Азы православия

Извинительный грех


Артемий Слёзкин
Артемий Слёзкин

Для атеиста слово «грех» – что-то вроде нравоучительной метафоры, пустого глагола, никак не трогающего душу. Многие даже не ставят знака равенства между словами «грех» и «плохо». Напротив, под грехами часто видятся лихие, пижонские поступки, например: «с такой-то бабенкой сделали грех», «грех было не украсть», «выкушал беленькой, греха-то...» и прочая. Под грехом здесь скрывается не то что благородный, но обыденный, повседневный поступок, которым можно даже прихвастнуть в компании.

У верующих все сложнее. Грех – это безусловное зло, отдаляющее от Бога и потому причиняющее вред бессмертной душе. Но и у нас, православных, существует некая негласная «шкала» грехов, согласно которой есть грехи действительно «плохие», которые нужно обязательно исповедать пред Богом, и грехи... как бы помягче сказать... извинительные. Самый распространенный – чревоугодние и сластолюбие. Знаю, что грубить – плохо, обижать нельзя, гневаться, завидовать, воровать, блудить, ненавидеть. Но как удержаться от вкусного куска? Да и что тут такого плохого? Я же должен принимать пищу! И почему она обязательно должна быть пресно-постной? Что Богу от того, что я съем лишнюю котлету? Да, уже сыт, но ведь вкусно. И чай как же без печенья пить – только продукт переводить. В общем, во всем каяться я буду, и в грехе чревоугодия – ну куда я денусь, – тоже буду. Только избавляться от этого греха не хочу и не буду. Потому как он извинительный, не осудит Бог, Сам же велел молиться: «хлеб наш насущный даждь нам днесь».

Вот с таких размышлений, с таких «извинительных грехов», которых у всех у нас пруд пруди, начинаются сделки с совестью. Мол, ты совесть, помолчи, я буду извинительно грешить. Заметьте – мы всегда извиняем себе те грехи, которые намертво въелись в «кожу» души и которые мы ни при каких условиях вытравливать оттуда не собираемся. И то, дураки, не понимаем, что после смерти все по мытарствам пойдем. И для каждого «извинительного греха» будет свое мытарство. Пройдем ли мы его?

Скажете: ну мы ж каялись! Бог простил! А если не успел покаяться? Мы постоянно забываем, – нельзя быть христианином наполовину, на 75 %, на 90%. Быть христианином – это всего себя вверить Богу, всего себя повергнуть перед Ним. А это значит, нужно душу Ему все вытряхивать, стенать, вопиять: Господи, не могу я победить свой самый въедливый, самый «извинительный» грех. Знаю, что грех этот к смерти, к геенне, а ничего с собой поделать не могу. Помоги, спаси меня от меня самого!

Ложь пути «извинительного греха» в том, что можно «извинить» себе любое паскудство, любое черное дело. Дать ему простое объяснение: ну не могу я одолеть этого зверя. Пусть уж живет здесь, как-нибудь сживемся. Это путь в ад. И зверь этот Там, за гранью смерти, будет веки вечные мучить нас. Представьте: во всех своих грехах вы покаялись. Пусть не изжили полностью, ибо это удел немногих святых. А один, «извинительный», так и остался нераскаянным. Потому что вы не считали его грехом, а считали «частью себя». Но штука в том, что эта «часть» как раз и будет нашим грозным истязателям в аду.

А потому – не будем ни в чем себя извинять, никакие дела свои. Будем просить Господа очистить нас, не видя ничего в себе хорошего, ибо очень часто «извинительные грехи» маскируются под «добрые дела», – добрые для других, но не для нас. Думаю, самый верный путь – путь непрерывного самоукорения, видения своего недостоинства пред Богом и людьми, видения себя прахом, грязью, смердящим червем. Это должно быть не внешним «самолюбованием своей греховностью», что есть прелесть бесовская, а исходить из самих глубин наших. Только тогда будет толк. Только тогда будет помощь от Бога, будет простор в душе. Никаких извинений себя!

 
Автор: Артемий Слёзкин, г. Севастополь, Крым, Россия
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст