Азы православия

Икона Рождества Христова


Икона Рождества Христова

Икона Рождества Христова помогает духовно прикоснуться к событию Рождества Господа нашего Иисуса Христа.

В центре иконы - запеленутый Богомладенец. Рядом - только что родившая Своего Первенца Пресвятая Дева. Младенец лежит в яслях (кормушке для скота) в Вифлеемской пещере. Бессловесные животные потеснились в своем хлеву, дав место Сыну Божиему родиться Сыном Человеческим. Только люди не хотят дать место Богу в своем сердце, впустить в свою жизнь Создателя мира и Судию вселенной. И это продолжается уже более двух тысяч лет. Грех, совершенный человеком, тяжким грузом лежит на всей живой и неживой природе.

Любого родившегося младенца прежде, чем завернуть в пеленки, нужно омыть - искупать. Эта сцена изображена в левом нижнем углу иконы. Омовение Младенца подчеркивает подлинность рождения Сына Божия, то, что Он - полноценный, настоящий Человек, а не только принял человеческий вид.

В правой нижней части иконы изображается святой праведный Иосиф. Он показан в позе тяжелого раздумья. Перед ним фигуры, символически изображающие искушения Иосифа о Деве Марии. Все его сомнения разрешил Ангел Гавриил: Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого (Мф. 1, 20).

В правой части иконы изображено явление Ангела, несущего пастухам весть о рождении Спасителя. Левее Ангела-благовестника мы видим Ангельский хор, воспевший хвалебную песнь Богу в ночь Рождества, и радостное ликование Ангельского мира.

В верхней части священного изображения сияет Вифлеемская звезда, указывающая путь к Богомладенцу волхвам, которых мы видим в левой части иконы.

Можно ли перепутать икону Рождества Христова с иконой Рождества Богородицы? Нет. Некоторое сходство есть лишь в названиях икон. А взглянув на эти иконы, мы сразу отличим их. Ведь Богоматерь родилась в уютных условиях родного дома и спала в Своей детской кроватке. А Спаситель мира родился в пещере-хлеву и был положен в ясли - кормушку для скота.

Праздничная икона (икона праздника) раскрывает перед нами смысл произошедшего - явление в земном мире Бога. Это - смысловой центр всей земной истории. Священные события, изображенные на иконном образе, не только говорят, как все это происходило, но и зовут нас войти в тот мир, где царствует Богочеловек Иисус Христос.

Если бы не иконописец, а художник решил все это выразить в своих живописных полотнах, ему потребовалось бы написать несколько, не менее шести, картин. И они только рассказали бы о событиях, связанных с рождением Господа, но никак не смогли бы дать нам возможность духовного участия в этих священных событиях. Такая задача под силу лишь православной иконе.

 
Автор: протоиерей Борис Балашов
Из книги: «Великие праздники»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст