Азы православия

Кьеркьегор – долгий путь до рая


Сёрен КьеркьегорСёрен Кьеркьегор

Кьеркьегор — этот тонкий, боязливый, всегда страдающий человек, в своих произведениях во всём превосходит себя и говорит громко, мудро и высоко. Это ещё один образ того, как человек по благодати перерастает недостатки, страхи, комплексы и любую неполноценность, и становится человеком новым, который задуман стоять выше ангелов.

И, хотя в полной мере это перерождение произошло в жизни святых, но и любой деятельный или страдающий  христианин причастен ему. Господь медленно расчищает в сердцах место для Себя, постепенно преображая желающего того человека. И тогда, в благодати, расцветает душа и каждое свойство личности находит свою полноту. Жизнь превращается в житие. Такой человек, хотя и касается быта, но не причастен ему, хотя и может вполне деятельно помогать ближним, но он — не здесь. Или, иначе сказать, человек этот становится окном, иконой, из которой на землю начинает литься небо.

Но путь к этому постепенный и всегда медленный. Другие, особенно домашние, могут и вовсе не заметить тех перемен, которые творит благодать с человеком.

И, вот вопрос — преображения хотят многие, а достигают не все. Кто же? Только те, кто хоть в чём-то не живёт для себя. Кто, пусть в малой мере, но жертвует своим покоем, деньгами, временем и силами, чтоб кому-то другому и близкому стало светлее. И чем больше этот труд, чем больше жертв приносит человек для счастья другого, тем большей меры преображения он достигает.

Всё это — в конечном итоге, та милость, которой мы научаемся через жертву, а жертвы принимает Господь. Кьеркьегор, подобно любимому им Аврааму, приносит Богу свою земную любовь к девушке. Он был уверен, что сочетать брак и служение невозможно. Думаю, что и его несостоявшаяся невеста не пожалела об этом, ведь она была обычнейшей девушкой, которая хотела счастья, как у всех, а не высот веры.

Кьеркьегор же заметил, что более всего убивает христианский дух нежелание подвига, отказ от искания высот. Ещё в 10 веке святой Симеон Новый Богослов считал мнение, будто нельзя теперь стать великим святым, - злейшей ересью, происходящей от духовной лени. Именно эта духовная лень ведёт к внешнему фарисейству, верности в обычае и совершенному отсутствию любви. А без любви жить в христианском обществе становится невыносимо. В такие города и страны Господь посылает юродивых, которые напоминают людям о высоте. Они нарушают внешний благообразный порядок ради того, чтобы жертвы людей были с милостью, а не вынужденые. Они будят людей и говорят о необходимости подвига для любого, кто называется христианином. Датский философ и был кем-то вроде такого юродивого. В родном Копенгагене он постоянно подвергался насмешкам и оскорблениям, и совершенно не имел друзей. Но сами его книги были призывом к подлинному христианству, которое невозможно без подвига. Философ говорил, что не может до конца помыслить дело Авраама. И это именно потому, что велик подвиг праотца. Велико доверие Господу, которое есть тоже подвиг. Постепенно Кьеркьегор открывает, что и страдание человека на земле тоже становится подвигом, если посвятить его Господу. Он говорит, что «страдания — это радостный знак того, что наш путь ко Христу верен».

И, всё же, Бог пришел в мир, чтобы люди обрели радость. Об этом философ уже не говорит, но в радости и живёт тот, кто живёт для Бога.

Люди, далёкие от подлинного христианства, не хотят такой подвижнической жизни, а подвижник не может себе представить, как можно существовать по другому. Святость, праведность — именно они нормальны в глазах неба, а потому и в глазах изменившегося человека. Без этой жизни для ближних никогда невозможно найти себя. И, что бы подвижник ни делал, пишет ли он книги, борется ли со страстями, утешает уставших и кормит бедных — он знает, что землю в целом не превратить в рай. Но, всё же, рай на земле возможен, и он являет себя тогда, когда два сердца, пусть то сердце Бога и человека, или двоих любящих людей — живут одной жизнью. И вот тогда между ними и в них всеохватно и свято сияет рай, который есть всегда любовь наша...

 
Автор: Артем Перлик, г. Донецк, Украина
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст