Азы православия

Говорящая лопата


Артемий Слёзкин
Артемий Слёзкин

Изучая в школе историю Древнего Рима, я узнал поразивший меня факт: рабы римлян считались не людьми, а «говорящими орудиями труда». Вроде говорящего придатка к плугу и мотыге. Рабы были, конечно, людьми, но людей, по естеству равноценных хозяевам, в них почти никто не видел. Так, товар, моя собственность. Хочу – бью, хочу – морю голодом, надоест – продам, придет в негодность – убью.

Сегодня такую античную дикость трудно представить. Однако для духовной жизни кое-что из этого можно взять на вооружение. Кто мы? Рабы Божии. Да, это рабство свободы, рабство сладостное, желанное. Однако хорошо бы, ради смирения и отсечения жала тщеславия, считать себя отчасти рабами и в древнеримском «формате».

Во-первых – считать себя не самостоятельной, независимой личностью, а собственностью. Кого? Христа. Добровольно отдать себя в рабство Ему, говоря: «Господи Иисусе, прими меня в число Своих верных рабов и распоряжайся, как Своей собственностью. Делай со мною и мною все, что считаешь нужным, только спаси!»

Во-вторых, видеть себя говорящим орудием труда, говорящей лопатой в руках Божиих. Господь возделывает, перекапывает души людей, чтобы посадить в них благие семена спасения. Вот и нужно быть лопатой в Его руках. Как это? Поясню. Подаем милостыню просящим – Христа ради, помогаем немощным, волонтерствуем в хосписе во славу Божию, посылаем посылки в тюрьму малознакомым заключенным, переписываемся с ними, поддерживая морально, безвозмездно сдаем кровь для детей на донорском пункте – во славу Божию, ради пречистого Имени Его... И приговариваем при этом: «Как же Господь милостив! Как же Он промышляет о чадцах Своих – больных, недужных, заключенных, детях! Как Он заботиться обо всех о нас! Да прославят все эти люди Бога за Его бесчисленные благодеяния...»

Заметь: ни слова о себе. Ни слова! Бог творит, Бог милует – не я. Кто я? Говорящая лопата. Что лопата может сама по себе, без Того, Кто будет ею работать? Ни-че-го. Будет стоять в сарае, бесхозная, бесполезная. Вот так и нужно: я – лопата! А лопате права голоса не давали. Потрудился во славу Божию, исполняя заповедь любви к ближним – не ты потрудился, Господь. Он – Источник всякого блага для ближних твоих.

Идея «говорящей лопаты» не нова. Сам Христос говорит: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10). Что же мы ДОЛЖНЫ делать? Помогать, подавать, оберегать, заботиться, защищать, поддерживать. Служить Богу, одним словом.

Чем хорошо видеть себя говорящей лопатой? Мы сразу отсекаем от себя гордость и тщеславие. Как я могу приписывать СЕБЕ сделанное благодеяние, когда его совершил БОГ? Пусть и моими руками, моими силами, средствами, жертвами. Не я виновник добра, Христос – Виновник, Податель добра. А мое место – среди других Его хозяйственных инструментов. Всё! Нет гордости, нечем тщеславиться! Я – всего лишь говорящая собственность Владыки. И никакой награды мне не нужно. Какая награда плугу, мотыге, бороне, граблям, лопате? Жив – и слава Богу!

Все доброе, что мы делаем в жизни ближним нашим, нужно приписывать не себе, но Богу. То, что мы вообще можем творить добро другим – великая милость Божия к нам, ко мне! Ведь и мою душу Господь перекапывает лопатой Своей, перекапывает, чтобы засеять ее семенами жизни вечной, помочь им прорасти, подняться, дать всходы, а потом – и плоды. О какой еще награде в праве я просить Его? Помогать ближним – мой долг, иначе никакой я не христианин.

Не тщеславиться же помощью другим – моя желательная, но не всегда достижимая обязанность. Вот мне и инструмент в руки – быть говорящей лопатой, быть полезным орудием воли Божией ради блага ближних.

В заключение вспомню слова святого Иоанна Крестителя. Обращаясь к иудеям, которые шли к нему креститься, он говорил им: «...лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3, 12). Стать бы нам пшеницей и не стать – соломой!

 
Автор: Артемий Слёзкин, г. Севастополь, Крым, Россия
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст