Азы православия

Уважаемая редакция! Прошу вас ответить на мои вопросы, которые интересны многим.

А. Можно ли помещать на могильном кресте икону вместо фотографии усопшего?
Б. Имеет ли право певчая с амвона дирижировать прихожанами во время чтения общей молитвы «Отче наш»?
В. Имеет ли право свечница гасить свечу, сгоревшую лишь наполовину?
Г. Допустимо ли прибивать гвоздями ко кресту изображение распятого Христа?
Буду признательна за ответы.

Р. Б. Анна

ГОРЕТЬ ДОЛЖНО СЕРДЦЕ

 

От редакции. На вопросы читательницы отвечает клирик Второго Новомосковского благочиния Днепропетровско-Павлоградской епархии Андрей Петрич, настоятель храма в честь святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ул. Центральная, 6, с. Афанасьевка, Днепропетровская обл., 51224)

фото церковь Петра и Павла

Уважаемая р.Б. Анна, на кресте допустимо изображение Христа и Богородицы вместо фотографии усопшего, и это даже будет в какой-то степени правильнее, ведь существует чин освящения надгробного креста священником на могиле усопшего. И когда мы приходим на кладбище, мы крестимся и прикладываемся ко святыне - Кресту, на котором пострадал Христос, Воскресший из мертвых, и целуем иконку как видимый образ Господа.

В храме должно быть все благообразно и по чину да бывает, как пишет нам апостол Павел в одном из своих посланий (1 Кор. 14. 40). Это и тишина на службе, и стройное, красивое пение, и благоговейная молитва. Главная задача хора - молитвенное, благоговейное исполнение песнопений, предписанных по Уставу. Как они этого достигают - это уже их задача, на это есть регент, именно он может разрешить кому-то дирижировать, а наша задача - молиться.

Очень важно именно молиться, а не смотреть, кто как пришел, как свечи ставит, кто как молится и что делается на клиросе. Благоговейно ценить каждую минуту, проведенную в храме, стоять так, как стоял евангельский мытарь и молился с полным сокрушением сердца: «Боже, милостив буди мне, грешному!» (Лк. 18. 13), за что вышел из храма более оправданным, чем фарисей. Так же и мы должны выходить из храма оправданными, а не осужденными Богом за небрежное поведение в церкви.

Свечу гасить можно, оставляя огарочек любой длины. Это никак не влияет на степень помощи нам. Рассуждать, что чем больше свеча прогорит, тем быстрей Господь исполнит нашу молитву, - это даже в некоторой степени суеверно, ведь Бог не судит о нашей молитве по длине свечи и как долго она горела, а по огню веры, который горит в нашем сердце.

Свеча - видимый знак нашей любви к Богу, с одной стороны, а с другой - это приношение Господу, Богородице или же святым. На Святой Земле в некоторых монастырях, где очень много паломников и просто невозможно каждому ставить персональную свечу, существует интересная практика. Ставятся большие свечи и зажигаются перед иконами, человек подходит, тушит свечу, потом зажигает еще раз, помолится о своих проблемах, отходит, а на его место сразу же становится следующий паломник. И все повторяется. Никто не ждет, пока догорит зажженная им свеча, а молятся и веруют, что Бог слышит и принимает их молитвы.

Подобная ситуация бывает и в наших храмах, когда собирается много народа и возжигается много свечей, а подсвечников не хватает. Главное - помнить, что даже если свеча совсем немного погорела, ваша жертва Христу принята!

Если практические соображения предписывают закрепить изображение Господа указанным Вами способом, то это не запрещено, плотник не будет причислен к распинателям Христа и не понесет наказания Пилата. Главное, чтобы все было сделано аккуратно и красиво. Нужно осознавать, что Спасителю мы приносим боль своими грехами, которые и отдаляют нас от Создателя.

 
из журнала:  «Спасите наши души!»  № 7, 2013 год.
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст