если оно не было в младенчестве, так как некоторые грехи препятствуют получению сана.

Моей дочери исполнилось 7 лет. Скажите, как ей готовиться к Причастию (я имею в виду, какие правила и молитвы следует ей вычитывать?), как поститься и как часто следует совершать Причастие? Ибо, по моему мнению, традиционная подготовка к этому Таинству будет для нее пока слишком обременительна.

Думаю, что для девочки достаточно поститься один день перед Причастием. А в молитвенном правиле держитесь принципа «от меньшего к большему». Начните с нескольких молитв из чина к Причащению и объясните девочке их смысл.

Сколько раз в течение года необходимо причащаться? Я помню, раньше батюшки советовали делать это один-два раза в пост. Сегодняшние священники советуют причащаться каждую неделю. Это обстоятельство меня сильно смущает, потому что я понимаю, что, следуя этой рекомендации, я не смогу достойно подготовиться к принятию Священных Даров. Ведь надо как минимум 3 дня поститься и посещать храм, что при моем ритме жизни практически невозможно. Я уже обращался по этому вопросу к местным священникам, но вразумительного ответа не получил. Как быть?

Церковные правила не ограничивают Причащение какими-либо сроками. Человек причащается в зависимости от своей внутренней потребности и возможности приготовиться. Вопрос о посте перед Причастием решается духовным наставником. Вы не получили вразумительного ответа, потому что соборных правил по этому вопросу не существует.

Раньше священники запрещали прием пищи и пития с 6 часов вечера накануне Причастия, не считая предшествующего трехдневного поста. В последнее время границы поста сдвинулись, и сегодня прием пищи и пития запрещен лишь после 12 часов ночи накануне Причастия. Какого правила придерживаться и какое более канонично? И можно ли прикладываться к иконам после Причастия и разрешен ли прием вина в этот день?

1. Надо придерживаться практики, существующей в настоящее время. В канонах Церкви не рассматривается правило приготовления к Причастию - это относится к традиции. 2. После Причастия можно прикладываться к иконам и употреблять вино в умеренном количестве.

В Русской Православной Церкви принято причащаться (и перед этим исповедоваться) примерно один раз в месяц. Я понимаю, что частота Причастия нигде не регламентирована и в разные исторические периоды жизни Церкви были разные установки по этому поводу. Когда христиане подходят к Чаше четыре раза в год - это понятно: четыре поста позволяют подготовиться. Но почему - раз в месяц?

Святой Феофан Затворник в одном из своих писем считает практику редкого Причащения неправильностью и указывает, что на Востоке причащаются часто. Святой Иоанн Кронштадтский призывал людей причащаться как можно чаще, а если человек приготовился - то на каждой Литургии. Ведь сама Литургия совершается для Причащения народа. Если бы надо было причащаться только в посты, то в другое время Литургию бы не служили. Дело в том, что люди настолько охладели к вере, что приходилось убеждать их причащаться в четыре поста, еще лучше - один раз в месяц, а минимум - раз, в год. Существовали даже правила, что человека, который не причащался в течение года, по его смерти не погребали, как отрекшегося от Христа. Поэтому надо причащаться как можно чаще, но сообразуясь со своей внутренней потребностью и обстоятельствами жизни.

Во время молитвы у меня часто отвлекаются мысли, часто возникает череда беспорядочных мыслей, образов, зачастую каких-то бредовых, злых. Читал, что молиться нужно без фантазий. Если вытеснять их не получается, можно ли просто не обращать на них внимания? Но тут возникает сразу вопрос - не оскверняет ли это молитву?

Нужно отличать свои фантазии, которые дают душе определенное мутное наслаждение, от помыслов, которые вне Вашей воли возникают в уме. Первое - оскверняет молитву, со вторым - надо бороться. Об этом хорошо написано у святого Исихия во втором томе «Добротолюбия».

Можем ли мы молиться о наших усопших друзьях, которые не были членами Православной Церкви? Как нам утешить их души?

Людей, которые не принадлежали Православной Церкви, можно поминать только в домашней молитве и желать, чтобы Господь дал им облегчение и утешение и ту милость, которую их души могут воспринять. За них можно подавать бедным милостыню.

Я живу в маленькой квартире, где постоянно находятся мои близкие. Можно ли читать молитвенное правило, молитвы ко Причащению, каноны - сидя? Так мне никто не мешает сосредоточиться и не отвлекает.

В Ваших условиях молитвенное правило ко Причащению можно читать сидя.

Мой муж по национальности он татарин, по рождению - мусульманин, по убеждениям - эпикуреец, «живущий по плотским похотям, исполняющий желания плоти и помыслов». Порою мне кажется, что его душа мертва. Как за него молиться?

Надо молиться, чтобы Господь обратил Вашего мужа к христианству. Можете после кафизмы отдельно, своими словами, помолиться о его обращении и спасении.

Как индивидуально разрешить вопрос о молитве за неверующих родственников (как живых, так и усопших)? Воинствующего атеизма нет, но в храм не ходят. Особенно волнуют два человека. 1. Покойная мамина тетя - я являюсь наследницей ее квартиры. Ведь раньше оставляли вклады на помин души? С этой суммы я сделала большое пожертвование на храм, но не знаю, что будет грехом в этом случае: поминать ее на Литургии или нет? 2. Мой крестник - мальчик 15 лет; ни в детстве, ни сейчас родители не давали и не дают соучаствовать в его воспитании, в храм мальчик не ходит. Как молиться в этом случае?

Если родственники неверующие, то Вы можете молиться о них индивидуально: о живых - как о заблудших, чтобы Господь дал им веру, а за усопших - чтобы Господь облегчил их посмертную участь, насколько это возможно. 1. Вопрос о поминовении Вашей тети надо согласовать со священником храма в котором Вы сделали пожертвование. 2. Надо молиться за всю семью, чтобы Господь дал им веру. Пятнадцатилетний мальчик уже в какой-то мере ответственен за свои поступки.

Я даже не знаю, с чего начать. Очень плохо мне сейчас и тяжело - сама виновата. Вот уже вторую неделю я переживаю, что вдруг беременна. Господи, прости меня, грешную, и любимого моего прости! Батюшка, мы не женаты, но не утерпели и впали в грех, была близость. Если во мне уже есть этот ребенок, то я люблю его всей душой. Но тогда все наши представления о счастливой, нормальной православной семье рушатся в пух и прах. Мы хотели пожениться и обвенчаться. А теперь такое дело.

Вас должен волновать, как христианку, грех, а не возможная беременность. Думаю, что в какой-то степени создавшуюся ситуацию можно исправить, а что касается семейного счастья, то оно зарабатывается трудами в самом супружестве. Думаю, что никто не откажет Вам в совершении церковного брака. Раньше в подобных ситуациях не возлагали вен на голову, но теперь даже такого обычая не существует, и скорее Вы вступите в церковный брак, тем лучше. К греху должны относиться по-христиански, а именно - каяться в нем и исправлять его. У святых отцов одно правило: Если ты стоишь, то не падай, а если упал, то не лежи, а вставай». Поэтому попросите у священнослужителя епитимию и постарайтесь создать христианскую семью. Если священник откажет в епитимий, то это его дело, Господь примет Ваше смирение.

Уже во второй раз подряд сразу после Причащения я ругаюсь с моими близкими, с мамой, с мужем. Когда все проходит, я ужасно сожалею об этом, хотя и не нахожу момента, когда я могла «сконтролировать» себя и остановиться; к сожалению, слишком быстро я воспламеняюсь. Почему так происходит после Причащения, почему именно ссора? Это мое особенно слабое место? И что мне делать после, значит ли это, что после ссоры я оскверняю и теряю все Дары?

Страсть гнева принадлежит к таким грехам, которые невозможно искоренить сразу. Для этого требуются продолжительное время и тяжелая борьба с собой. Начало победы над гневом - это молчание в то время, когда кипит наше сердце, а наш ум, изменяя нам, оправдывает наш грех как борьбу за правду. После вспышки гнева мы как бы отрезвляемся от пьянства и видим, что обманули сами себя. Когда почувствуете гнев в душе, то вспомните, что всякий разговор должен быть обязательно отложен, пока Вы не успокоитесь и гнев не пройдет. Во время гнева даже как будто справедливые слова оказываются напоенными злобой, и душа другого человека отталкивает их от себя. Если же по какой-либо исключительной причине разговор нельзя отложить, то вначале помолитесь за прогневавшего Вас человека, а затем произнесите про себя 33 раза Иисусову молитву. Советую Вам ознакомиться во втором томе «Добротолюбия» с учением святых отцов о борьбе с гневом. Вы найдете соответствующие параграфы в давлении книги. Что же касается приступа гнева в день Причастия, то я советую Вам принести полную Исповедь, начиная с детских лет, так как недостаточно исповеданны грехи могут стать причиной внутреннего разлада.

У меня есть грех чадоубийства (аборт). Я каялась этом грехе. Знаю, что надо всю жизнь молиться своих загубленных чадах. Могу ли я читать дома Псалтирь о загубленном ребенке? Могу ли я читать акафист об упокоении усопших (также за чадо, убитое во чреве)?

Вы можете в своей личной молитве просить у Бога милости к Вашим убиенным детям и подавать тайную милостыню за них. Но просить Царства Небесного - это просить невозможного. Здесь идет речь об облегчении участи, о неких, неведомых нам, утешениях, которые Господь может даровать Вашим младенцам, и это для них - большое счастье. Самым большим духовным подарком будут для Ваших детей - Ваши старания отговорить Ваших подруг от совершения подобного греха.

Можно ли молиться за родителей, подавать за них записки и так далее, если они были баптистами? До того, как стали баптистами, они были крещены в детстве в Православие.

Литургия - это внутренняя жизнь Церкви, от которой отказались Ваши родители, поэтому подавать за них записки в храме нельзя. Но можно молиться дома, чтобы Господь облегчил их участь, и подавать за них милостыню.

Год назад у меня умер отчим-мусульманин (скоропостижно). Как я могу помочь ему в облегчении его загробной участи? Сам я православный.

Вы можете давать милостыню и совершать добрые дела с Молитвой, чтобы Бог облегчил его участь и был милостив к нему, насколько это возможно.

Я православная, а мои муж католик, живем в католической стране. Но муж и все его родные всегда очень уважительно относятся к моей вере, никогда не было какого-то запрета на посещение православных служб. И муж тоже очень верующий человек, милосердный, живем в большой любви и согласии, но вот недавно прочитала, что я, будучи замужем за инославным, не могу причащаться! Неужели это правда?..

В дореволюционной России были случаи, когда в виде исключения давалось благословение на брак с инославными (в тех областях, где преобладало инославное насепение) по принципу икономии. Правильно ли это или нет, - судить не могу, так как, по моему мнению, брак - это единство в телесном и духовном, во временном и вечном. Думаю, что целесообразно будет обратиться к местному епископу по этому вопросу, тем более что Вы уже фактически состоите в браке. Думаю, что он благословит Вас по принципу икономии принять Венчание, и тогда эта проблема будет разрешена.

Мне 34 года, я влюблена, но он протестант, он швед по национальности. Он меня любит, но знает, что православные венчаются только с православными. Я боюсь прийти к своему духовнику, боюсь признаться в грехах и думаю, что духовник запретит мне с ним общаться, а я его всю жизнь искала, и он для меня очень дорог. Не хочу его терять и не хочу небо терять. Хочу, чтобы он принял Православие, и хочу создать семью с ним. Ведь это возможно? Не знаю, с чего начать, как нам быть? Как мне его вовлечь в Православие, так чтобы не атаковать его или не испугать? Хотя сама я не пример хорошей православной христианки.

Христианство проповедуется не только словами, но и благодатью Божией. Известный православный богослов иеромонах Серафим (Роуз) воспитывался в протестантской семье; затем он увлекся восточной философией. Его не учили Православию, но, зайдя по какой-то причине в православный храм, он почувствовал благодать Божию, и в этом внутреннем переживании убедился в истине Православия. Он вспоминал: «Я вошел в храм и навсегда остался там». Предложите Вашему жениху посетить православное богослужение, разумеется не принимая Таинств. Если Вы хотите, чтобы он стал православным, то постарайтесь быть такой православной, какой хочет видеть Вас Христос. В школе ребенок лучше изучает тот предмет, который преподает любимый им педагог. Постарайтесь, чтобы Ваш жених оценил Православие в Вашем лице.

Мы с женой состоим в браке 8 лет, имеем двоих детей, мальчика и девочку. Только вот живем мы невенчанными. Мы хотели бы обвенчаться по православному обряду, но тут есть некоторое препятствие. Дело в том, что моя жена по национальности армянка. Ее крестили в Эчмиадзине по григорианскому обряду. Хотя крестили ее православным крестом и носит она православный крест, но вероисповедание, как я понимаю, разное. Она ходит в православную церковь, детей мы крестили (пока только старшего, младшенького в ближайшее время) по православному обряду. Что нам делать?

Мне кажется, что если Ваша супруга ходит в православный храм, то ей следует объяснить разницу между Православной и Армянской церквами, и если она согласна, то присоединить ее к Православной Церкви, а потом совершить Таинство Венчания.

Мой молодой человек - мусульманин. Мы около 5 лет раздумывали о браке, но все-таки решаемся на него. Действительно ли большой грех я совершаю, что стану женой мусульманина?

Среди мусульман я встречал людей с отзывчивым и благородным характером, которые могут в трудную минуту быть верными друзьями, но отношения между супругами определяются не словом: «дружба», - а словом: «единство». Это - единство во временном и вечном, это - взаимопомощь в житейском и духовном, это - взаимное воспитание детей. Если говорить о христианском браке, то его цель - создать семью наподобие домашней церкви. Брак не только совместная жизнь, но и Таинство. Поэтому Церковь установила Таинство Венчания, где испрашивает в молитвах помощь благодати Божией для создания семьи. Как видите, христианский брак ставит перед людьми ответственные задачи, а теперь думайте сами - можете ли разрешить их в данной ситуации.

У нас с женой нет детей по причине моего бесплодия. Скажите, как относится Церковь к искусственному осеменению спермой донора?

Церковь смотрит отрицательно на всякое искусственное вмешательство в тайну рождения человека.

Меня очень огорчили слова моего супруга о том, что стяжавший любовь Христову человек любит всех (проливает кровь своего сердца) одинаково: супругу, дочь, мать и бомжа на улице, пьяницу, блудницу... Если супруги одна плоть, то как могут этой плотью стать окружающие нас люди? Мне думается, что следует учиться сострадать ближним, но не так, как мы страдаем за детей, за родителей своих по плоти. Объясните мне, пожалуйста, чему учит нас Господь.

Господь сказал, что мы должны любить ближних, как самих себя (Мф.22,39). Но это идеал, к которому можно идти постепенно. Надо начинать учиться любви с тех, кто близ нас, - то есть с семьи, расширяя ее круг. А любовь ко всем, в том числе к врагам, - это состояние особой благодати Духа Святого. Обычно те, кто, еще не очистившись от страстей, говорят об одинаковой любви ко всему человечеству, прячут под этим свое невнимание к родным.

Мне непонятно, как я могу возлюбить ближнего, не общаясь ни с кем, а только здороваясь. Единственное время дня с людьми - в трапезной храма. Но и здесь избегаю сказать в разговоре что-то свое, считая это своеволием и тщеславием.

Духовная любовь к людям - это дар Божий. Поэтому надо молиться, чтобы Господь дал нам духовную любовь. Ведь Бога мы тоже не видим, однако спасение без любви к Невидимому невозможно. Если мы любим Бога, как Отца, то будем одновременно чувствовать любовь к Его детям. Мы молимся об упокоении людей, которых тоже не видели и не общались с ними, но молимся из-за сострадания к ним, а в сострадании есть частица любви. Святым явственно открывалось, что каждый человек есть образ Божий, и они любили человека как образ Божий. В этом тайна христианской любви к врагам. Как я сказал, надо просить у Бога дар любви, но, в то же время, готовить себя к получению этого дара тем, чтобы усердно молиться за людей, как знакомых, так и незнакомых Вам.

Нашу семью постигло испытание - Господь не дает нам детей. Пройдя множество обследований, ни одно из которых не дало окончательного результата, мы все же выяснили, что у одного из нас существуют хромосомные нарушения, то есть существует риск рождения больного ребенка. Это было тяжелым ударом, но все же мы продолжаем молиться и просить Господа и Богородицу. Однако тяжело сохранить душевное равновесие. Последнее время у нас очень тяжелая обстановка в семье - в этом, наверное, большая часть моей вины, Частые конфликты, уныние... стала возникать отчужденность в наших отношениях. Как перенести это испытание, не разрушив семью? Говорят, что со временем приходит смирение, - у меня, наоборот, сердце ожесточается, и кажется, что уже нет сил терпеть. Господь не дает человеку испытаний больше, чем он сможет выдержать, или во вред его душе, - ведь так? Даже в нашем случае врачи не отрицают возможности рождения здорового ребенка. Ведь являет Господь чудеса и не такие. Он же сказал: Просите, и дано будет вам (Мф.7,7). Можем ли мы верить в чудо, или надо окончательно смириться? Тогда как сохранить здоровье духа и благополучие в нашей семье?

Жизнь и смерть, здоровье и болезнь - в руках Божиих. Испытание - это проверка Вашей любви к Богу и любви супругов друг к другу. Не всегда прогнозы оправдываются; но если даже ребенок будет больным, то надо принять это как крест, данный Богом, и нести его. Святой Иоанн Сезеновский сказал матери, у которой сын был болен эпилепсией: «Ты спасешься ради него». Что касается семейных конфликтов, то здесь надо уметь снисходить к срывам и слабостям другого и все покрывать милосердием и терпением, Если Вы будете в послушании у священника своего храма (или кого Вы выберете), то этим приобретете смирение, а где смирение - там и Бог. Если улучшается внутреннее состояние, то изменяется и внешнее. Победа христианина в испытании - не терять надежды.

Мне 38 лет. Очень хочу ребенка. Пройдено много врачей, но ничего не меняется. Осталась одна надежда на Бога. С какими молитвами я могу обратиться к Богу о даровании ребенка? Какие святые мне могут помочь? Что делать?

В народе принято молиться о даровании ребенка святым мученикам младенцам Вифлеемским и святому Давиду Гареджийскому. Дай, Господи, чтобы исполнилось Ваше желание.

Я бесплодна, нужно сделать две операции, тогда забеременею. Муж очень хочет детей, однако я решила не идти на операции, пусть будет Божия воля. Но иногда сомневаюсь, особенно когда думаю, каково мужу от такого моего решения. Посоветуйте, пожалуйста, как мне поступить? Мы с мужем венчаны чуть больше года.

В принципе, операция в таком случае допустима, если она не противоречит христианской этике, то есть не связана с различными манипуляциями в отношении эмбриона.

Каким иконам, каким святым молиться, чтобы забеременеть и родить ребенка? Может быть, и молитвы какие-нибудь подскажете?

Должен вначале сделать маленькую поправку: молятся не иконам, а перед иконами. В старое время был обычай благословлять супругов иконой Казанской Божией Матери. В народе существует обычай молиться о рождении ребенка святому Давиду Гареджийскому. В Москве его икона находится в храме во имя Святой Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот на улице Покровке. Хорошо, если Вы отслужите там молебен святому Давиду. Советую Вам исполнять церковные постановления и правила, касающиеся брачной жизни, в том числе воздержания в воскресные дни, праздники и во время постов, что привлекает милость Божию.

У моей жены был выкидыш, врачи запретили ей беременеть в течение года (опасаются повторного выкидыша), рекомендовали пользоваться противозачаточными средствами. Является ли в данном случае применение контрацепции грехом? Что Вы можете по советовать? И еще: была ли душа у умершего младенца, необходимо ли за него молиться и как?

С момента зачатия плод имеет душу, и эмбрион во всех стадиях - человек, только с еще неразвитым телом. Можно просить в домашней молитве у Бога милости к нерожденному младенцу. Церковь запрещает пользоваться противозачаточными средствами. Единственное достойное решение - это или воздержание в супружеских отношениях, или предоставление всего воле Божией.

 
Автор: Архимандрит Рафаил (Карелин)
Из книги: «Море житейское. Вопросы и ответы»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст