Азы православия

Любовь – это...


 

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1 Кор. 13:2).

«Истинная любовь подобна призраку – все о ней говорят, но мало кто ее видел...» Франсуа де Ларошфуко

 

Любовь - это...
Фото из открытого источника интернета

В отличие от страсти, вожделения или даже влюбленности, любовь далеко не всегда требует жертв, тем более безвозвратных. Если влюбленные ради своих эмоций, ради того чтобы показать и доказать свои чувства, иногда готовы умереть (Ромео и Джульетта), то ради любви люди готовы жить! Любящие горят ровным пламенем, как бы танцуют, стараясь предвосхитить движения друг друга, отказываются от своих желаний ради своих желаний возлюбленных.

 

Любовь – тема непростая

Наверное, самой популярной и наиболее волнующей человечество темой на протяжении всей его истории является любовь. Тысячи мыслителей пытались дать этому понятию определение, посвящали теме любви философские и богословские труды. Многие сотни писателей ради нее создавали свои романы, пьесы, стихи и повести. За нее люди шли на смерть и ради нее совершали подвиги.

Книга книг, Библия, тоже уделяет любви множество своих страниц. Богом-всеведцем нескончаемый духовный поиск человека в этой области был предвосхищен еще при его сотворении, когда в райском саду Он сказал: «- нехорошо быть человеку одному»!

Стала ли тема любви менее острой с течением времени? Уверенно можно сказать, что нет, наоборот! Сейчас духовный поиск человека лишь обострился, потому что из массового сознания пропали якоря, за которые ранее всегда можно было зацепиться: четкие понятия добра и зла, достоинства и бесчестья, любви и греха. Сегодня многое стало толерантно и допустимо, а посему любовью не любят, а все больше «занимаются».

Впрочем, в таком положении виноваты не только падение нравов и пропаганда греха. Даже само слово «любовь» в русском языке слишком многозначно, используя его, люди часто обманываются. У нас любовью могут назвать и отношения человека с Богом, и самого Бога, и добрые отношения между родственниками или друзьями и пристрастие ко вкусной пище или понравившемуся автомобилю. Всю гамму отношений между мужчиной и женщиной, от простой симпатии до полного единения душ и от здоровых семейных отношений до случайного интима тоже называют любовью. Но ведь все эти явления далеко не равнозначны!

Какой бывает любовь?

Куда понятнее в этом случае английский, или греческий. В первом любовь к существам живым, имеющим душу, обозначается словом «love», а привязанность к разного рода неодушевленным предметам, например, к любимой подушке – «like». Во втором мы вообще встречаем пять разных понятий любви для обозначения отличных друг от друга видов отношений, которые мы расположим ниже в порядке возрастания их значимости и нравственной силы.

«Мания» – то, что нормальному человеку даже трудно назвать «любовью». Неподдающееся разуму влечение к кому-то или чему-то, желание любой ценой обладать объектом вожделений, одержимость, страсть, весьма разрушительная.

«Эрос» – влечение физическое, основанное на гормонах, желание интимной близости.

«Сторге» – привязанность к вещам или домашним питомцам, работе, образу жизни или малой родине – дому, привычка.

«Филио» – дружеская любовь к человеку, основанная на общих интересах, жизненных ценностях и взаимной симпатии.

«Агапи» – наивысшее из проявлений любви, любовь в первую очередь к Богу, основанная на желании богопознания, но также и к другому человеку, основанная на восхищении богатством его внутреннего мира, доходящая до готовности пожертвовать собой ради единения с Богом или спасения близкого человека.

Из рассмотрения самих значений любви уже можно сделать вывод о том, что единого ее определения не существует и не может существовать. Разные люди всегда будут понимать под словом «любовь» разные моменты, а их собеседники будут всегда плохо понимать, что те имеют в виду.

Низшие проявления любви

Когда человек влюблен, он часто не прочь обмануться. Услышав признание в любви, он слишком доверчиво и торопливо распахивает объятья навстречу своему возлюбленному, и потом, когда бывает брошен, испытывает много горя, боли и недоверия к людям, потому что не сумел распознать за этой «любовью» обыкновенную похоть, «эрос».

Беззаконный эрос, отношения вне брака и обязательств, вне влюбленности и любви коверкают человеческие души. Что бы там себе не думали люди, механистически относящиеся к интимной близости, они забывают о том, что человек – это не собака, не олень и не кролик. Что он не зверь, а высокодуховное существо. И вступая в телесное общение с другим человеком, он волей-неволей вступает в общение душ. Если эта близость происходит единожды в жизни человека, в браке, это обогащает его. А если он будет относится к людям, как к вещам, то для него это закончится плачевно – во время этих беззаконных отношений он будет рвать и рвать свою душу, пока не исковеркает ее окончательно. И лишь многими трудами и посредством божественной помощи он будет иметь шанс излечить и восстановить ее.

Еще хуже, когда человек испытывает страсть и желание обладать. Поистине, такая «мания» – это одержимость, которая охватывает человека, слишком расслабившего свою волю и слишком привыкшего потакать всем своим желаниям. Страсть – это самое опасное из всех возможных любовных состояний! Неудовлетворенная и непобежденная – она разрушает самого человека, а удовлетворенная – субъект его любви и все вокруг. Она не только никогда не оканчивается любовью, но и часто служит причиной всевозможных бед и преступлений. Так троянский царевич Парис, из жажды обладания умыкнувший чужую жену – Елену Спартанскую, навлек месть греков и гибель на всю свою страну.

Привязанность, «сторге» – это состояние, которое в человеческих отношениях чаще всего либо дополняет «филио» – у старых друзей или родственников, либо остается после влюбленности в семьях людей, которые не смогли обрести любовь. Хотя чаще всего привязанность в нашей жизни проявляется по отношению к вещам или животным. Часто она может быть чрезмерной и причинять людям страдания (например, если умерла любимая собака), но важно помнить, что животные – лишь отражения нас самих и с их уходом мы ничего не теряем.

Влюбленность

Откуда мы узнаем о любви? Чаще всего из книг или фильмов. Писатели и режиссеры очень любят жанры романа и мелодрамы, они не устают эксплуатировать переживания героев, как правило, весьма юных (Ромео – 15 лет, Джульетта – 13 лет), которые так легко находят отклик в душе читателя либо зрителя, называя их любовью.

На самом деле это в лучшем случае влюбленность, «филио». Конечно, она сама по себе неплоха. Влюбленность заставляет сердце трепетать, активизирует душевные силы человека. Благодаря влюбленности он может написать изящный мадригал, совершить какой-нибудь благородный поступок. Влюбленный становится добрее к окружающим, восприимчивее к красоте. Но отношения, которые возникают на почве таких переживаний, чаще всего непрочны, потому что основаны только на симпатии и свежести впечатлений. Большинство влюбленностей не обоюдны. Еще меньше из них приводят людей к серьезным отношениям.

Нередко случается и так, что влюбленность перетекает в настоящую любовь. Сначала человеку другой человек просто нравится, но со временем он знакомится с ним ближе и поражается, какой прекрасной и чистой может быть душа его избранника. Этот благоговейный трепет перед прекрасным Божьим Образом перерождает влюбленность в его душе в крепкие узы любви, «агапи». Эта внутренняя красота, этот отблеск Божества властно притягивает его к себе. Душа его начинает жаждать единения со второй душой и ради этого человек готов поступиться очень многим: частью свободы, своими амбициями, привычками, а иногда карьерой, или даже жизнью.

Любовь – это состояние

Священники, основываясь на Священном Писании, утверждают, что истинная любовь – это не столько чувство, сколько собственно отношения, процесс, только процесс духовный (прот. Илья Шугаев: «Один раз и на всю жизнь»). В любви, в браке, люди избавляются от шероховатостей, подобно камням в мешке сглаживаются друг о друга. Благодаря взаимным уступкам, заботе и терпению, они оба поднимаются вверх по лестнице совершенства, постепенно уподобляясь Богу. Вот почему Церковь благословляет брак.

Любовь к Богу не мешает любви к человеку. Наоборот, вторая является подготовительным этапом к первой. Конечно, любовь к Богу можно обрести через монашество, но этот путь для немногих избранных.

В первом послании Иоанна Богослова сказано: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4:20). Поэтому, большинство христиан призвано к браку, к воспитанию любви к Богу через любовь к другому человеку.

В отличие от страсти, вожделения или даже влюбленности, любовь далеко не всегда требует жертв, тем более безвозвратных. Если влюбленные ради своих эмоций, ради того чтобы показать и доказать свои чувства, иногда готовы умереть (Ромео и Джульетта), то ради любви люди готовы жить! Любящие горят ровным пламенем, как бы танцуют, стараясь предвосхитить движения друг друга, отказываются от своих желаний ради своих желаний возлюбленных.

Любовь любящих не ослепляет, а просвещает, не разрушает, а созидает. Ради своей любви и своей семьи человек старается жить. Так, солдат на войне, хоть и совершает подвиги, но старается беречь себя для мира, для того, чтобы вернуться к жене и детям.

Любовь в ее апогее – это наш Господь, единый в Троице, где все Ипостаси Бога любят друг друга. Господь любит каждого из нас, какими бы мы ни были, и дарит нам жизнь и возможность совершенствования. А кроме того он постоянно призывает к любви и нас с вами: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34).

 
Автор: Андрей Сегеда
Россия, г. Новосибирск
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст