Азы православия
Архимандрит Рафаил (Карелин

Барометр нашей любви

Почти у каждого христианина имеется маленькая книжка, называемая помянник, - образ древнего диптиха, где написаны имена живых и усопших. Эту книжку он подает в храме на проскомидию и ектеньи, на молебны и панихиды, ее он должен читать ежедневно в своих домашних молитвах.

Что означает список имен? Каждое имя знаменует собой человека: в списке живых человеческую личность, в списке умерших - душу, ушедшую в другой мир, в неведомое нам бытие. Помянник - это то духовное поле, на котором мы невидимо встречаемся с душами живых и усопших, не только с ними, ни и с их Ангелами Хранителями. Помянник - это связь между живыми и мертвыми, между всеми, кто носит имя христианина. Связь через благодать, где нет препятствий и расстояний, нет далеких и близких, нет разделения и различия между живущими на земле и теми, кто находится под землей, чьи тела пребывают в могилах, как на своих ложах, до Воскресения из мертвых. Мы все находимся в духовном Граде, имя которого Церковь.

Помянник - это место встречи; путь туда лежит через человеческое сердце. Только голос сердца слышен на небе, а слова одних уст бесследно растекаются по воздуху и исчезают, как рябь на поверхности воды. Нерадивая молитва не единит человеческих душ; она похожа на цепь с разорванными звеньями. За каждым именем скрыт человек с его нуждами, страданиями и болью. Каждое имя - это уста, которые просят нас о помощи. Мы должны обращаться с именами, словно с теми людьми, которые скрыты под ними, как под завесой.

Есть обыденное выражение "читать помянник". Как часто мы делаем это буквально - читаем, а не молимся, перечисляем имена, будто отсчитываем камушки, а нередко читаем с отключенным сонным сознанием, расслабленной волей, рассеянными мыслями, как будто слепыми глазами.

Молитва имеет один корень со словами "молить", "умолять", "миловать", "милость", "умиление". Молиться - это просить Бога о помиловании, как осужденный просит судью о пощаде. Умолять - это значит чувствовать чужую боль, как свою собственную, это протягивать руку упавшему, это как бы брать на себя тяжесть изнемогающего под ношей.

Две части помянника похожи на день и ночь. Живые находятся на земле, как бы при свете дня: мы можем их видеть, слышать и осязать. Усопшие ушли в тот мир, который для нас остается тайной: они живы, но мы не видим их, как в ночной темноте.

Помянник - это символ того, что наши близкие всегда с нами. Помянник - это память о смерти, с которой каждый из нас подписал договор в день своего рождения: те, кто находится в списке живых, в свое время перейдут в список умерших, но нет ни одного имени, которое было бы перенесено обратно. Еще ни один человек на свете не обратился назад на этом пути, как не может волна реки пойти против потока. В то же время, помянник - свидетельство о том, что смерти нет, что смерть -это только разлука, но и ее преодолевает молитва.

На земле все страдают - и праведные, и грешные; все нуждаются в помощи и сострадании, поэтому имена, написанные чернилами, в духовном плане написаны слезами и кровью.

Помянник - барометр нашей любви: насколько внимательно мы читаем его, насколько имена глубоко проходят через наше сердце и согреваются теплом, настолько мы исполняем заповедь Божию о любви, которая выше закона.

Вера, надежда и любовь - триедины. Но вера - это первая ступень духовного восхождения; она рождает внимание и укрепляет терпение в молитве. Внимательная молитва дает человеку некое таинственное извещение о том, что он услышан Богом. Надежда изгоняет сомнение и низводит в душу благодать, которая открывается как любовь; тогда человек молится о своих врагах как о друзьях и не хочет, чтобы кто-либо был наказан за него. Он молится о благополучии своих обидчиков и прощает их, хотя они и не просили прощения. Молиться сосредоточенно и внимательно трудно, как проливать кровь, поэтому помянник похож на поле невидимого боя; но после усердной молитвы за людей человек чувствует покой совести и радость как торжество победы.

Помянник - это возможность выплатить долг усопшим, который остался за нами. Помянник - проверка веры, обличение надежды, испытание любви, это раскрытие того, что скрыто в нашем сердце: сострадание или безразличие, тепло весны или холод зимы. Помянник - это приготовление к собственной смерти, когда душу встретят те, кого она любила, за кого молилась, кто опередил ее на пути в вечность. Помянник - это ветвь, брошенная тем, кто находится в аду, как бросают веревку утопающим в омуте. Помянник, отданный в алтарь на Литургию, становится подобным скинии Авраама, где все нуждающиеся обретают покой.

Грешник - враг собственной души, которая не только в будущем веке, но и здесь на земле страдает. Но сам грешник не сознает этого, как не понимает рожденный в темнице, что он лишен солнечного света. Но даже в душе грешника есть некая память о небе, и поэтому имена людей, потерявших Бога, - это очи их духа, наполненные слезами, которые обращены с мольбой к людям.

Помянник - возможность всегда и везде делать людям добро. Когда человек от души молится за других, то их Ангелы Хранители молятся за него; поэтому помянник - один из источников духовного света для тебя самого, и твоя молитва, как отраженный свет, усиленный молитвами Ангелов, возвращается к тебе. Помянник - это предвестник твоей будущей встречи с теми, о ком ты молился; они будут благодарны тебе больше, чем голодные тому, кто кормил их. Самое высшее счастье человека - умение любить. Любовь - это сама жизнь, а помянник - возможность ежедневно учиться науке любить людей.

В помяннике скрещиваются пути: от сердца к сердцу - молитва тех, кто на земле; молитва о тех, кто спасен, - путь, уходящий в небо; молитва о тех, кто осужден, - луч, нисходящий в бездну ада. Эти три пути, пересекаясь друг с другом, образуют крест.

Господь сказал: Какой мерой мерите, такой будет отмерено вам, и Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Твой помянник, если ты часто раскрываешь его, - это надежда на то, что твое имя будет написано в вечном Помяннике на небесах в памяти Божией.

 
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст