Азы православия

Агрессия прогресса и регресс духовности


Агрессия прогресса и регресс духовности
Источник фото: radioteos.ru

Окружающая действительность не перестаёт удивлять нас всевозможными новшествами в различных областях жизни. Более того, мы так свыклись с их частым появлением, что чувствуем своего рода дискомфорт, когда "давно нет чего-то новенького".

Перемены в жизни общества - всегда ли это хорошо? Договоримся под переменами понимать "поступательное движение вперёд, улучшение в процессе развития", что согласно Словарю русского языка С.И. Ожегова именуется прогрессом. Попытаемся с христианской позиции проанализировать взаимосвязь прогресса и духовного состояния общества.

Но прежде чем приступить к рассмотрению данного вопроса, сделаем два уточнения. Первое - из всего широкого спектра проявления прогресса в общественной жизни, выделим только лишь одну его составляющую – прогресс научно-технический. Второе - уровень оценки будет не богословский, а в пределах уровня прихожанина православного храма.

Чтобы определить степень достижений, в выбранной нами области, сопоставим: то, что мы имеем теперь, с тем, что имело человечество в начале своего развития.

Но здесь мы сразу же сталкиваемся с различным пониманием, как самого факта возникновения, причин зарождения жизни на земле, так и времени, когда это произошло.

По мнению учёных - это результат естественного отбора, происшедшего в природе. Христианство же указывает на творческий акт, совершённый Богом. Учёные очень размыто датируют возникновение человека – миллионами лет. Библия же определяет конкретную дату: 5508 лет (согласно греческому и славянскому летосчислению) до Рождества Христова, плюс 2000 лет после.

Поскольку начало жизни первых людей более конкретно описывается не учёными, а Священным Писанием, (причём, с указанием имён) обратимся к нему.

Хотя Библия не упоминает, чем занимались сами Адам и Ева в условиях земного, а не райского обитания, она ясно показывает род занятий их первых детей Каина и Авеля. "И был Авель пастырь, а Каин был земледелец" (Быт. 4.2). С помощью каких орудий первые люди обрабатывали землю, как ухаживали за животными, где жили, во что одевались о том Священное Писание умалчивает.

Первенец первой четы Адама и Евы становится первым человекоубийцей на земле, что и послужило разделением человеческого рода не только по степени греховности, но и территориально. "И пошёл Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема" (Быт. 4.16).

У Каина и его жены (дочери Адама и Евы, т.е. сестры Каина, имя которой не указано) рождается сын Енох, в честь которого Каин называет построенный город. Что это за "город" для одной семьи? Из чего он был построен? Возможно, стоянка, где проживала эта семья, в последствии, в результате увеличения численности людей стала городом в нашем понимании. В первое же время она была просто "огорожена" от возможного нападения диких зверей.

О шестом поколении Каина встречаем любопытное замечание: "...он (Иавал) был отец живущих в шатрах со стадами" (Быт.4.20). Толкователи говорят, что именно Иавал изобрёл шатёр, как переносное жилище, столь необходимое кочевым народам при переходе с места на место в поисках новых пастбищ.

Брат Иавала Иувал "...был отец играющих на гуслях и свирели" (Быт.4.21). Довольно конкретно показано возникновение музыкальных инструментов и зарождение музыкального творчества.

Их сводный брат Тувалкаин "...был ковачом всех орудий из меди и железа" (Быт.4.22). Вот имя человека, который первым начал добывать из руды медь и железо и ковать из них различные орудия. Причём, слово "всех" можно понимать, что эти орудия были как мирного, так и военного назначения. Вероятно, первый меч выкованный Тувалкаином внешне не очень сильно отличался от мечей римских легионеров рабовладельческой эпохи и от мечей, изготовляемых в наши дни.

Обратим внимание также и на ту особенность, что имена братьев, которые были родоначальниками мирных профессий: кочевников-животноводов и музыкантов созвучны и сходны по написанию: Иавал и Иувал. Имя же родоначальника "ковачей всех орудий" содержит в себе имя предка, первого человекоубийцы Каина: Тувалкаин. Не исключено, что изготовитель первого в истории человечества меча, сам испытал его в деле.

Заметим также, что первые изобретения и открытия относятся к роду Каина, роду "сынов человеческих". Святитель Феофан Затворник поясняет, что это происходило от ощущения внутреннего дискомфорта, явившегося следствием усугубления во зле. Игрой на "гуслях и свирели" человек пытается как-то восстановить или заменить утраченную связь с Богом.

Первый поэтический опыт стихосложения относится к отцу братьев-изобретателей Ламеху.

Посмотрим, что воспевает счастливый отец семейства?

 

Ада и Цила! Послушайте голоса моего;

Жены Ламеховы! Внимайте словам моим;

Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне. (Быт.4.23)

 

Комментарии, как говорится, излишни.

Ламех - первый упоминающийся человек, который берет себе две жены, т.е. вводит многоженство (восточные гаремы - развитие этого "начинания"), тем самым нарушает Божью заповедь о моногамии. Не удивительно, ЧТО его вдохновляет – убийство.

Потомство Сифа (другого сына Адама и Евы "вместо Авеля, которого убил Каин" (Быт.4.25)) какими-либо замечаниями о роде занятий не отмечено. Однако, можно предположить, что эти два рода находились в тесном контакте, ибо "... сыны Божии... увидели дочерей человеческих... и брали их себе в жёны..." (Быт.6.2).

В результате смешения родов происходит заимствование не только "развращения человеков", но, вероятно, и новых орудий труда, новых технологий их производства. Так Ной какими-то инструментами строил ковчег - судно довольно внушительных размеров (длина... триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей (Быт.6.15)). После потопа Ной "...лежал... в шатре своём" ( Быт.9.21). То есть, с успехом использовал изобретение Иавала.

Археологические находки, свидетельствующие об орудиях труда первобытных (т.е. первых в бытии) людей никак не противоречат Библии. Даже в наше время любой человек использует подручный материал, если нет специальных инструментов. Наверное, каждый хоть раз забивал гвоздь камнем, когда под рукой не оказывалось молотка. Так и первые люди могли использовать палку для копания ям, острый камень как нож или, привязав его к палке, как топор, как копьё или как стрелу.

Наше внимание привлекает несколько иной факт.

На протяжении тысячелетий эти орудия труда и оружие для ведения войн существенных изменений не претерпели. Меняется качество: щит, сплетённый из веток, щит из дерева, щит из металла, но щит остаётся щитом вплоть до наших дней (милицейский щит из прозрачного высокопрочного пластика).

Сохой бороздили поля Европы до 20-го века, а кое-где в мире используют и в наши дни. Сегодня лук у цивилизованных народов - спортивный снаряд, а у отдельных племён Африки или Южной Америки - боевое оружие. Придуманные на заре человеческой цивилизации вещи продолжают служить людям до сих пор.

Удивительно, что на протяжении первых тысячелетий в области изобретений не наблюдается глобальных изменений. Египтяне строят пирамиды, поражающие своим величием даже наших современников, и в то же время ведут войны с помощью традиционного набора: щит, меч, лук, копьё. Почему не совершенствуется оружие? Неужели лучшие головы Египта были склонены только над чертежами пирамид? Нет.

Исторический опыт подсказывает, что, практически, все изобретения и открытия находили первоочередное применение в военном деле. Превосходство в вооружении - это захват чужих территорий, это рабы, это богатства покорённых народов. Египтяне не хотели превосходства? Хотели. И на момент строительства пирамид они его имели. В то время египетская армия была самая сильная на Ближнем Востоке. Особую её силу составляли боевые колесницы, конница. (Кадры военной хроники позволяют нам видеть конницу, состоящую на вооружении Красной армии в годы Великой Отечественной войны).

Конница была главной ударной силой не только в египетской армии. Греки, римляне, персы и другие народы использовали лошадей для ведения войны. Не было их только у богоизбранного народа - евреев. Почему?

Этот вопрос требует особого рассмотрения.

Впервые в Священном Писании слово "лошадь" встречается в конце книги Бытия. Находясь в Египте, будучи советником фараона, Иосиф "... давал... хлеб за лошадей...". Но брал-то он лошадей у египтян не для евреев, а для фараона. Евреи по-прежнему ходили пешком или ездили на ослах. Сказано, что у Авраама были "лошаки". Были, когда он находился в Египте. Возможно, он забрал их с собой, когда уходил от туда. Но лошак это не лошадь, а смесь жеребца и ослицы. Лошадь, до египетского рабства, не стала у евреев средством передвижения.

Чтобы попытаться понять мотивы поступков патриархов истинной религии, религии Иеговы, заставившие их отказаться от обладания такими грациозными, красивыми животными, как лошади, рассмотрим такой пример.

Какие чувства испытывает человек, сидящий в суперсовременном, сверкающем Мерседесе, глядя на другого человека, едущего на стареньком Запорожце? Даже если машина не его (товарищ соблаговолил подвезти) человек смотрит свысока. "Я на ТАКОЙ машине!" Но и человек в Запорожце взирает на прохожего, пусть не столь высокомерно, но все же свысока. "Я еду, а ты едёшь! У меня есть на чём ехать!" А идущий по тротуару человек ощущает ущемлённость своего положения, пусть он даже идёт в гараж за новейшим Лимузином, потому что в этот самый момент он идёт, а другие едут.

Заботясь о внутреннем состоянии человека, состоянии покоя, Авраам, Исаак и Иаков, по всей видимости, не были благосклонны к лошадям, как к дорогому и быстрому средству передвижения, средству ведения войны, в ходе которой следовало уповать не на лошадь (или какое-либо оружие), а на Бога.

К моменту выхода из Египта - страны явно передовой во всех отношениях, евреи перенимают различные ремёсла, научаются письменности и многому другому, но расплачиваются за всё это утратой истинной религиозности. Моисей, выведя народ еврейский из египетского рабства, строго запрещает вступать в дружбу или какие-либо соглашения с Египтом. Почему? Причина всё та же; забота о духовном состоянии богоизбранного народа, который за два столетия добровольного египетского рабства утратил веру в истинного Бога.

Прогрессируя в материальном, евреи регрессировали в духовном. Хотя отдельные моменты истории красноречиво свидетельствуют о небывалых подъёмах религиозных чувств в народе и его вождях. Примером тому служили такие цари, как Давид и его сын Соломон, которые, используя достижения строительного искусства и других ремёсел, строят Иерусалимский храм. (Давид, правда, подготовил всё необходимое для строительства, а сам Храм строил Соломон).

Далее, как мы уже отмечали, на протяжении тысячелетий в истории человечества существенных, кардинальных изменений в области научно - технического прогресса не происходит. Хотя сами науки существуют и определенные открытия, конечно же, делаются, но на жизнь людей это особого влияния не оказывает.

Даже яркий технический гений Архимеда не смог изменить что-либо не только в мире, но и в защите его родных Сиракуз. Военные машины великого грека лишь вынудили римские войска отказаться от штурма и перейти к осаде города. Предательство же открыло городские ворота. Изобретения выдающегося мыслителя в военном деле имели ограниченный, локальный характер и не смогли спасти от меча римского легионера даже самого Архимеда.

Меняются эпохи, возникают и исчезают народы, государства, а средства передвижения все те же животные: лошадь, верблюд, осел. Оружие: щит, меч, лук, копье. Землю рыхлят все той же сохой.

Но в начале второго тысячелетия от Рождества Христова, предположительно в Китае, получают порох. Думал ли неизвестный изобретатель, глядя завороженным взглядом на яркий форс огня и брызги рассыпающихся искр, чем обернется его находка для судьбы человеческой цивилизации? Конечно нет. Увеселительные разноцветные фонтаны фейерверков у императорских дворцов не были похожи на межконтинентальные баллистические ракеты, таящие в своих ядерных боеголовках смерть для всего живого на Земле. Озаренные ярким светом первых фейерверков ночи Китая и, залитые холодной тьмой, ракетные шахты Невады разделяют не только несколько тысяч километров, но и несколько веков.

Попытаемся обратить внимание, как на динамику развития техники, так и на духовность общества, этой техникой обладающего.

Средина второго тысячелетия, точнее, первая треть пятнадцатого века, отмечена появлением первого ручного огнестрельного оружия - аркебузы (франц.); пищали (древне - русск.). От каменной или свинцовой пули все труднее укрыться за щитом. Не спасает и тяжелое защитное вооружение: панцири, металлические шлемы, латы, кольчуги. Но прогресс в области вооружения не стоит на месте. Пусть и детскими, робкими, медленными шагами, но все же движется в сторону совершенствования. Спустя столетие (!) в 20-х годах 16-го века в Испании, а затем и в других странах, появляются мушкеты. Обладая оружием, поражающим противника на расстоянии до 250 метров, веселые мушкетеры сменили тяжелые неудобные доспехи на легкие плащи и широкополые шляпы с перьями. Война превращается в забаву?

Именно на начало 16-го века приходится возникновение испанской колониальной империи, основу которой составляли завоевания в Америке. Безусловно, с мушкетами и тяжелыми орудиями порабощение диких племен Амазонки - задача не столь трудная, как скажем, война с соседями: Португалией и Францией - странами таким же оружием обладающими. Дикари обращались в бегство при одном виде "палок испускающих огонь" и "огромных собак" (лошадей) на которых ездили страшные люди, приплывшие на "огромных лодках" из-за океана. Именно наличие огнестрельного оружия (передового, прогрессивного) позволило Эрнану Кортесу, будучи во главе сравнительно немногочисленного отряда, покорять многотысячные племена ацтеков, тольтеков, майя и других. Практически без боя он овладел государством Тауантинсуйу, правитель которого Атауальпа, будучи напуган возможными последствиями войны со страшными людьми (полубогами), приказал распахнуть ворота Куско. Пала столица огромного государства (Тауантинсуйу занимало территорию современного Перу, Боливии, Эквадора, севера Чили и северо-западную часть Аргентины), государства с высокоразвитой цивилизацией, но ... не имеющего огнестрельного оружия, поэтому и не сумевшего отстоять свою независимость.

И вот здесь мы становимся перед дилеммой. С одной стороны, наличие более совершенного оружия позволяет творить бесчинства над сравнительно безоружными племенами. С другой - отсутствие превосходства в вооружении - сдерживающий фактор для начала агрессии на соседей (вспомним Португалию и Францию). Следовательно, не наличие совершенного оружия, а именно превосходство в нем укрепляет мысль о безнаказанности. Поскольку есть желание иметь такое превосходство, но не всегда есть возможность его получить, поэтому идет поиск более слабых соседей или далёких народов. Непревзойденная отвага и поразительное мужество Оцеолы и Виниту не смогли превзойти огневой мощи винчестеров в руках агрессора. Безжалостное истребление и вытеснение коренных народов Северной Америки - индейцев в том же 16-ом веке - яркое тому подтверждение.

Превосходство в вооружении это хорошо или плохо? Вероятно, все зависит от того, в чьих руках находится более совершенное оружие, кто им обладает, как и для чего оно будет использоваться. Для защиты - хорошо, великолепно. Но весь трагизм положения заключается в том, что, обладая преимуществом в силе, защищающийся легко превращается в нападающего. И чем больше разница в силе, тем вероятнее превращение.

Представим ситуацию, в которой упомянутое государство Тауантинсуйу обладало бы атомными подводными лодками, мощными танками, сверхзвуковыми самолетами, межконтинентальными ракетами еще в 16-ом веке. Оккупировал бы его тогда отряд Э. Кортеса? Безусловно нет. Но с уверенностью можно сказать, что ацтеки в очень короткие сроки воплотили бы в жизнь мечту многих правителей о мировом господстве.

Но в действительности, именно Кортес взял за свободу правителя покоренного государства, вождя Атауальпа самый большой в истории человечества выкуп 24 тонны (!!!) золота и серебра. Интересен и тот факт, что выкуп-то он взял, а обещанную свободу за него вождю не дал (боясь, что Атуальпа поднимет восстание, Кортес приказал покончить с пленником, который и был задушен). Обратим внимание именно на это.

Что дало право Кортесу поступать не по правилам договора, не по закону совести? Да, это чувство безнаказанности, основанное на силе оружия. Таким образом, технические достижения Испании в области вооружения дали возможность одному из ее граждан проявить свои низменные человеческие качества. Конечно, можно все списать на алчность и не чистоплотность самого Кортеса. Но дело в том, что законы, согласно которым действует как отдельный человек, так и государство не имеют существенных различий, ибо государство управляется тем же человеком или группой людей. Как в человеческих, так и в межгосударственных отношениях в мире основополагающую роль играет фактор силы (будь-то сила военная, экономическая или финансовая).

Но вернемся к истории. Посмотрим, что делается в 15-17-хх веках в общественной жизни народов Центральной и Западной Европы, как наиболее цивилизованных и высокоразвитых.

Именно 14-17-ее века - эпоха Возрождения (Ренессанса) (в Италии 14-16-вв, в других странах конец 15-го - начало 17-го веков). Это эпоха небывалого подъема культуры, расцвета музыки, живописи, архитектуры и т. д. На первый взгляд ничего плохого. Но более тщательное христианское рассмотрение заставляет насторожиться.

Во-первых, "Возрождение" чего? Это время обращения к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его. Христианская Европа отворачивается от Христа и устремляет свои взгляды к древней Греции и Риму, "возрождает" их языческие традиции. В обществе преобладают светские, антиклерикальные тенденции, носящие характер гуманистического мировоззрения. Человек становится высшей ценностью. (Спустя несколько веков это отразится в основном принципе социализма: "Все во имя человека, для блага человека"). Богу-Творцу, Богу-Создателю отводится, как бы, второстепенная роль. "Человек с безграничными возможностями, его волей и разумом отрицает католическую схоластику и аскетизм. Раскрепощенные творческие личности обращаются к человеку как к высшему началу бытия". В картинах "великих мастеров" появляется обнаженная натура. Литераторы в своих произведениях высмеивают недостатки католического священства, перенося их на всю Церковь. Да и сама Католическая церковь не сохранила целостности своего здания - в 16-ом веке от него отвалился кусок протестантизма, который в свою очередь начал рассыпаться на отдельные кирпичики самостоятельных церквей и сект: лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты и другие. Не удивительно, что для некоторых направлений протестантизма характерно стремление "примирить" науку с религией, дать рационалистическое толкование Библии, проповедь "религии без Бога" (т.е. только как нравственного учения).

Но величайшие умы человечества даже в то время (что уж говорить о наших днях) отмечали сползание общества к гибельной пропасти безверия и научно-технической самоликвидации.

Так Леонардо Да Винчи, итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер часть своих изобретений, которые в первую очередь могли быть использованы в военных целях, предал забвению. Конечно, другие люди, в других странах изобрели и парашют, и подводную лодку, и акваланг и многое другое. Но это спустя века. За эти века не построенные Леонардо подводные лодки не потопили тысячи судов, а это десятки и даже сотни тысяч не погибших моряков.

Идут века. Военная техника модернизируется, однако не столь кардинально, чтобы оказывать влияние на тактику и тем более на стратегию ведения боевых действий.

Разработанная И. И. Ползуновым в 1763 году паровая машина положила начало созданию универсального двигателя, служившего до конца 19 века.

Уже в 1769-70 годы французский изобретатель Н. Ж. Кюньо построил паровой трехколесный тягач для передвижения артиллерийских орудий. Эту «тележку Кюньо» считают предшественницей не только автомобиля, но и паровоза.

Практически одновременно на разных концах Земли, изобретатели строят первый паровоз (в Великобритании в 1803 году) и первый пароход («Клермонт» в Северной Америке в 1807 году).

И вот тут-то, можно сказать, НАЧАЛОСЬ!!!

Немного времени потребовалось человечеству, чтобы обшить пароход мощной броней и вооружить артиллерией калибра до 305 мм. Так появился броненосец. Обшитый же броней паровоз с такими же бронированными вагонами стали называть бронепоездом.

Первый двигатель внутреннего сгорания, сконструированный Э. Ленуаром в 1860 г., спустя 26 лет покатил трехколесный автомобиль немца К. Бенца. Началось промышленное производство автомобилей.

Сравнительно легкий и мощный, на то время, компактный и надежный двигатель внутреннего сгорания несколькими годами позже разгоняет по взлетной полосе мировую авиацию, которая, буквально, перелетает в новый век.

Как видим, открытия, проливным дождем хлынувшие на голову человечеству, разнятся в датах своего рождения уже не тысячелетиями, столетиями или десятилетиями, как раньше, а годами и даже месяцами. Отдельные же изобретения и научные разработки делаются учеными разных стран независимо друг от друга одновременно, параллельно.

Трудно сказать однозначно, что явилось основной причиной развязывания первой мировой войны: территориальные ли притязания воинственных стран к соседям, борьба ли за сферы влияния, источники сырья, рынки сбыта, жажда ли мирового господства. В любом случае создание новых, более мощных и разрушительных систем вооружения подогревали и без того горячие головы отдельных политиков, делавших немалую ставку на превосходство "секретного" оружия.

Прискорбно, но факт - такое великое зло как война в 1914-18 гг. разрослось до мировых масштабов. 38 государств бросили в кипящий котел свыше 30 миллионов своих граждан, (мобилизовав 74 млн. чел.) из которых 10 млн. чел. были убиты и свыше 20 млн. чел. - ранены.

Какой же вывод делает прогрессивное, цивилизованное человечество? Война - это зло, которое никогда не должно повториться? Нет. "К войне нужно готовиться самым серьезным образом!" Лучшие ученые всех стран подключаются (переключаются) к разработкам в военной области. Государства бросают колоссальные средства не на здравоохранение, не на образование, а на создание новых и новых орудий убийства.

Вторая мировая война не заставила себя долго ждать. Всего два десятилетия (!!!) разделяют эти мировые трагедии. Вторая мировая - уже по праву именуется "войной моторов". Даже не специалист может заметить, как, за эти два десятилетия, возросла техническая оснащенность воюющих сторон, и как она стремительно совершенствовалась, подстегиваемая самой войной.

Результаты Второй мировой - еще более ужасают.

Характерной особенностью для Первой мировой войны явилось применение химического оружия (тоже первый раз в истории). Германские войска использовали его дважды. Как логическое завершение Второй мировой явилось применение американцами более мощного оружия массового поражения - атомной бомбы, причем, тоже дважды (двойное совпадение?!!).

После окончания этой ужасной общечеловеческой бойни, совершенствование военной техники приобретает небывалый размах и скорость. Без преувеличения можно сказать, что свои семимильные шаги оно делает не по дням, а по часам.

Не будем заострять внимание на том, что и когда было изобретено и открыто, какие системы и в какой стране были приняты на вооружение.

Считанные годы, и преодолен предел здравого смысла. Человечество накапливает столько оружия, что можно несколько десятков раз (!!!) уничтожить все живое на планете, хотя и одного-то более чем достаточно. (Обезумевший человек может принести окружающим неизмеримо больше беды, если у него не автомат в руках, а ядерная кнопка под пальцем.) Тупик? Да. Чтобы хоть как-то исправить положение необходимо разоружение. Но вся беда в том, что каждый хочет, чтобы разоружался только его сосед. Всем вместе сокращать вооружение не получается.

События же последних дней наглядно показывают, что не только оружие может нести смерть. Группа камикадзе, вооружившись пластмассовыми перочинными ножами, употребила пассажирские самолеты - технику сугубо мирную, для нанесения "точечных ударов", тем самым сокрушив символы могущества Америки.

Бессмысленно говорить о сокращении или даже полной ликвидации парка гражданской авиации. Ведь не техника сама по себе явилась виновницей трагедии, а овладевающая людьми идея, т.е. вещь духовного характера.

У технического прогресса, как и у палки, - два конца. И второй, как известно, - бьет сильнее. Загрязнение окружающей среды выхлопными газами автомобилей, которых на сегодняшний день насчитывается около 300 млн.; кислотные дожди; негативные последствия строительства плотин; загрязнение водоемов; тепличный эффект (глобальное потепление); химическое удобрение почвы (избыток содержания азота); нефтяные пятна на морях и океанах; радиоактивное заражение местности в результате выбросов радиоактивных веществ и аварий на атомных электростанциях и многое-многое другое завело человечество в иной, не военный тупик. По мнению ученых, и в этой области разумный, безопасный предел тоже остался далеко позади, ибо в природе начались необратимые процессы, которые нельзя уже остановить, а можно только замедлить.

Глобальная индустриализация через глобальное потепление грозит глобальной катастрофой.

Не трудно заметить, что в основе стремления человека к прогрессу лежит желание переложить свой труд на плечи машин и механизмов. Иными словами - попытка проигнорировать Божью заповедь трудится "...в поте лица..." (Быт.3.19). Манящий мираж земного рая, по мере приближения к нему, все больше обретает черты земного ада.

"Но, позвольте, - скажет некий читатель, - благодаря прогрессированию врачебного искусства, созданию совершенных приборов, при содействии именно научно-технического прогресса, медицина спасла не один миллион человеческих жизней".

И вот здесь-то мы опять упираемся в различное понимание наукой и религией явления самой жизни. С точки зрения ученых, жизнь - это физиологическое существование человека, животного. Христиане понимают жизнь как некое духовное блаженное состояние в вечности, к которому ведет земной, начальный отрезок бытия.

С христианской точки зрения, медицина не может СПАСТИ жизнь человека, поскольку не в ее это власти. Врачи могут (и то по воле Творца) отсрочить на какое-то время момент перехода в вечность, в иной, духовный мир, который материалистической наукой не признается, а следовательно и не изучается.

Врач может подготовить к операции, но к вечности готовит священник.

Результат успешных действий доктора - несколько лет земной жизни, из которых одного дня, а иногда часа, может оказаться достаточно, чтобы наследовать жизнь вечную. А отвергать Спасителя (т.е. не признавать полноту Жизни, добровольно отказаться от Нее) любое количество времени в сравнении с вечностью - ничто.

Однажды отказавшись от этой вечной жизни, и не покаявшись в этом, Адам влачил свое "физиологическое существование", а попросту - умирал биологически 930 лет. Его сын Сиф преодолевал свое земное поприще уже 912 лет. Енос - наследник Сифа, ожидал смерти 905 лет.

Почему сокращаются годы жизни первых людей? Почему так мало живем мы? Возможно, каждое поколение все дальше и дальше отходит от Бога, роднится с грехом.

С началом возникновения технического прогресса совпадает и начало духовного регресса.

Понимая это, на протяжении двух тысячелетней истории христианства подвижники благочестия уходили в пустыни, тем самым удалялись от благ цивилизации, как от ядовитого пития.

Практику дистанцирования от прогрессирующего общества знают и другие мировые религии. Отшельничество присуще не только Православию. Для нас важно отметить понимание религиозными людьми (не заостряя внимания на направленности их духовности) того, что прогресс на любой ступени своего развития является серьезной помехой для продвижения в области духовных исканий.

Почему же люди все-таки трудятся на ниве науки? Причин много. Одни, как мы уже отмечали, хотят усовершенствовать различные орудия, используемые в жизни, и косвенно - саму жизнь. Другие, понимая, что это у них получается, зарабатывают подобным ремеслом свой кусок хлеба. Третьи, хотят выделиться, подчеркнуть свою одаренность, свое интеллектуальное превосходство. Так или иначе, перечисленные основные причины в большей или в меньшей степени присущи каждому грызущему научный гранит. Так благие намерения в конечном итоге всегда вымащивают тесную, губительную дорогу, как для общества, для окружающей природы, так и для самого ученого.

Но, пожалуй, в одном случае научная деятельность все же может принести определенную пользу. Это, когда посредством изучения мира материального человек открывает для себя иной мир - духовный, начинает жить по его законам.

Само же слово ЦИВИЛИЗАЦИЯ происходит от латинского civilis - гражданский (цивільний - укр.), т.е. не военный. Земная же Церковь - церковь воинствующая, и христианин - воин Христов. С кем же ведет она войну? С соседними государствами? Нет. С иными религиями? Нет. «...наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». (Ефес.6.12.) Нужна ли христианам такая цивилизация, (иными словами, разоружение)? Против ближних - ДА! В духовной брани - НЕТ! Но мир все-таки пытается разоружить живущих в нем, в первую очередь, духовно. Индустрия безудержных развлечений, различных страстей и всевозможных пороков вошла в нашу общественную жизнь и уверенно восседает в сердцах людей, падких на соблазн.

Если раньше оружие было в руках сил правопорядка, то сегодня, практически, каждый желающий может купить любое оружие, от пневматического до нарезного огнестрельного, а если позволят средства (не власти!?) - то что-нибудь и посерьезнее.

Вероятно, излишне будет в который раз призывать прогрессивное человечество: "Перековать мечи на орала". Ведь вопрос ставится даже не в форме: МОЖЕМ ли мы? Нет. ХОЧЕТ ли каждый из нас сменить красавца-скакуна, с мерседесовской символикой на капоте, на молодого необъезженного осленка, чтобы, приняв зрак раба Христова, в смирении и уничижении въехать в горний Иерусалим.

 
Автор:  Сергей Шевченко, Украина, г. Сумы
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст